Лучший педагог года

Урок ОБЖ в 7 классе «Лесные и торфяные пожары»

Ирина Закотнова
Урок ОБЖ в 7 классе «Лесные и торфяные пожары»

Филиал МОУ СОШ № 2 Крюковская ООШ

Урок ОБЖ в 7 классе

«Лесные и торфяные пожары».

Учитель: И. Д. Закотнова.

Тема: «Лесные и торфяные пожары».

Тип урока : комбинированный.

Цели урока :

• Образовательные – изучение материала по теме «Понятие лесных и торфяных пожаров. Классификация пожаров»; ознакомление учащихся с видами природных пожаров и их разрушительным действием.

Публикация «Урок ОБЖ в 7 классе „Лесные и торфяные пожары“» размещена в разделах

• Развивающие – развитие познавательного интереса посредством применения ИКТ; осознание проблемы опасности природных пожаров для жизнедеятельности человека; содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширение кругозора учащихся.

• Воспитательные – умение оценивать степень риска природных пожаров для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека; привитие навыков осторожного обращения с огнём; ориентирование на мужество, находчивость, и самоотверженность.

I Организационный момент.

II Изучение нового материала.

1. Подход к теме урока (слады сопровождающие стихами, мелодией)

Вступительное слово учителя.

-Дорогие ребята, прежде чем перейти к изучению нового материала, вспомните, пожалуйста, с каким настроением, с какими намерениями вы приходите в лес. Если для того, чтобы отдохнуть от городской суеты, если идёте с открытой душой и добрым сердцем для общения с природой, то милости просим, лесная сказка ждёт вас.

(Под спокойную мелодию идёт демонстрация кадров, посвящённого жизни леса.

(Учитель читает стихотворение на фоне кадров).

…И мы пройдёмся медленно по лесу,

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

И будем над цветками наклоняться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтобы увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

(На экране - сосновый борт; плакучие ивы над речкой, трепетная берёзовая роща; поляна, усыпанная луговыми цветами; алые сопки от цветущего багула (рододендрона); могучие кедры; птичье гнездо с птенцами, проворная белочка, прыгающая с ветки на ветк…)

Учитель. Лес – это наше национальное богатство. Он играет огромную роль в жизни людей.

Каую? (регулирует водный обмен; поглощает шум, диоксит углерода, твёрдые частицы пыли и, наконец, производит кислород. 60 % атмосферного кислорода вырабатывает лес, его называют «лёгкие планеты»).

Учитель: Однако сегодня над человечеством нависла угроза оставить будущее поколение без «зелёного золота».

(Музыка резко обрывается, и на экране появляются мрачные картины, кадры лесных пожаров. Лесная сказка исчезла. Жадные языки пламени пожирают всё вокруг. Обугленные деревья, чёрная выгоревшая земля. густой дым закрыл солнце.)

Учитель. Вы были свидетелями столкновения добра - мира природы с её красотой и уникальностью, и зла, которое часто возникает по вине человека.

Ребята, может кто-то догадался, какая тема нашего урока?

Какие цели должны поставить?

(Учитель обобщает ответы уч-ся) (запись темы в тетрадь)

2. Знакомство с новым материалом.

1) Понятие ПОЖАР.

прежде чем мы приступим к изучению нового материала, послушаем историю огня. Подготовила это сообщение Быкадорова В.

Ученик. Когда-то давно люди не знали огня, не знали ремесел, жили в пещерах и ели сырое мясо. Тогда миром правили боги, жившие на высоком Олимпе, сильные и красивые, всеведущие и всемогущие. Всего у них было в достатке. Они считали, что все блага должны принадлежать им одним. Юный Прометей, сын вольнолюбивого титана Япета. Прометей был наделен чутким сердцем и храброй душой. Прометей с жалостью взирал на людей, страдающих от холода, болезней и невежества. И решил облегчить им жизнь, вопреки воле богов. Однажды он пришел с похожим на жезл полым тростником. Незаметно положил в тростник тлеющий уголек из очага богов. Он передал огонь людям и научил использовать его: научил готовить пищу, обжигать горшки и выплавлять металл. Взглянул однажды Зевс на землю и удивился. Люди больше не бродили стадами, и жили семьями в хижинах и домах, овладели искусствами, и если бы не смерть, против которой они были бессильны, их можно было принять за богов. В ярость пришел Зевс. Понял он, кто даровал людям огонь и знание против его воли и без его ведома. И велел он приковать Прометея к скале на высокой горе Арарат. Зевс послал своего Орла, чтобы тот каждый день прилетал на гору к прикованному пленнику и раздирал когтями его тело и клевал печень. Так как Прометей был, как и все титаны, бессмертен, за ночь страшная рана затягивалась и печень отрастала. На заре же над Кавказом вновь слышался шум гигантских крыльев. Орел опускался на Прометея, и его муки возобновлялись.

Учитель. Веками длились страдания Прометея. Но столь, же долгой была людская благодарность. Гончары и люди других огненных профессий почитали его как бога. Поэты всех времен и поколений прославляли в своих творениях Прометея как борца с несправедливостью и освободителя человечества. (Слайд №)

С тех пор как Прометей подарил людям огонь, человечество затрачивает уйму усилий в борьбе с ним.

Учитель: У нас на уроке присутствуют команды:

«СПАСАТЕЛИ» и «ЛЕСНИЧИЕ»

ЗАДАНИЕ 1 понятие пожара в разных источниках.

Учитель: "Злой огонь - огонь пожара", давайте выясним, что же такое пожар?

(В толковом словаре Даля так трактуется слово пожар. «Пожар – охват и истребление огнём строения, или вообще чего-либо горючего, но в таких размерах, что огонь берёт верх над усилиями человека».

В словаре Ожегова «Пожар – пламя, широко охватившее и уничтожающее что-нибудь».)

(Слайд №)

Учитель: В Федеральном законе «О пожарной безопасности», принятом 18 ноября 1994 года Государственной думой дано следующее определение пожара. «Пожаром называется неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства».

Учитель: кто знает как называется наука которая изучает лесные пожары? (ПИРОЛОГИЯ)

2) Классификация пожаров и их краткая характеристика.

(Объяснение с опорой на презентацию)

Природные пожары подразделяются на : 1) Лесные; 2) Торфяные; 3) Степные; 4) Ландшафтные (травяные палы). (Слайд № 1)

Наиболее подробно мы остановимся на лесных и торфяных пожарах.

В зависимости от характера возгорания и состава леса лесные пожары подразделяются на низовые, верховые и почвенные. (Слайд № 2)

Верховой пожар (Слайд № 3) распространяется по кронам деревьев. Чаще всего сгорает весь древостой. Наиболее подвержены верховым пожарам хвойные молодняки, заросли кедрового стланика, хвойные насаждения на крутых склонах

Низовые пожары (Слайд № 4) – это горение сухого надпочвенного покрова состоящего из мхов, лишайников, вереска, черники, кустарников, подстилки (рис. 9.3). При этом повреждаются подрост, подлесок, нижняя часть стволов и корни. Высота пламени до 2 – 2,5 м. Температура горения 7000°С, а иногда и больше. Скорость горения зависит от ветра, влажности и количества горючих материалов – чаще 1 км/ч, реже 3-5 км/ч. Бывают беглые пожары и устойчивые (медленные). Низовой пожар характеризуется распространением огня по напочвенному покрову. Горят лесной опад, лесная подстилка, ветки, живой покров изо мхов и травы, мелкие кусты и кора в нижней части стволов деревьев

Почвенный пожар (торфяной) (Слайд № 5) развивается в результате проникновения огня в нижние слои почвы, в том числе в торфяной слой. При таком пожаре сгорают корни растений, и деревья падают вершинами к центру пожара. Лесные пожары уничтожают деревья и кустарники, заготовленную в лесу древесину. В результате пожаров снижаются защитные, водоохранные и другие полезные свойства леса, уничтожается фауна, сооружения, а в отдельных случаях и населенные пункты. Кроме того, лесной пожар представляет серьезную опасность для людей и сельскохозяйственных животных.

По интенсивности возгорания лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные (Слайд № 6). Интенсивность горения зависит от состояния и запаса горючих материалов, уклона местности, времени суток и особенно силы ветра. (Запись в тетрадь)

3) Закрепление в игровой форме.

ЗАДАНИЕ 2

-проанализировать статью и ответить на вопрос, какой вред приносят лесные пожары?

Статья. Природные пожары, особенно лесные и торфяные, иногда становятся для России настоящим бедствием. Сгорают гигантские площади лесных массивов, уничтожаются уникальные экосистемы.

С пожарами в атмосферу выбрасывается огромное количество дыма, содержащего такие опасные загрязнители как углекислый газ, угарный газ и окись азота. В отдельные годы этих выбросов столько же, сколько от сжигания всей перерабатываемой в России нефти. От задымления страдают жители городов и поселков. По оценкам медиков, задымление Москвы в результате лесных и торфяных пожаров летом 2002 г. могло привести к гибели более 100 человек. Особенно опасно задымление воздуха для детей первого года жизни и новорожденных. У них под воздействием дыма увеличивается частота врожденных пороков сердца и заболеваний органов дыхания.

На тушение лесных пожаров тратятся огромные по масштабам современной России средства. В самые "горячие" месяцы практически все организации лесной сферы России переключается на борьбу с пожарами, и вынужденно оставляют все остальные дела.

- на основе статистических данных нарисуйте диаграмму лесных пожаров. Ось X – годы; ось – количество пожаров.

(прикрепляют на доску)

Статистические данные: по данным Рослесхоза в 2005 году возникло 19 249 пожаров и уничтожено 844 200 га леса; 2006 год – 22 699 пожаров, 1 300 000 га; 2007 год – 25 000 пожаров, 1 881 599 га; 2008 год – 38 588 пожаров, 4 139 517 га.

ЗАДАНИЕ 3

Из предложенных ситуаций определить по каким причинам произошёл пожар? (ситуации в конверте)

Учитель обобщает.

-А сейчас мы с вами немножко поиграем, ИГРА называется "Мяч соседу" нужно образовать круг, назвать любое слово или словосочетание касающее темы урока.

ЗАДАНИЕ 4

Минутка безопасности "Что знаю я"

-Что делать, если вы попали в зону пожара?

(из предложенных иллюстраций выстроить у доски цепочку н. п. вода, песок, игрушка, пожарный и т. д.)

Учитель обобщает.

ЗАДАНИЕ 5

"Составь пословицу" (из предложенных слов составить пословицу и прикрепить на доску дружно зачитывают)

- Не играй кошка с огнем - лапу обожжёшь.

- От искры пожар рождается.

ЗАДАНИЕ 6

Творческое задание. Придумать и нарисовать знак, призывающий людей беречь лес от пожара. (уч-ся прикрепляют знаки на доску)

(Учитель подводит итог игры.)

III Итог урока.

Публикации по теме:

Урок постановки учебной задачи. Урок русского языка во 2 классе по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова Мастер класс на краевом семинаре Тип урока: Урок постановки учебной задачи Тема урока: Постановка учебной задачи «Есть ли сильные и слабые.

Урок ИЗО в 4 классе «Карнавальный костюм» Цели и задачи: Формировать представление о карнавальном костюме как об одном из видов прикладного искусства, развивать умение работать в.

Урок литературы в 4 классе по рассказу Ю. Сотника «Как меня спасали» Класс : 4» Б» класс Учитель: Лыкова С. Ф. Предмет: литература Тема: Ю. Сотник «Как меня спасали» Цели: 1) знакомство с творчеством Ю.

Урок математики в 1 классе «Числа 1–9». Урок-консультация для родителей Урок математики. 1 класс. (урок- консультация для родителей) Тема: Числа 1 – 9. Цели:1) Показать родителям, какими умениями и навыками.

Урок математики в 4 классе «Свойства отношений» — симметричность Цель: изучить математическое отношение, обладающее свойством симметричности. Задачи: актуализация математического отношения,.

Урок ИЗО во втором классе «Осенняя палитра» Цель: • Продолжать учить детей выделять цвета осенней палитры из общей цветовой гаммы. • Дать первичное представление об эмоционально-выразительных.

Урок по математике во 2 классе по теме «Рубль, копейка» Этапы урока 1. Мотивация и самоопределение к учебной деятельности - Проверь свои рабочие места, рабочее место соседа. - Поздоровайтесь.

Урок по окружающему миру во 2 классе «Разнообразие животных» Ход урока: I. Организация начала урока. -Долгожданный дан звонок- Начинается урок. (слайд 2) Тихо девочки за парты сели Тихо мальчики за.

Урок технологии во 2 классе «Новогодняя ёлочка» Цель урока: создание условий для изготовления поделки «Новогодняя ёлочка» Задачи: 1. Закреплять знания и умения учащихся при работе с бумагой,.

Урок знаний в пятом классе Цель - адаптация пятиклассников к новой системе обучения, создание благоприятной атмосферы; познакомить учащихся с историей Дня Знаний;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок ОБЖ в 7 классе «Лесные и торфяные пожары»
Опубликовано: 2 января 2016 в 21:30
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД