Лучший педагог года

Урок окружающего мира во 2 классе «Наша дружная семья»

Пронина Галина
Урок окружающего мира во 2 классе «Наша дружная семья»

Предмет, класс : Окружающий мир 2 класс

УМК: «Школа России», автор Плешаков А. А.

Тема: "Наша дружная семья"

Цели: формировать навыки культуры общения и поведения в семье

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

• Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.

• Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Публикация «Урок окружающего мира во 2 классе „Наша дружная семья“» размещена в разделах

• Развитие осознания необходимости культуры общения в семье.

• Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

• Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.

• Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

• Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Познавательные УУД:

• Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.

• Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

• Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

• Развитие способностей к творческому мышлению.

Коммуникативные УУД:

• Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.

• Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.

Предметные:

• Отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия

• Уметь различать родственные взаимосвязи.

• Определять роль в жизни человека культуры семейного общения

Ход урока:

1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок, начинается урок.

Мы сегодня не одни, гости на урок пришли.

Повернитесь поскорей, поприветствуйте гостей,

Подтянитесь, улыбнитесь и тихонько все садитесь.

- На уроке, как и всегда, нам сегодня пригодятся вот такие качества:

с - - - - - - - - - - - - - - - ь, (сообразительность)

с - - - - - - а, (смекалка)

в - - - - - - е, (внимание)

т - - - - - - е (терпение)

И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ!

2. Мотивация к учебной деятельности.

У КАЖДОГО НА ПАРТЕ ЛЕЖАТ СМАЙЛИКИ ДЛЯ САМООЦЕНКИ.

В КОНЦЕ УРОКА ПОДВЕДЁМ ИТОГ.

3. Проверка домашнего задания.

- Дома вы готовили загадки по теме: «Здоровье и безопасность».

Посмотрите на выставку работ. После урока я выставлю всем отметки за домашнее задание.

2. Постановка проблемы.

- А где вы учитесь правилам здорового образа жизни? (В школе, через средства массовой информации,)

-Оказывается, очень важным для каждого человека является …

А что? Мы узнаем сегодня на уроке.

- Я прочитаю вам историю, которая произошла с одним мальчиком. А вы, ребята, постарайтесь проследить, как менялось настроение героя, чтобы потом поразмышлять, высказать своё мнение, почему это происходило, и определить тему урока.

Голосовая запись:

Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Тля пошел в школу, не выучив урока, очень, боялся, что учитель вызовет его к доске.

– Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, – подумал он. Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: “Я здесь” Но учитель, вздохнув, сказал: “Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать”. Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался. После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал и Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята не замечали его. Толе стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.

– Мама, вот он я! Но мама не слышала и не видела его.

– Не хочу быть невидимкой, – заплакал Толя. Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть одному!

И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.

– Заинтересовала вас эта история? Что особенного запомнилось?

– Ребята, что загадал Толя?

– Сбылось ли его желание?

– Какое чувство испытал Толя в начале истории? Как изменилось его чувство в конце?

– Понравилось Толе быть невидимкой? Почему?

– Какой вывод можно сделать из этого рассказа? (Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми.)

Вывод. Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими горестями и радостями, то есть не с кем общаться.

В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие люди для нас – это наши родные, наша семья.

3. Сообщение темы и целей урока.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (общение, семья)

Да, мы начинаем изучать большой раздел учебника «Общение». В своей жизни мы общаемся с разными людьми.

4. Изучение нового материала.

С кем мы общаемся? одноклассниками, учителями, и т. д.)

С кем чаще? (родителями)

Где это происходит? (В школе, на улице, дома)

Цель. Люди делятся друг с другом своими переживаниями, радостями, восторгом, печалью. Человек не может жить без общения с другими людьми. Мы отправляемся в путешествие по стране общения. Мы общаемся не только с людьми, но и с книгами.

а) откройте учебники на с. 42.

А кто самые близкие люди для каждого из вас? (родители, бабушки и дедушки… - семья)

б) конкретизация темы урока

- На этом уроке мы более подробно остановимся на общении в семье, домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи, культуре общения семьи.

-Прочитайте тему: «Наша дружная семья».

-Как вы понимаете, что такое «СЕМЬЯ»? (родственники, люди, живущие вместе)

- А связаны ли между собой семья и общение? Мы общаемся в семье?

Работа над понятием «семья».

- Давайте попробуем сегодня выяснить, какую семью называют дружной?

Я ставлю знак вопроса!

А сейчас поиграем в игру «ОТГАДАЛКИ».

Она лучше всех на свете, Набатчикова

Без нее прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети

И, конечно, у меня. (мама)

Шкаф тяжелый кто подвинет? Бутенко

Кто розетки нам починит,

Кто все полочки прибьет,

В ванной утром кто поет?

Кто в машине за рулем?

На футбол мы с кем пойдем? (папа)

На него смотрю всегда Якунина

И беру с него пример.

Он на папу так похож!

Но только с сединой – и что ж? (дедушка)

У мамы работа, у папы работа, Жемчугов

У них для меня остается суббота!

А с нею я дома всегда,

Она не ругает меня никогда! (бабушка)

Маме на радость, папе в награду, Смильгин

Он появился, наследник – отрада.

Родной, несмышленый, пуговки–глазки –

Ему все вниманье, забота и ласки. (сын)

У мамы сестра Тата

Веселей не найдете!

Ей очень горжусь

Ведь она моя … (тётя)

К нам приехал папин брат. Данила

Встрече с ним я очень рад!

Он твердит, в глаза мне глядя:

«Руку жми, ведь я твой… (дядя)

Оформление доски:

По мере отгадывания загадок на доске при помощи карточек со словами выстраивается схема:

Вот такая схема у нас получилась!

- Где же можно узнать точное толкование слова «семья»? (В толковом словаре)

- Наши ребята работали с толковым словарём, давайте узнаем, что же они выяснили. Поделитесь, пожалуйста, своими сведениями.

Словарь Ожегова С. И.

СЕМЬЯ - это группа живущих вместе близких родственников.

- Образуйте однокоренное слово к слову семья. (семейный, семейка)

- Придумайте словосочетание с этим словом. (семейный альбом)

- К сегодняшнему уроку дети готовили ПРОЕКТЫ о своих семьях. Послушайте, что получилось.

СЫРБУ МАРГАРИТА

Мой папа, Виктор Петрович. Он весёлый, целеустремлённый и ответственный. Мы часто ездим с ним в гости, ходим в баню и катаемся на коньках. Я «папина» дочка!

Сама я весёлая, послушная, помогаю маме с братиком, а также занимаюсь бальными танцами, где уже добилась результатов.

Марина Станиславовна – это моя мама. Она строгая, но заботливая. Она поддерживает меня на всех моих турнирах в качестве тренера.

ГОЛУБ КРИСТИНА

Я очень люблю свою семью и дорожу ею! Наша семья дружная и крепкая! Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

БЕЛОВ МАТВЕЙ

Я братом своим очень-очень горжусь

И в этом всем с радостью вновь признаюсь!

Знакомы с рожденья и с детства дружны,

Поэтому очень друг другу нужны!

Спасибо за то, что ты добр и умён,

Отзывчив, надёжен, красив и силён!

Готов ты помочь и понять меня рад,

Ты — самый хороший и преданный брат!

КРАВЧЕНКО КОНСТАНТИН

Папа, мама, старшая сестра и бабушка – это мои самые дорогие и любимые люди на свете – это моя семья!

Сейчас хочу рассказать о своих бабушках.

Моя бабушка Валентина Степановна. Она много знает и рассказывает мне про окружающий мир. Я люблю с ней играть в настольные игры и делать уроки, когда она приезжает к нам.

А у бабушки Людмилы Ивановны самые вкусные пироги. Она сама живёт в Карелии. Я люблю бывать у неё в гостях.

в) Поговорим о культуре общения

- Попробуем разыграть ситуацию…

Итак, покажет сценку наша первая творческая группа.

К дедушке и бабушке (Ирина, Бутенко, Ярослав, Иванова, Мане)

Настя и Володя,

В гости на оладушки

в выходной приходят.

Внук Володя попросил:

- Дед, налей мне чаю.

Дед голову склонил,

Вове отвечая:

- Плохо слышу я внучок,

не чета тебе я.

Я уже ведь старичок,

вот и слух слабеет.

Настя бабушке грубит:

- Ты не видишь что ли,

Что солонка тут стоит,

На столе без соли?»

Насте бабушка в ответ:

- Я ведь вижу плохо,

Мне уже не мало лет,

помоги мне кроха.

Стало после этих слов

стыдно детям очень.

Вова говорит: - Готов!

Я во всем помочь им».

- Да и мне не по себе,

Настя вторит брату -

В том, что стали вы слабей,

вы не виноваты!

Через много, много лет

мы такие будем.

Я – бабуля, Вова – дед,

все стареют люди.

Глазки, ушки заболят

и у нас, когда-то.

Так разумно говорят

славные ребята!

Ставят сами всё на стол

Чай по чашкам льётся.

Тут и дедушка расцвёл,

Бабушка смеётся!

Вы, ребята, никогда

близким не грубите.

Деда с бабушкой

всегда от души любите!

- Ребята, что вы чувствовали, когда смотрели эту сценку? Почему ребята рассердились? (что дед чаю не налил, соли нет в солонке)

- Чего они не учли? (что дедушка с бабушкой старенькие)

- Можно ли грубить старшим, маме, папе, дедушке, бабушке.

- А сейчас закройте, пожалуйста, глазки, представьте своих родных.

- Это удивительно, но когда вы закрыли глаза и вспомнили своих родных, наш класс осветился множеством улыбок. Как вы думаете почему?

- Значит, в ваших семьях царит любовь и доброта.

- Вдохните в себя эту любовь и доброту, а ещё свежесть и красоту сегодняшнего дня. Я желаю вам успехов и удачи на уроке. Продолжаем урок.

- Можем ли мы теперь ответить на вопрос: Что такое «КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»? ….)

Вывод. Культура общения - вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку.

- Нужна ли она в семье? Почему? (Культура общения нужна нам, чтобы семья была дружная и счастливая)

- Можно ли обижать того, кто тебя любит? (Нельзя, потому что они любят и заботятся о нас)

- Послушайте стихотворение, которое приготовил Никита.

Папа разбил

Драгоценную вазу

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу.

Но папа нашелся:

Взглянул им в глаза

И робко и тихо

“Простите” сказал.

И мама молчит,

Улыбается даже.

- Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…

“Простите!” -

Казалось бы,

Что в нем такого?

А вот ведь какое

Чудесное слово!

- Ребята, а вы знаете, почему папу так легко простили?

Как вы попросите прощение? Можно ли грубить друг другу, давать обидные прозвища, обижать младших?)

г) Необходимо вместе выполнять работу по дому

- Давайте сейчас откроем тетради стр. 24, выполним задание №2. (Проверка вслух)

Пришло время выслушать третью творческую группу. Будьте внимательны, вы должны понять, без чего ещё нельзя жить в семье.

3 группа Сценка "Помощник"

Вова плачет тонко-тонко (Кира, Илья Р, Даша, Влад)

И глаза трет кулаком:

– Я вам больше не девчонка,

Не пойду за молоком.

Мама смотрит без улыбки:

– Что же, сделаешь ошибку.

Мне не будешь помогать –

Не пущу тебя гулять.

Посмотрел, подумал он:

– Ну давай уж свой бидон.

Вове грустно и обидно,

Он шагает стороной.

– Может, так не будет видно

Всем бидона за спиной.

Дядя с длинными усами,

Высоченный, как отец,

Улыбнулся:

– Видно, маме

Помогаешь? Молодец!

И уже не стороной

Вова гордо шел домой.

Хоть по лестнице шагал,

Молоко не расплескал.

– Мама, что еще купить?

Я могу сейчас сходить!

Вывод. В семье все надо делать вместе, помогать друг другу. А как у вас в семье?

Вывод. Молодцы! Заботьтесь о родителях, у них много трудностей.

5. Первичное закрепление.

Самостоятельная работа в парах «Признаки дружной семьи» с последующей проверкой (вычеркнуть предложения, со смыслом которых не согласны).

1 вариант:

1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.

3. Живут в одной квартире.

4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.

5. Вместе занимаются домашним хозяйством.

2 вариант:

1. Каждый член семьи отдыхает отдельно.

2. Вместе распределяют деньги на покупки.

3. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.

4. У каждого свой кошелек.

5. У каждого члена семьи свое хозяйство.

6. Физкультминутка.

- Молодцы! Вы такие подвижные, активные! Скажите, как вы считаете, наш класс можно назвать СЕМЬЁЙ?

7. Продолжение работы по теме урока.

Работа в группах с пословицами. Игра «Склей пословицы». (Начало пословиц у одной группы детей, продолжение пословицы у другой группы детей).

8. Рефлексия. Проектная творческая деятельность.

-Давайте продемонстрируем, как мы усвоили урок. Постройте Дом своей мечты. Подумайте, что должно быть обязательно в вашем счастливом доме.

понимание

раздражение

вражда

любовь

взаимопомощь

ссора

радость

безразличие

уважение

наказание

Вопросы – Что же такое семья?

– Какую семью можно назвать дружной?

– Какие правила культурного общения вы запомнили?

– Какие чувства, эмоции испытали сегодня на нашем занятии?

– Какое открытие вы сделали для себя сегодня?

- ПОКАЖИТЕ, пожалуйста, карточку с изображением смайлика, соответствующего вашему настроению в конце урока.

- Дорогие ребята, а чтобы вы ещё лучше запомнили правила общения в семье, я хочу подарить вам ПАМЯТКИ

9. Домашнее задание.

Учебник : стр. 44-45, пересказ.

Рабочая тетрадь: стр. 25. № 5 .

Публикации по теме:

Конспект урока окружающего мира во 2 классе «Как животные воспринимают мир» Методическая разработка урока окружающего мира 2 класс Тема: «Как животные воспринимают мир» Составила: Забоева Ирина Геннадьевна.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Зона арктических пустынь» Тема: Зона арктических пустынь Цели: сформировать у учащихся понятие «Арктика»; учить находить и показывать ее на карте полушарий; ознакомить.

Презентация на тему: «Красная книга». Урок окружающего мира 1 класс В данной работе рассказывается об исчезающих видах растений и животных на территории Тамбовской области. Что может быть лучше длительного.

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе «Как путешествует письмо?» Урок по окружающему миру 1 класс учитель Елисеева С. А. Тема: «Как путешествует письмо?» Цели деятельности учителя образовательные:.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Иван III» Тема: Иван Третий Цель: сформировать представления учащихся о Москве времен Ивана III, сравнить со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия.

Урок окружающего мира в 4 классе «Природные зоны России» Тема: Природные зоны России Цель: познакомить с природными зонами, т. е. закономерным чередованием природных зон на территории планеты и.

Урок окружающего мира в 4 классе «Страна, открывшая путь в космос» Тема: Страна, открывшая путь в космос Цель: сформировать представления учащихся о жизни страны в послевоенное время. Формируемые УУД: познавательные.

Урок окружающего мира 4 классе «Такие разные праздники» Тема: Такие разные праздники Цель: сформировать представление о праздниках в России, их различиях и особенностях. Формируемые УУД: познавательные.

Урок окружающего мира в 4 классе «Михаил Васильевич Ломоносов» Тема: Михаил Васильевич Ломоносов Цель: формировать у учащихся представления о жизни и деятельности М. В. Ломоносова. Формируемые УУД: познавательные.

Конспект урока окружающего мира в 3 классе «Что такое экономика» Урок окружающего мира 2 класс. «Что такое экономика? I. Орг. момент Всем, всем- доброе утро! II. Самоопределение к деятельности Приём.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок окружающего мира во 2 классе «Наша дружная семья»
Опубликовано: 11 июля 2019 в 22:33
+73Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД