Получи документы

Урок по основам духовно-нравственной культуре народов России в 9 классе

Гульнара Габдрахимовна Осипова
Урок по основам духовно-нравственной культуре народов России в 9 классе

Тема : М. Карим. Жизнь и творчество. Трагедия «В ночь лунного затмения». 9 класс

Цель: продолжить знакомиться с творчеством М. Карима, показать значение личности М. Карима в литературе, искусстве республики, страны.

Задачи:

1. раскрыть идейное содержание трагедии «В ночь лунного затмения»

2. развивать умение анализировать поступки героев, давать характеристику героям.

3. формировать стойкую жизненную позицию

4. воспитывать уважение к культурному наследию башкирского народа.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Публикация «Урок по основам духовно-нравственной культуре народов России в 9 классе» размещена в разделах

2. Обьявление темы урока. Эпиграф. Тот счастлив, кто свободен изнутри!

Слово учителя. Сегодня на уроке мы продолжаем рассматривать творчество великого башкирского писателя и поэта Мустая Карима. Творчество Мустая Карима, народного поэта Башкортостана стало эпохой в литературе. Мустай Карим относится к той плеяде писателей, которые вносят весомый вклад в золотой фонд нашей многонациональной литературы. Поэзия, драматургия, проза, публицистика, - все его творчество подвластно его могучему таланту.

Составим план нашей работы, но прежде определим, что называется творчеством?

ТВОРЧЕСТВО- деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца.

Каждый человек занимается в своей жизни творчеством, когда он не просто механически выполняет свою работу, но и пытается внести в нее что-то от себя, хоть в чем-то ее усовершенствовать. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером.

Творчество непосредственно связанно с человеком, поэтому необходимо знать его биографию, само творчество, результаты творчества.

Главная тема каждого творца – это человек. Проблему жизни человека М. Карим рассматривает в трагедии «В ночь лунного затмения», которую и предлагает нам программа.

План урока

1. Проверка знаний сведений из биографии М. Карима

2. Обзор творчества

3. Вклад писателя в культуру Башкортостана, России, мира

4. Трагедия «В ночь лунного затмения»

Вопросы для повторения:

1)В каком году и где родился Мустай Карим?

2)Назовите высшее учебное заведение,которое окончил поэт?

3)Участвовал ли Мустай Карим в Великой Отечественной войне?

4)Как называлась первая книга поэта и в каком году она вышла?

5)Назовите прозаические произведения Мустая Карима

Одним из заметных достижений не только Мустая Карима, но и башкирской, всей мировой драматургии является разработанная и творчески реализованная концепция "внутренне свободного" человека. "Меня давно волнуют проблемы внутренней свободы человека, потому что человек, не став изнутри свободным, вообще не может быть свободным человеком. Все социальные и политические свободы мы завоевали с оружием в руках, а внутренняя свобода завоевывается по-другому, иными средствами. И человек может стать личностью, то есть внутренне свободным, только в борьбе с самим собой, в борьбе за свои принципы". Так Мустай Карим объясняет философскую проблематику трагедий "В ночь лунного затмения"

Прежде чем обратиться к рассмотрению проблемы произведения

Какой жанр драматического рода литератур мы называем трагедией (Траге дия — жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу. Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно.)

Дома вы должны были прочитать трагедию «В ночь лунного затмения»

Вспомним содержание трагедии. (пересказ по действиям)

О чем рассказывается в первом действии?

Действие происходит в далеком прошлом, в XVII веке, в башкирской степи, где правит старинным родом после гибели мужа богатая и мудрая женщина — байбисэ Танкабике. Жизнь ее протекает в заботах о семье и хлопотах по дому; подрастает младший сын Ишмурза, средний сын Акъегет, что обручен с красавицей Зубаржат, и старший сын Юлмурза вот-вот должен вернуться со службы белому царю, которого ждет не дождется молодая жена Шафак.

Среди степного народа обитает бедняжка Дивана (Юродивый, которого Аллах обидел разумом, — плод греховной любви Танкабики. Она вынуждена скрывать этот грех от рода, тайно горевать.

Разумно и справедливо течет жизнь на стоянке: вот скоро Акъегет женится на Зубаржат, скоро вернется из похода Юлмурза. Но не суждено было этому сбыться. Среди всадников, вернувшихся с войны, Юлмурзы не оказалось — он пал смертью храбрых.

О чем рассказывается во втором действии?

В роду свято соблюдали все обычаи, и по решению старейшин вдову Шафак должен взять в жены Акъегет, а Зубаржат отдать придется за малолетку Ишмурзу. Танкабике в смятении: наверное, Аллах ее наказывает за Дивану уже тридцать лет. И странник Дервиш, который остановился отдохнуть на стоянке, знает про эту тайну и грозится открыть ее, если она не отдаст ему Шафак.

О чем рассказывается в третьем действии?

В 3-м действии страсти накаляются: по законам рода заставили жить в одной юрте Акъегет и Шафак, Ишмурзу и Зубаржат. Но Акъегет и Зубаржат остались верны своей любви, тем самым нарушив законы предков. Разгневаны старейшины и Дервиш, твердившие, что смерть людей от хвори, засуха и голод — виной всем бедам Акъегет и Зубаржат. Грешников решили гнать из рода, если они не отрекутся от греховной любви. Но влюбленные остались верны своим чувствам и за это изгнаны из рода. Луна погасла — затмились души. И новая рождается луна.

Сердце матери разбито, но разъяренная толпа не слышит запоздалого раскаяния Танкабики.

( Фрагмент из эпилога: монолог Диваны.)

Дивана (останавливается перед Танкабике, хохочет).

А! Это ты, Танкэбике?

Что у тебя на шее? Бусы?

Нет, это не серебряные бусы,

а петля немудреного аркана.

Она тебя все душит, душит!

Орлица красноглазая не ты ли?

Зачем своих птенцов столкнула

в пропасть?

Под черной кручей кости их белеют.

Пойду похороню тобой убитых!

Хоть в юрте родились, хоть на скале,

А мертвых надо предавать земле.

Слово учителя. Давайте обратимся к эпиграфу. (Тот счастлив, кто свободен изнутри)

А как понять что человек внутренне свободный? свободный человек- счастливый человек.

Есть ли среди героев счастливые люди? (В этой драме счастливы лишь влюбленные Акъегет и Зубаржат, восставшие против рабства духа и изгнанные за свою любовь в степь на верную смерть)

Почему несчастливы другие герои (Все остальные несчастливы, поскольку не нашли в себе мужества бороться за свое счастье: растленные объедением, пьянством и собственной значимостью старейшины-аксакалы, повелевающие Акъегету бросить свою возлюбленную Зубаржат и жениться согласно обычаям предков на вдове своего брата. Несчастлива покорившаяся воле свекрови, а не своему сердцу, говорящему, что насильно мил не будешь, ждущая любви и материнства нежная Шафак Нерадостен и оглушенный быстротечным взрослением 12-летний «муж» Ишмурза. Зол и несчастлив монах-дервиш, отвергнувший Бога. Обладатель знаний, просчитавший, когда настанет лунное затмение, и использовавший дремучесть степных жителей в своих целях, намертво запутался в пучине собственных страстей, поскольку не имел ни Веры, ни Надежды, ни Любви).

Кого из героев вы считаете самым несчастным (Несчастнее всех была мать - Танкабике. Именно на ней были завязаны все нити печального рассказа. От решения Танкабике зависела судьба ее детей, из-за ее преклонения перед старейшинами и материальным положением в обществе разрушилось все самое дорогое материнскому сердцу.)

Отчего страдает Дивана (Он умеет распознать добро и зло, справедливость и неправду. Оттого и страдает. Пророчество юродивого стало явью: орлица вопреки всем законам природы, любви и здравого смысла сама столкнула своих птенцов в пропасть.)

Просмотр финальной сцены из фильма «В ночь лунного затмения».Режиссер Барас Халзанов

Вывод: Что же мешает счастью героев, что не дает им быть свободными? Выбрать: законы и обычаи предков, совесть, грех, внешняя свобода, трудолюбие, ум, физическая сила, страсть, неверие в Бога, покорность, любовь, верность)

В этой трагедии, которая заставляет думать, размышлять, сопереживать ставится проблема внутренней свободы человека. Человек, не освободившись от мелкого, корыстного не может быть личностью. Я остановился на событиях, - говорит автор, - в которых люди остаются победителями, хотя они гибнут. Мне хотелось показать моих сородичей, живших три столетия назад, людьми больших страстей, трагических судеб».

План нашего урока исчерпан. Подведем итоги.

Мы с вами изучили творчество М. Карима. Его хорошо знают в каждом доме, очень многие искренне любят волшебство его пера. Хорошо сказал о Мустае Кариме его друг Кайсын Кулиев: «Если бы я ничего не читал о Башкирии кроме книг М. Карима, и не видел ни одного башкира, кроме Мустая, то и тогда я мог бы считать, что знаю Башкирию и ее народ… Он тот поэт, который открыл нам, читателям, сердце и ум родного народа, донес до нас шуршание колосьев своей земли, запах ее хлеба, зажег для нас звезды того неба, которому удивлялся мальчик, лежа на земле».

Домашнее задание:подготовить сообщения о русских писателях С. Т. Аксакове,М. А. Чванове-наших земляках

Публикации по теме:

Конспект занятия по основам религиозных культур и светской этики в 4 классе «Россия — наша Родина» Предмет – Основы религиозных культур и светской этики, модуль «Основы православной культуры»- 4 класс Место урока в системе курса: - вводный.

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Конспект урока по основам православной культуры в 10 классе на тему «Давид. Книга Премудрости Соломона» Тема урока: «Давид. Книга Премудрости Соломона.» Цель: - формирование знаний о жизнедеятельности персонажей Ветхого Завета; - развитие.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского краяНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

Сценарий спортивного праздника «Игры народов России» (подготовительная группа) Цель праздника: Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам. Воспитание.

Урок окружающего мира в 4 классе «Природные зоны России» Тема: Природные зоны России Цель: познакомить с природными зонами, т. е. закономерным чередованием природных зон на территории планеты и.

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [Л, Л’]. Буквы «Л, л» Урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [л, л’]. Буквы Л, л» Тип урока: открытие нового знания.

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть IВоспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок по основам духовно-нравственной культуре народов России в 9 классе
Опубликовано: 7 апреля 2021 в 09:36
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД