Лебедева Ольга Сергеевна
Урок по волейболу и его отличительные особенности
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика урока по волейболу.
Основной формой физического воспитания в школе является урок. Уроки физической Культуры должны строиться на принципах демократизации, гуманизации, педагогики Сотрудничества, личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса, основанных на прогрессивных психолого-педагогических и физиологических теориях. Содержание и формы его проведения в значительной степени обусловливают уровень физической подготовленности и спортивной увлечённости школьников.
Публикация «Урок по волейболу и его отличительные особенности» размещена в разделах
- Волейбол для детей
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Характерными признаками урока, отличающими его от других форм занятий, являются: чёткая постановка и решение определённых педагогических задач, обязательное наличие двух взаимодействующих сторон (обучаемых и обучающихся, относительно постоянный состав занимающихся (по возрасту, физической подготовленности и др. показателям) и строго установленные рамки времени (как правило, 45 или 90 мин.). Отсутствие какого-либо из этих признаков говорит о том, что применяется какая-нибудь другая форма физического воспитания, а не урок.
Урочная форма физического воспитания имеет целый ряд преимуществ перед неурочными формами. Эти преимущества строятся на основе учебного плана, программ, расписания занятий, конспекта урока и поэтому приобретает систематически, последовательный, ритмический и преемственный характер. Проводятся уроки обычно педагогами-специалистами, и поэтому при меньшей затрате сил и времени занимающихся это даёт больший эффект.
В настоящее время в системе физического воспитания принята структура урока, состоящая из трех частей, взаимосвязанных между собой.
Подготовительная часть (10-12 минут).
Задачи: организация занимающихся (построение, рапорт, постановка задач урока, обеспечение внимания, дисциплины, регулирование эмоционального состояния) и подготовка их организма (ЦНС, вегетативных функций, опорно-двигательного аппарата) для наиболее успешного решения задач основной части урока.
Учебный материал подготовительной части урока должен быть органично связан с материалом основной части урока и содержать упражнения на внимание, строевые упражнения, упражнения на осанку, различные виды ходьбы, бега, прыжков, подготовительных и специальных упражнений. В подготовительную часть урока по волейболу необходимо включать ранее изученный материал из раздела «Стойки и перемещения», а также упражнения имитационного характера: имитация передач, подач, нападающего удара, приема мяча снизу.
Значительную часть времени следует отводить подвижным играм, подготовительным к волейболу.
Указания к организации и проведению подготовительной части урок
1. Необходимо заблаговременно подготовить место для проведения занятий и спортивный инвентарь.
2. Урок следует начинать с построения и постановки задач, с проверки спортивной формы.
3. При проведении строевых и подготовительных упражнений следует руководствоваться общепринятой гимнастической терминологией.
4. Все упражнения в подготовительной части урока проводятся, в основном, фронтальным и групповым способами, совмещая объяснение с показом.
Основная часть (28- 30 минут).
Задачи: изучение и совершенствование техники игры в нападении и защите, освоение тактических действий волейболистов, воспитание необходимых специальных физических качеств, обучение умению применять приобретенные навыки и качества в раз-личных условиях игровой деятельности.
В основную часть включаются подводящие и специальные упражнения для овладения техникой и тактикой игры, подвижные игры, эстафеты, учебные игры, а также материал на воспитание специальных физических качеств.
Указания к организации и проведению основной части урока :
1. При проведении упражнений в основной части урока надо использовать максимальное количество мячей.
2. Применять поточный и групповой способы проведения упражнений, а также широко использовать игровой и соревновательный методы.
3. Изучение техники и тактики целесообразно начинать в упрощенных условиях.
В дальнейшем эти условия надо усложнять за счет увеличения скорости передачи мяча, перемещения игрока, увеличения расстояния между партнерами, использования двух и более мячей и т. д.
4. При обучении элементам техники использовать активные методы обучения, привлекая самих учащихся.
5. Широко использовать средства наглядной информации.
6. Учебные игры должны носить целевую направленность, строго регламентировать действия играющих. Первоначально игры надо проводить по упрощенным правилам, в дальнейшем - по действующим.
7. Упражнения скоростного, скоростно-силового характера, на координацию движений надо давать в начале основной части, а силы и выносливости - в конце урока.
Заключительная часть (3- 5 минут).
Задачи: постепенное снижение нагрузки, приведение учащихся в сравнительно спокойное состояние, подведение итогов урока.
Заключительная часть завершает урок. В неё включают бег, ходьбу, упражнения на расслабление, дыхание, игры и упражнения на внимание. Заканчивают урок общими и частными замечаниями, выводами, домашним заданием.
Наряду с указанными, характерными для каждой части урока, задачами, решается и такая общая важная задача, как сообщение занимающимся новых сведений и знаний по физической культуре. Причём, делается это в любой части урока, где это целесообразнее всего.
Основные требования к проведению урока
Построение и проведение урока должно соответствовать намеченному учебному материалу.
Учитель физического воспитания, применяя различные методы и приемы обучения, должен обеспечить сознательность и активность учащихся, прочное закрепление ими знаний и навыков. Он должен позаботиться о наглядности, последовательности и систематичности в обучении, доступности физических упражнений для занимающихся.
Совершенно недопустимо форсированное прохождение материала без достаточного усвоения его учениками, В каждом уроке обучение должно соединяться с достаточной общей тренировкой организма учащихся. Каждая минута урока должна быть использована полноценно. Для этого необходимо добиться экономии времени при объяснениях, показе и подготовке мест занятий. Умение учителя владеть словом - существенное условие полноценной организации урока. От того, как будут доводиться до сознания учащихся задачи урока, насколько понятно, убедительно и красочно будет объяснение, в каком плане будет использовано живое слово при руководстве учебными и подвижными играми для направления взаимодействий участников, во многом зависит и заинтересованность учащихся и результат урока в целом. Подвижные игры следует использовать как для воспитания специальных физических качеств, так и для закрепления ранее изученных навыков. Вводя в уроки элементы спортивного соревнования, следует наблюдать за тем, чтобы интерес учащихся к личным достижениям, их стремление добиться победы для своей команды не переходили в нездоровый азарт, а выполнение упражнений исключало случаи травм участников и не было опасным для окружающих.
На уроках по волейболу учитель должен обеспечить овладение учащимися организаторскими навыками поведения занятий в качестве капитана команды, судьи, содействовать формированию адекватной оценки своих физических возможностей и мотивов самосовершенствования.
Одним из важных методических требований является реализация на уроках физической культуры межпредметных связей. Необходимо устанавливать и углублять связи с такими предметами, как математика, физика, анатомия и др. При выполнении выше указанных требовании урок будет организованным, интересным, плотность будет соответствовать нормам, полностью будут решены задачи.
Этапы обучения техническим приемам и тактическим
действиям.
Эффективность обучения зависит от правильного выбора и умелого применения методов обучения. Методы обучения должны обеспечивать воспитывающий характер обучения и соответствовать дидактическим принципам и специфичным особенностям волейбола. Необходимо разнообразие применяемых методов, ибо только в этом случае можно достигнуть больших успехов в обучении. Выбор методов и эффективность их применения в обучении обусловливаются целями и задачами воспитания, содержанием учебной работы согласно программе, уровнем общего развития, индивидуальными особенностями учеников, наличием условий проведения уроков, подготовкой и педагогическим мастерством учителя.
Методы, применяемые в процессе обучения, удобнее рассматривать применительно к каждому этапу обучения технике и тактике игры.
Первый этап - ознакомление с разучиваемым приемом. Его задачей является создание представления о конкретном приеме, действии, его месте и назначении в игре, а также получение двигательных ощущений при опробывании технического приема.
Методы:
- словесно-наглядный. Он является основным на данном этапе и реализуется через следующие методические приемы: объяснение, рассказ, беседа, показ. Объяснение должно быть образным, кратким и понятным для учеников. Личный показ учителя должен быть образцовым. Он дополняется демонстрацией наглядных пособий. Обычно показ чередуется с объяснением.
На первом этапе применяются также пробные попытки занимающихся выполнить технический прием. Пробные попытки формируют первые двигательные ощущения, которые имеют большое значение в создании правильного представления о разучиваемом движении.
Второй этап - изучение технического приема и тактического действия в упрощенных условиях. Задача - овладение правильной структурой выполняемого двигательного действия.
Методы:
метод целостного обучения. Во время целостного разучивания занимающиеся выполняют технический прием сразу без расчленения его на составные части. Это создает более полное представление об изучаемом действии и дает хорошую логическую основу для формирования двигательного навыка.
Обычно этот метод применяется при разучивании простых технических приемов, не сложных по структуре;
расчлененный метод. Метод обучения по частям. Для этого технический прием разделяют на отдельные составные части, выделяя при этом основное звено или то, что труднее всего дается занимающимся. Не следует длительное время задерживаться на изучении отдельных частей приема, надо по возможности быстрее подвести занимающихся к выполнению целостного движения. При первоначальном обучении важно облегчить условия выполнения технического приема, не нарушая его основной структуры.
Успех обучения на этой стадии во многом зависит от правильного подбора подводящих упражнений. По своей структуре они должны быть близки к техническому приему, а по степени упрощения соответствовать силам и возможностям занимающихся;
- методы управления. К ним относятся команда, распоряжение, зрительные и звуковые сигналы, зрительные ориентиры;
методы двигательной наглядности. Сюда входит непосредственная помощь учителя ученику, а также применение специального оборудования (обучающее устройство, тренажеры и т. д.);
методы информации. Очень важно довести до сведения занимающихся результат выполнения технического приема с указанием основной ошибки.
Третий этап- изучение приема и тактического действия в усложненных условиях. Задача- подготовка к свободному выполнению в игровых условиях. Методы:
метод упражнений (повторный). Только многократное повторение обеспечивает становление и закрепление навыков и знаний. Повторность предполагает изменение условий (их постепенное усложнение) с целью формирования гибкого навыка; метод усложненных условий. Применение усложнений и затруднений, по сравнению с соревновательными (введение нескольких мячей, увеличение расстояния, быстрые переключения);
сопряженный метод. Решаются одновременно задачи закрепления технических приемов и развития специальных физических качеств;
игровой метод. Выполнение технических приемов и тактических действий при проведении подвижных игр и эстафет;
расчлененный метод. Вычленение элемента технического приема для исправления ошибок.
Четвертый этап - закрепление приёма и тактического действия в учебной игре. Задача- привитие навыков рационального использования технического приема и тактического действия в игре. Методы:
- анализ выполненных движений; специальные задания в учебной игре;
- игровой метод; соревновательный метод.
Основными средствами для обучения техническим приемам и тактическим действиям являются подготовительные, подводящие, специальные по тактике и технике упражнения. Только правильное применение методов и средств даст положительный результат.