Урок по окружающему миру в 1 классе на тему «Насекомые» по программе «Начальная школа 21 века»

Оксана Парфенчук
Урок по окружающему миру в 1 классе на тему «Насекомые» по программе «Начальная школа 21 века»

1. Орг. момент.

- Присаживайтесь, ребята! Наш урок мы начнём со стихотворения. (Читает Иван Гофман)

Когда ты идёшь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеёк.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего» на зелёном листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом, и так целый день

Пойдем - ка, дружок, по тропинке вдвоём

Ответы искать под зелёным шатром.

- Пойдём искать ответы?

2. Актуализация знаний?

- Мы начинаем урок окружающего мира. Нам нужно сегодня найти ответы на многие вопросы!

-Какое время года сейчас? Назовите, какой сейчас месяц? Скажите, как изменился окружающий мир с приходом весны? А что с приходом весны происходит в мире животных? А среди птиц?

- Мы сейчас с вами посмотрим видео и попробуем очутиться в весеннем лесу. Вы внимательно смотрите и слушаете. Потом расскажите, что услышали. (видео леса)

- Что вы слышите? (птиц, шум листьев, жужжание насекомых)

-Да, мы слышим звуки мира растений, мы слышим звуки мира птиц! Но, оказывается, есть ещё мир, огромный! Это мир насекомых.

-Что же это за загадочный мир?

- Смотрите, там кто-то идёт….(жужжание мухи)

Стих «Муха –цокотуха».(ученик в костюме Мухи-Цокотухи)

-Как называется это произведение? Кто автор? А кто главный герой этого произведения? А к какому миру относится муха? А какие герои ещё встретились в сказке? А они к кому относятся?

- Может такое быть? Конечно, нет. Ведь это сказка. Но всё-таки, что же это за существа? Почему их назвали «Насекомые»? Как они живут весной?

3. Постановка темы и целей.

- Хотите об этом узнать? Давайте и займёмся изучением, как живут насекомые весной сейчас на нашем уроке.

- Назовите тему урока. (Жизнь насекомых весной)

-Назовём задачи урока: что мы с вами хотим изучить.

• Кто такие насекомые?

• Почему их так назвали?

• Где они живут?

• Что происходит с насекомыми весной?

• Чем они питаются?

• Есть ли от них польза?

- Предлагаю следующий план работы:

• Изучение насекомых: работа в группах.

Представление результатов работы групп: защита.

• Проверка полученных знаний.

• Подведение итогов урока.

Изучение нового материала.

- Посмотрим на наш план урока.

• Изучение насекомых: работа в группах.

Представление результатов работы групп: защита.

• Проверка полученных знаний.

• Подведение итогов урока.

Первый пункт – это изучение насекомых в группах. (слайд)

- А знаете, как называется профессия, люди которой занимаются изучением жизни насекомых?

-Энтомологи. Это слово пришло к нам из древнегреческого языка и обозначает учение о насекомых.

- Изучать насекомых стали для того, чтобы определить вредные и полезные виды. Для того, чтобы научиться бороться с вредителями. Стали изучать, каково их место в природе.

- Изучать жизнь насекомых весной вы будете в группах-лабораториях.

- У каждой лаборатории свой номер. В каждой лаборатории есть главный ведущий специалист - главный энтомолог. Он будет следить за работой своих коллег и представит результат работы всей группы. Итогом должна стать таблица, которой можно будет пользоваться и на следующих уроках.

Особенности насекомых Место

обитания насекомых. Жизнь насекомых весной Питание насекомых Польза насекомых.

Вред насекомых.

- У вас на партах лежат конверты. Под конвертами находятся маршрутные листы. Главный энтомолог читает задание на маршрутном листе. Говорит задание своему коллеге, следит за его выполнением. В лаборатории работают все. Каждый должен выполнить задание из маршрутного листа. Когда вы выполните все задания, то сможете сделать вывод. Главный энтомолог нам его представит. В конвертах ещё лежат листы самооценки. Каждый сам после окончания работы группы напишет своё имя и оценит своё участие в исследовательской работе в цвете. Синий - активно принимал участие, зелёный – принимал участие, красный – не принимал участие в исследованиях. Есть вопросы?

- Вспомним правила работы в группе.

- Приступайте.

Группа №1. Особенности насекомых.

Маршрутный лист лаборатории №1.

Цель: Изучение особенностей насекомых.

1. Возьмите таблицу с названиями насекомых.

2. Возьмите картинку с изображением муравья.

• Рассмотрите, сколько частей тела у муравья? Запиши в таблицу.

• Рассмотрите, сколько ног у муравья? Запишите в таблицу.

• Рассмотрите, есть ли у муравья крылья? Запишите в таблицу.

3. Возьмите картинку с изображением пчелы.

• Рассмотрите, сколько частей тела у пчелы? Запиши в таблицу.

• Рассмотрите, сколько ног у пчелы? Запишите в таблицу.

• Рассмотрите, есть ли у пчелы крылья? Запишите в таблицу.

4. Возьмите картинку с изображением мухи.

• Рассмотрите, сколько частей тела у мухи? Запиши в таблицу.

• Рассмотрите, сколько ног у мухи? Запишите в таблицу.

• Рассмотрите, есть ли у мухи крылья? Запишите в таблицу

5. Найдите лист «Особенности насекомых».

6. Достаньте из конверта слова.

7. Вклейте недостающие слова.

8. Защитите свою работу.

Вывод:

1.Тело разделено на 3 части: голова, грудь, брюшко.

2. у них всегда 3 пары ног, то есть 6 ножек.

3. У большинства насекомых в определённое время отрастают крылья

Название насекомого Количество частей тела Количество ног Есть или нет крылья

муравей

пчела

муха

Особенности

насекомых.

У насекомых … части тела:___,

___,

.

У насекомых по…

пары ног, всего …

ног.

Почти у всех есть

….

Подписать части тела у насекомых.

Группа №2. Где живут насекомые?

Маршрутный лист лаборатории №2.

Цель: изучение места обитания насекомых.

1. Возьмите лист с картинкой №1.

2. Прочитайте, где насекомое обитает.

3. Возьмите лист с таблицей.

4. Впишите под номерами названия мест, где можно встретить насекомых.

5. Проделайте такую же работу с остальными картинками.

6. Найдите лист «Места обитания насекомых».

7. Вклейте названия мест обитания насекомых.

8.Сделайте вывод: где обитают насекомые?

9. Вклейте нужную карточку.

10. Расскажите свой вывод другим учёным.

Места обитания

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Места обитания насекомых.

Насекомых можно встретить ___, ___,

___, ___, ___,

___ .

Насекомые обитают

1. Насекомые обитают во льдах, например ледниковые блохи.

2. Основой животного населения пустынь являются насекомые, среди которых — большое количество жуков.

3. Сибирское озеро Байкал глубиной 1620 м — самое глубокое озеро на Земле. На самом дне обитает личинки одного из видов мошек.

4. Есть вид водомерок, который обитает на поверхности в бухтах океана. Насекомые держатся вблизи берега, на рифах и в мангровых зарослях.

5. На теле многих животных обитают паразитирующие насекомые. Если вы поймаете ежика в лесу, то удивитесь, сколько у него блох. Блохи сопровождают также моржей, тюленей и других морских млекопитающих и даже людей.

6. Земля, особенно в лесах и полях, скрывает в себе миллионы насекомых. В каждой пригоршне лесной земли обитает до тысячи вилохвосток.

Маршрутный лист лаборатории №3.

Группа №3. Изменения в жизни насекомых с приходом весны?

Цель: Изменение жизни насекомых с приходом весны.

1. Прочитайте текст №1.

2. Что произошло с насекомыми с приходом весны?

3. Возьми конверт со словами.

4. Вклей недостающие слова в таблицу.

5. Прочитай. Сверь с текстом №1.

6. Приготовься защищать свою работу.

Текст №1.

Поздней осенью все насекомые уже давно зарылись кто куда. Кто закопался в землю, кто в щель забился. С приходом весны они просыпаются. Насекомые зависят от температуры воздуха. Пригрело солнышко, насекомые проснулись и стали выбираться из своих укрытий. Первыми на весенний воздух выбираются веснянки.

Текст №2.

Весной насекомые просыпаются и выбираются из своих укрытий.

Весной насекомые

___ и ___

из своих укрытий.

Группа №4. Чем питаются насекомые весной?

Цель: Питание насекомые весной.

1. Прочитайте текст №1.

2. Чем питаются насекомые весной? Обдумайте свой ответ.

3. Подчеркни в тексте, чем питаются муравьи, пчёлы, стрекозы.

4. Возьми конверт со словами.

5. Возьми таблицу «Насекомые питаются».

6. Вклей слова в таблицу.

7. Прочитай. Сверь с текстом №1.

8. Приготовься защищать свою работу.

Текст №1.

Весной муравьи питаются соком деревьев, плодами, семенами, корневищами растений.

Пчёлы весной питаются пыльцой и нектаром первых цветов.

Стрекоза прожорлива и постоянно охотится. Она питается мелкими насекомыми: комарами, жуками, мухами, мотыльками. За час стрекоза может съесть 40 мух.

Насекомые питаются

___

___

___

___

___

___

Группа №5. Польза насекомых.

Цель: Изучение пользы насекомых.

1. Прочитайте текст №1.

2. Подчеркните в тексте, какую пользу приносит божья коровка.

3. Прочитайте текст №2.

4. Подчеркните в тексте, какую пользу приносит пчела.

5. Прочитайте текст №3.

6. Подчеркните в тексте, какую пользу приносит стрекоза.

7. Прочитайте все подчёркнутые слова в текстах№1, 2,3.

8. Возьмите таблицу.

9. Достаньте из конверта приготовленные слова.

10. Вклейте недостающие слова.

11. Прочитайте весь вывод.

12. Приготовьтесь рассказать.

Текст №1.

Просыпаясь весной, божья коровка откладывает яйца. Из них вылупляются личинки. Божья коровка вместе со своими личинками поедает в день более 200 вредных насекомых!

Текст №2.

Пчёлы опыляют растения, обеспечивая высокие урожаи зерна, овощей, плодов и ягод. Огромное значение для человека имеет мед, который называли в старину пищей богов. В разных сферах активно используются прополис, пчелиный яд, маточное молочко, воск.

Текст №3.

Стрекоза.

Красивые насекомые, приводящие своим видом в восторг детей, питаются комарами, мошками и некоторыми другими мелкими вредителями. Стрекозы вылавливают их на лету.

Просыпаясь, многие насекомые начинают приносить пользу.

Опыляют

первые цветы.

Поедают

вредных личинок и вредных насекомых.

Дают

людям полезные продукты.

Группа №6. Вред насекомых.

1. Прочитайте текст №1.

2. Подчеркните, какой вред приносят насекомые.

3. Возьмите таблицу.

4. Достаньте из конверта слова.

5. Вклейте пропущенные слова в таблицу.

6. Прочитайте.

7. Сравните с текстом №1.

8. Расскажите, о чём узнали.

Текст №1.

Самыми вредными и опасными насекомыми являются кровососущие насекомые. Они являются разносчиками самых разнообразных заболеваний человека и домашнего скота

Очень серьезный вредитель– жук короед. Он наносит ущерб хозяйству, в больших масштабах уничтожают леса, а также разрушают деревянные постройки.

Саранча, колорадский жук могут уничтожить целый урожай.

Насекомые являются

людей и животных,

уничтожают

-Работа наших учёных окончена. Пора представить результат.Мы переходим к следующему пункту нашего плана:

• Изучение насекомых: работа в группах.

Представление результатов работы групп: защита.

• Проверка полученных знаний.

• Подведение итогов урока.

- Сейчас по очереди наши главные энтомологи будут выходить к доске и зачитывать нам выводы, которые они получили в результате своих исследований. Мы будем их вставлять в итоговую таблицу.

(заслушиваем детей, для каждого слайд с выводом, результаты в таблицу).

- Защиту прошу начинать со слов: «В результате исследований мы пришли к выводу, что….»

- Молодцы! Посмотрите, как вы хорошо потрудились. Результатом нашей работы стала таблица, которой мы может пользоваться сами и давать другим ребятам на урок по изучению насекомых.

- Давайте вспомним, что же мы с вами планировали узнать о насекомых?

• Кто такие насекомые?

• Почему их так назвали?

• Где они живут?

• Что происходит с насекомыми весной?

• Чем они питаются?

• Есть ли от них польза?

- Мы ответили на поставленные вопросы? На все? А на какой не ответили? «Почему их так назвали?»

- Давайте попробуем найти ответ на наш вопрос в учебнике на стр. Поработаем в парах. Найдите особенности насекомых, которые исследовали энтомологи лаборатории №1.

Прочитайте названия насекомых. Посмотрите, сколько ног у каждого насекомого? А частей тела? У некоторых чётко прослеживается три части. У некоторых они прикрыты.Но у всех 3 части тела: голова, грудь, брюшко. У большинства есть крылья.

- Внимательно посмотрите на брюшко насекомого. Что вы видите? Полоски. Тело покрыто полосками, будто насечками. Поэтому и название - насекомые, от слов насечка или насекать.

- Прочитаем вывод на стр., там, где восклицательный знак.

ВЫВОД:

- Все поставленные задачи выполнили?

-Давайте снова обратимся к нашему плану:

• Изучение насекомых: работа в группах.

Представление результатов работы групп: защита.

• Проверка полученных знаний.

• Подведение итогов урока.

- Следующий пункт нашего плана: проверка полученных знаний. У вас на столах есть тесты. Прочитайте задание. Что нужно сделать в тесте? Выполняйте.

- Поменяйтесь листочками. Проверяем. Взяли зелёную ручку. Внимание на экран. Если ответ верный- ставим +, если нет, то ставим -.

ТЕСТ.

Соедини вопрос и ответ. 3

1. Сколько частей тела у насекомого? вред

2. Сколько ног у насекомого? всеядны

3. Где обитают насекомые? 6

4. Чем питаются насекомые? везде

5. Что приносят насекомые людям? пользу

- Оцените работу одноклассников: если нет ни одной ошибки -5, если допущена одна ошибка- 4. Ниже не оцениваем.

- Кто получил 5? 4? не получил оценку?

-Вспомните снова сказку «Муха-цокотуха» Все ли герои сказки являются насекомыми? Кто? Почему?

- Паук относится к отдельному виду, так как у него 8 ног!

- Молодцы! Вы хорошо потрудились на уроке, всё хорошо поняли и запомнили.

- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Открытый микрофон». Я вам задам вопрос, а вы попробуете мне на него ответить. Если насекомые приносят вред, то зачем они нам нужны? Может, уничтожить их всех и всё?

- Кто выскажет своё мнение по этому вопросу?

Вывод: в природе всё взаимосвязано и нарушать ничего нельзя. Если мы уничтожим хоть один вид насекомых, то это приведёт к катастрофе.

ИТОГ УРОКА.

- Вот и подошла к концу наша исследовательская работа.

-Что нового вы узнали во время исследований?

- Что интересного вам больше всего запомнилось?

- Дома по желанию вы можете найти и нам рассказать интересные факты о насекомых.

- Закончить наш урок можно стихотворением.

В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки.

Природа – мать им жизнь дала –

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути –

Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой,

И одинокий и пустой!

РЕФЛЕКСИЯ

- Понравилось вам самим изучать окружающий вас мир? У меня распустился цветок! Давайте украсим наш цветок бабочками. Если вам нравится такая работа- то бабочка синяя. Если вам не понравился такой урок - красная. Берём магнитик и прицепляем. К нам прилетели только синие бабочки Значит будем исследовать мир дальше.

- Урок окончен. Всем спасибо за урок. Можете быть свободны.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка во 2 классе «Слова однозначные и многозначные» по УМК «Начальная школа XXI века» «Слова однозначные и многозначные» 2 класс "Начальная школа XXI века" Тормина Ольга Сергеевна, учитель начальных классов, МОУ "Средняя.

Конспект урока по окружающему миру «Откуда берутся снег и лёд?» в 1 классе по программе «Школа России»Конспект урока по окружающему миру «Откуда берутся снег и лёд?» в 1 классе по программе «Школа России» Конспект урока по окружающему миру «Откуда берутся снег и лёд?» 1 класс. Учитель начальных классов Акритова Ирина Алексеевна Творческое.

Урок по окружающему мир в 1 классе «Тайны зимнего леса» Урок окружающего мира в 1 классе : "Тайны зимнего леса" Цели: • продолжить знакомство с зимними изменениями в природе; • учить детей сравнивать.

Проект по окружающему миру «Моя семья» во 2 классеПроект по окружающему миру «Моя семья» во 2 классе Проект «Моя семья» - особый с точки зрения совместности. Он индивидуален – ведь речь идет о семье каждого. Работа над проектом проводилась.

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе «Великие географические открытия» Как я побывала в гостях яхт-клуба "Сокол" на Зеленом острове. В презентации 17 и18 слайд рассказывает о члене Союза российских писателей.

Сценарий праздника прощания с начальной школой в 4 классе «Звени, звонок! Прощай, начальная школа!» Праздник прощания с начальной школой в 4 классе. Звени, звонок! Прощай, начальная школа! Цель: - создать условия для торжественного окончания.

Технологическая карта по русскому языку в 4 классе «Знаки препинания при однородных членах» УМК «Начальная школа 21 века» Технологическая карта урока по русскому языку. Организационная информация Предмет русский язык Класс 4 А Тема урока «Знаки препинания при.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Урок по окружающему миру в 1 классе на тему «Насекомые» по программе «Начальная школа 21 века»
Опубликовано: 20 ноября 2019 в 20:46
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 апреля. День высшего пилотажа на МААМ

5 апреля отмечает свой день рождения основанная на подмосковной авиабазе в Кубинке группа высшего пилотажа «Русские витязи». Многие из нас видели их выступления не только по телевизору. С 1991 года, когда...

5 апреля. День скворечника на МААМ

Весной из далеких южных стран возвращаются на родину наши пернатые соседи, вестники весны — скворцы. Оказавшись дома, они приветствуют родные леса, луга и поля звонким пением, присматривают себе домик для...

Консультация для родителей и педагогов «Не цитрусом единым»
4 апреля день витамина С на МААМ Витамин «С» по праву можно назвать королём продуктов, содержащих витамин «С» Витамин «С» или аскорбиновая кислота -...
Консультация по речевому развитию «Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал»
Методическая разработка образовательной деятельности по речевому развитию по теме: «Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал» Возраст...
Основные единицы речевого общения
Среди основных единиц общения выделяются следующие: 1) речевое событие; 2) речевая ситуация; 3) речевое взаимодействие. 1 Речевое событие – это протекающий...