Урок по письму и развитию речи на тему «Безударные гласные в корне слова» в 5 классе коррекционной школы VIII вида

галина ростиславская
Урок по письму и развитию речи на тему «Безударные гласные в корне слова» в 5 классе коррекционной школы VIII вида

Цели.

Обучающие: формировать умения выделять корень слова, находить и проверять в нем безударные гласные: выбирать из ряда однокоренных слов проверочные, работать по алгоритму при составлении текста-рассуждения, знакомить с правописанием словарного слова, расширять словарь.

Коррекционные: корригировать речь через новые слова, мышление через опорные вопросы, память через игру, внимание через рисунки и картинки, корригировать ассоциации понятий "богатство", "умножать", "охранять", "беречь".

Воспитательные: развивать любознательность, воспитывать положительное отношение к природе, к Родине.

Оборудование: рисунок с изображением бобра, карточки со словарными словами для работы на магн. доске, д/игра "Построй плотину", психологический тест.

Ход урока.

1. Организация детей на урок, заполнение тестов по предурочному настроению.

2. Словарная работа, звукобуквенный анализ слова "богатство".

3. Работа по теме "Безударные гласные в корне слова".

4. Физминутка.

5. Подведение итогов работы на уроке.

Словарная работа со словом "богатство". Звукобуквенный анализ слова. (запись слова, постановка ударения, "опасная буква в слове", кол-во звуков, кол-во букв, кол-во гласных,х-ка гласных, кол-во согласных, х-ка согласных, перенос слова)

Что значит богатство? (ответы уч-ся) Вы считаете, что богатство - это деньги. Только ли? Знания, мастерство, природа. Это тоже богатство. Куда более важное для человека. Вокруг нас много интересного. Рядом с нами живут звери, птицы, рыбы. Наша природа - это кладовая сокровищ. В лесах, степях, горах живут животные-значит надо охранять леса, степи, горы. Рыбе нужна чистая вода-значит надо охранять водоемы. Надо беречь птиц, помогать им в долгие холодные зимы. Если мы сохраним, убережем природу, то мы сохраним главное богатство - нашу Родину.

Вам интересно наблюдать за животными? (ответы уч-ся). Очень интересно наблюдать за животными, узнавать о них новое. А приходилось ли вам видеть бобров? Что это за животные? Где они живут? Чем они питаются? Давайте сегодня поговорим о бобрах и познакомимся с ними поближе.

Бобры живут на берегах мелководных рек, где растут деревья. Бобры валят деревья для того, чтобы построить плотину. Мы тоже поможем бобрам построить плотину. Выберите карточки с однокоренными словами (плот, плотина, уплотнение).

Запишем эти слова. Выделим корень,поставим ударение, подчеркнем безударную гласную в корне слова. Вспомним как проверить безударную гласную в корне слова? Выберем из родственных слов проверочное, то которое поможет нам убедиться, что мы написали слова правильно. (Объяснение ребят, почему выбрано слово ПЛОТ)

Работа у доски. Запись предложений, нахождение и объяснение опасных гласных в корнях слов "трава", "зверьки", "скрепляют", "стена" (Предложения могут быть составлены учителем, могут по предложенным словам быть составлены учениками) За верное нахождение проверочного слова и объяснение дается возможность достраивать плотину. (Игра помещена на магнитной доске).

Вода в реки набирается и затопляет плотину. Теперь бобрам есть, где плавать. А жить бобрам пока еще негде. На берегу реки бобры строят хатку.

Хатка-так называется домик, где живут бобры. Проговариваем слово "хатка". Дополняем рядом однокоренных слов слово "домик" (дом, домище, домовой, домашний) Выделяем корень, находим проверочное слово. Повторяем орфограмму о безударных гласных.

Знакомимся с бобром ближе. Рассматриваем картину,помещенную на доске.

- какие у бобра лапки? (короткие как у утки, перепончатые, коготки острые)

-какой у бобра хвост? (кожаный, широкий, служит бобру веслом, рулем)

-какая у бобра шерсть? (длинная, жесткая).

Называем опасные гласные в словах "веслом", "коготки", "бобры". Подбираем проверочные слова. Проверяем правописание по алгоритму. Записываем в тетрадь.

- А чем питаются бобры? Записываем в тетрадь под диктовку "Бобры любят траву, листву. Зимой им нравятся водоросли, стебли кустов". При анализе предложений находим орфограмму и проверяем опасные гласные в словах.

Когда рождаются бобрята, мама выкармливает их своим молоком. Такие животные называются млекопитающими. (Слово "млекопитающие" проговаривать отрабатывая произношение)

Вот мы и познакомились с бобрами. Теперь вы о них знаете уже много. (Закрепляем знания, опираясь на вопросы).

1. Почему бобров называют млекопитающими?

2. Для чего бобры строят плотину?

3. Как называется жилище бобров?

4. Какие сокровища, богатства мы должны беречь и почему?

5. Как пишется слово "богатство","плотина"?

6. В картах-тестах указать правильный вариант орфограммы "безударная гласная в корне слова".

7. Составить мини рассказ-рассуждение о бобрах на основе полученных знаний.

8. Прокомментировать работу учащихся на уроке.

9. Отметить настроение на уроке в картах-тестах.

Физминутка проводится в любой части урока, в зависимости от состояния детей.

Публикации по теме:

Олимпиада по русскому языку Олимпиада Тема: «Звуки и буквы. Состав слова». 1. Дополнить: В русском алфавите … буквы. Гласные буквы – а ….

Урок русского языка во втором классе «Безударные гласные в корне слова. Закрепление» Тема: Безударные гласные в корне слова. Закрепление. Цель: 1. закрепить умение распознавать в словах безударную гласную в корне слова. 2.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Урок по письму и развитию речи на тему «Безударные гласные в корне слова» в 5 классе коррекционной школы VIII вида
Опубликовано: 27 марта 2015 в 10:51
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 мая. Всемирный день пчел

Пчелы обитают на Земле уже более 100 млн. лет — подтверждение тому найденный в Мьянме кусок янтаря с застывшей в нем пчелой. О древности пчеловодства говорят и наскальные рисунки. Медом платили налоги в...

Встречаемся на Конференции ЕССЕ-2019!

«Современный ребёнок в изменяющемся мире, вызовы и решения в дошкольном образовании» – так звучит общая тема VIII Международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE-2019)....

Фотоотчет «Праздник «За честь школы»
17 мая, по давно сложившейся традиции, в МБОУ «Идрицкая СОШ» прошел праздник «За честь школы». Красочные колонны классов с флагами и девизами выстроились на...
Фотоотчет о чувашском празднике в подготовительной группе
Традиционно в апреле месяце в детском саду "Радость" г. Новочебоксарска прошла неделя, посвященная чувашской культуре, традициям. Ребята из...
Мастер-класс «Русская народная игрушка кукла «Утешница»
Доброе время уважаемые коллеги! Сегодня для Вас хочу предложить Мастер-класс про куколку -"Утешницу" , который я проводила с обучающимися школы-интерната №1...