Урок по химии в 10 классе «Обобщение по теме: Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры»

Зубрилина Наталия Ивановна
Урок по химии в 10 классе «Обобщение по теме: Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры»

Тип урока: Урок обобщение с мультимедийным сопровождением, комбинированный урок

Задачи урока.

Закрепить знания о карбоновых кислотах, сложных эфирах: их номенклатуре, свойствах. Способствовать развитию эрудиции, логического мышления учащихся.

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические – в логической взаимосвязи.

Цели урока:

Обучающие цели: систематизировать знания о сложных эфирах, кислотах их строении, нахождении в природе и свойствах; обобщить и развить знания учащихся о жирах как о сложных эфирах глицерина и высших карбонатных кислот.

Воспитывающие цели: создать условия для самостоятельной работы учащихся, работы в парах,укреплять навыки работы учащихся с текстом, выделять основное в тексте, выполнять тесты.

Развивающие цели: создать на уроке диалоговое взаимодействие, содействовать развитию умений учащихся высказывать свое мнение, выслушивать товарища.

Ход урока.

Учитель: Здравствуйте! Мы продолжаем с вами изучать карбоксильные органические соединения. На следующий урок мы пишем с вами практическую работу №5, а затем контрольную работу по теме: «Карбоксильные соединения и их свойства».

Как вы думаете, чем же сегодня мы будем заниматься?

Правильно, повторять строение и свойства карбоновых кислот, сложных эфиров и жиров.

Перед вами маршрутный лист.

Итак,

Задание №1 Химический диктант:

1. Муравьиная кислота обладает свойствами альдегидов и карбоновых кислот.

2. Карбоновые кислоты содержат карбонильную группу

3. Карбоновые кислоты взаимодействуют с кислотными оксидами.

4. Жиры-это сложные эфиры высших карбоновых кислот и спирта глицерина.

5. Карбоновые кислоты- слабые электролиты.

6. В реакции этерификации карбоновая кислота отдает гидроксильную группу, а спирт- атом Н.

7. Реакция этерификации необратима.

8. Атом углерода в карбоксильной группе находиться в sp3–гибридизации.

Ответ:

№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8

+ 0 0 + + + 0 0

«+» - если утверждение верно. «0» - если утверждение не верно.

Проверяем: меняемся маршрутными листами, проверяем ответы и выставляем баллы.

Задание №2 Исключить лишнее:

1). а) C3H7COOCH3 б) HCOOH в) C2H5COOC3H7 г)HCOOC2H5

Ответ: б) – это карбоновая кислота, три других формулы-сложные эфиры.

2) а) масляная кислота, б) муравьиная кислота, в) этановая кислота, г) капроновая кислота

Ответ: в) – это международное название, а остальные - тривиальные.

Учащиеся выставляют баллы.

Задание №3Определить класс веществ и дать название (международное и тривиальное):

а) НСООСН3 б)С3Н7СООН в) СН2 = СН - СООН г) С6Н5СООН

Ответ:

а) сложные эфиры, метиловый эфир метановой кислоты (метиловый эфир муравьиной кислоты).

б) предельные карбоновые кислоты, бутановая кислота (масляная кислота);

в) непредельные карбоновые кислоты, пропеновая кислота (акриловая кислота);

г) ароматические кислоты, бензойная кислота;

Учащиеся выставляют баллы.

Задание №4

Тестовые задания (Химия, ЕГЭ 2020, В. Н. Доронькин)

1) с. 50 №11 ответ: 435

2) с. 385 №11 ответ: 334

3) с. 451 №11 ответ: 231

Учащиеся выставляют баллы

Работа с учебником (задание №5) схема 9 «Применение уксусной кислоты»

Учащиеся выставляют баллы.

Физическая минутка для глаз

Учащиеся вспоминают технику безопасности при проведении лабораторных работ

Практическое задание (задание №6):

А) Получить пропионат меди

Исходные вещества: пропионовая кислота, оксид меди.

2CH3- CH2- COOH + CuO (CH3- CH2-COO)2Cu + H2O

Б) Получить пропионат цинка

Исходные вещества: пропионовая кислота, цинк

2CH3- CH2- COOH + Zn (CH3- CH2-COO)2Zn + H2

Учащиеся выставляют баллы

Презентация «Сложные эфиры»

Учащийся, приготовивший презентацию, выставляет баллы.

Задание№7

Тестовые задания (Химия, ЕГЭ 2020, В. Н. Доронькин)

1) с. 134 №14 ответ: 35

2) с. 293 №14 ответ: 13

3) с. 359 №14 ответ 45

Учащиеся выставляют баллы.

Задание №8 Написать уравнения реакций,с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

H2O H2OHg2+ Ba(OH)2

CaC2 X1 ---X2 CH3-COOH ---X3

Ответы:

1) CaC2 + 2H2O Ca(OH)2 + CH CH

Hg2+

2) CH CH + H2O CH3-CHO

3) CH3-CHO + 2Cu(OH)2 CH3-COOH + Cu2O + 2H2O

4) 2CH3-COOH + Ba(OH)2 (CH3-COO)2Ba + 2H2O

Этот номер аналогичный №33 на ЕГЭ по химии.

Учащиеся выставляют баллы.

Презентация «Жиры»

Учащийся, приготовивший презентацию, выставляет баллы.

Физическая минутка

Задание №9

Тестовые задания (Химия, ЕГЭ 2020, В. Н. Доронькин)

1) с. 387 №17 ответ: 2163

Фрагмент фильма «Приготовление мыла».

Учащийся, приготовивший фрагмент фильма, выставляет баллы.

Задание № 10 Расчётная задача. (на ЕГЭ – это №27)

Какова массовая доля уксусной кислоты в растворе, полученном при смешивании 155 г 5% - ного раствора и 207 г 11%-ного раствора кислоты? (Ответ с точностью до десятых)

Ответ:

5% + 11% = Х%

155 г 207г 362г

155 • 5 + 207•11 = 362•Х ;

775 + 2277 = 362•Х ;

3052 = 362• Х ;

Х = 8,4 %

Ответ: = 8,4%.

Учитель:запишите домашнее задание : § 20 ,21 (повторить, практическая работа №5 (прочитать).

Самооценка работы на уроке

На уроке я работал активно / пассивно

Своей работой на уроке я доволен /не доволен

Урок для меня показался коротким /длинным

За урок я не устал /устал

Моё настроение стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен /бесполезен

интересен /скучен

Домашнее задание мне кажется лёгким /трудным

По маршрутному листу отметка

Урок окончен. До свидания.

Публикации по теме:

Урок математики в 4 классе по теме «Деление на трехзначное число» Тема: Деление на трехзначное число Цель: закрепление умения делить многозначные числа на трехзначное с использованием алгоритма деления.

Урок письма в 1 классе по теме «Письмо заглавной буквы И» по УМК «Планета знаний» Тема урока: «Письмо заглавной буквы И» Задачи урока: Образовательная - освоение алгоритма написания заглавной буквы И; Развивающая – развитие.

Урок по обществознанию в 8 классе по теме «Долг и совесть» Никитушкина Ирина Петровна ГБОУ СОШ № 1 г. Похвистнево 8 «Б» класс Обществознание Тема: «Долг совесть» Цель урока: • сформировать представление.

Урок по предмету «Человек и мир» во 2 классе по теме «Звери» в музееУрок по предмету «Человек и мир» во 2 классе по теме «Звери» в музее Цель: создание условий для формирования представлений о зверях, их образе жизни, питании, заботе о потомстве. Задачи: познакомить.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными»Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными» Урок по русскому языку 5 класс. Тема урока: Правописание не с именами прилагательными. Цель урока: Продолжить изучение темы «Прилагательное.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Урок русского языка в 3 классе «Осенняя прогулка» по теме «Род имён существительных» ТЕМА УРОКА: РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ «Осенняя прогулка» Цели: 1. Закрепить представления об одушевленных и неодушевленных существительных,.

Урок русского языка в 11 классе по теме «Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ. Работа с текстом Б. Екимова» Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения недели русского языка и литературы в МОУ «Лицей №2» 11.02.2019 г.

Урок русского языка во 2 классе. Обобщение знаний о глаголе Урок русского языка во 2 классе. Тема: Обобщение знаний о глаголе. Тип урока: обобщение знаний Цель урока: - обобщение и систематизация.

Библиотека изображений:
  • Сад и огород
  • Здоровье, гигиена
  • Пожарная безопасность
Автор публикации:
Урок по химии в 10 классе «Обобщение по теме: Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры»
Опубликовано: 20 августа 2020 в 10:47
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 апреля. Всемирный день цирка

Очередной тематический день посвящен виду искусства, который возвращает взрослых в детство, а детям дарит незабываемые эмоции. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать...

17 апреля. Международный день кофе

Всемирных дней кофе существует в календаре несколько. Один из них приходится на 17 апреля. Предлагаем воспользоваться этим поводом узнать вместе с детьми побольше о популярном ароматном напитке. Который...


Горячие темочки