Лучший педагог года

Урок русского языка в третьем классе «Род имен существительных»

Римма Яушева
Урок русского языка в третьем классе «Род имен существительных»

ТЕМА: Род имен существительных.

ЦЕЛЬ: Создать условия для знакомства учащихся с родом имен

существительных.

ЗАДАЧИ: 1. Создать условия для формирования умения у учащихся

различать имена существительные по родам.

2. Создать условия для развития у учащихся умения образовывать

из слов словосочетания, различать члены предложения.

3. Создать условия для активизации у учащихся познавательной

деятельности на уроке.

4. Создать условия для совершенствования у учащихся умения

Публикация «Урок русского языка в третьем классе „Род имен существительных“» размещена в разделах

работать в группе, определять цели урока, давать самооценку и

взаимооценку деятельности других товарищей.

ОБОРУДОВАНИЕ: Страна трех княжеств, планшеты со словарными словами,

планшет со словом «кенгуру», наглядный материал к игре

«Построй цветок», рожицы с настроением.

Ход урока.

I. Мотивация урока.

- Ребята вы любите сказки? Сегодня у нас необычный урок – урок сказка.

Все глазки на меня. Начинаю сказку: «За тридевять земель, в тридесятом

царстве - государстве правила часть речи, а какая забыла. Знаю лишь, что

жили в нем слова: остров, календарь, погода, профессия, расстояние,

счастье.

II. Словарная работа.

- Какие это слова? (словарные). Давайте запишем их с комментированием.

разделите тетрадь на 3 части. Пропустите одну строчку. Записываем слова в

столбики:

остров погода расстояние

календарь профессия счастье

Работа в группах.

- Какой частью речи они являются? Обсудите в группе. Приготовьтесь

доказывать.

- Так какой частью речи являются эти слова? Доказывайте. Молодцы!

Спасибо за помощь! Продолжаю сказку: «За высокими горами, за широкими морями правила своим государством Имя существительное. Жили в нем слова, которые царица расселила в 3 княжества. А вот как они называются, определите сами, прочитав тему урока.

III. Определение темы, цели урока.

- Какова тема урока? ( Учащиеся читают на доске: «Род имен

существительных»).

- Что из прочитанного вам уже знакомо? (Что такое «имя существительное»).

- Что вы хотели бы узнать? (Что такое «род»).

- На данный вопрос дома вы должны были найти ответ из толкового

словаря.

Проверка домашнего задания.

- Кто желает прочитать объяснение данному понятию. (Учащиеся читают

значение данного слова).

- Какое это слово? (многозначное).

- О каком роде пойдет речь на уроке? (о роде, как грамматической категории,

который обозначает отнесенность к мужскому или женскому полу).

- Так как называются княжества, в которые Имя существительное расселила

свои слова? (м. р., ж. р., ср. р.)

- Запишите на пропущенной строчке сокращенно названия княжеств: в 1-ом

столбике – м. р., во 2-ом столбике – ж. р., в 3-ем столбике – ср. р.

- Чему будем учиться на уроке? (Определять род имени существительного).

IV. Знакомство с существительными м. р., ж. р., ср. р.

Открытие учащихся.

- Так какого рода является каждое словарное слово? Почему? Обсудите в

группах.

- Какого же рода является каждое словарное слово? Почему вы так считаете?

- Где можно проверить свои предположения? (в учебнике).

Работа в учебнике.

- Откройте учебник на странице 131 –ой. Прочитайте правило, определите из

скольких частей оно состоит и приготовьтесь рассказать его по памяти с

примерами.

- Из скольких частей состоит правило?

- Кто готов рассказать 1 часть? 2 часть? 3 часть?

- Приведите примеры.

- Правы мы были в своих предположениях?

Вывод: С чем сейчас познакомились? (Что имена существительные бывают

м. р, ж. р., ср. р.)

V. Определение рода имени существительного.

1. Работа в учебнике.

- Найдите в учебнике на странице 131 –ой 1 упражнение. Прочитайте его

задание.

- Что нужно сделать? Разделите тетрадь на 2 части. В 1-ой части запишите

слово «он», во 2-ой части слово «она».

Цель: Будем учиться определять род имени существительных, образовывать

новые слова.

Самостоятельная работа.

- Выполните это упражнение самостоятельно.

Взаимопроверка.

- Проверьте друг друга. Поставьте карандашом отметки.

- Давайте проверим. Слова какого рода записаны в 1-ом столбике? Во 2-ом

столбике? Докажите. Какая часть слова помогла вам образовать новые слова?

(корень).

- К каким словам нельзя подобрать однокоренные слова ж. р. ?

Вывод: Чему учились? (Определять род имени существительных, образовывать

новые слова).

2. Игра «Построй цветок».

- Давайте вернемся в сказку.

- Все слова трех княжеств любили ходить друг к другу в гости. Они с

удовольствием играли в различные игры. Когда на улице было лето, слова

принимали активное участие в игре «Построй цветок».

- Давайте тоже сыграем в нее.

Цель: Будем учиться различать имена существительные по родам.

- В каждую группу я положила 3 стебелька от цветков и их лепестки.

- К одному стебельку вы должны собрать лепестки со словами м. р., к другому –

лепестки со словами ж. р., к третьему – лепестки со словами ср. р.

- Ваша задача: кто вперед и правильнее?

(Учитель проверяет).

Вывод: Чему учились? (различать имена существительные по родам).

VI. Физкультминутка.

Игра «Определи на слух».

- В каждое княжество с каждым годом пополняется все больше слов.

- Давайте определим, какие новые слова поселились. Все встаньте.

Цель: Будем учиться на слух различать имена существительные по родам.

- Как только услышите имя существительное ж. р. - прыгайте; м. р. – приседайте;

ср. р. – хлопайте.

Итак: ведро, рыба, самолет, машина, волк, озеро, месяц, зебра, мама, стол, болото, животное.

Вывод: Чему учились?

VII. Согласование имени прилагательного с именем существительным.

- Однажды в царство Имени Существительного пришли в гости слова из

соседнего царства, которое называлось…Опять забыла. Знаю, что это слова:

чудный, прекрасная, огромный.

Работа в группах.

- Обсудите в группах, какой частью речи они являются. Приготовьтесь доказать.

- Так какой часть речи они являютя? Почему?

- Вспомнила! Их царство называется «Имя Прилагательное».

Работа в группах.

- Так вот каждое из этих слов решило заглянуть в отдельное княжество Имени

Существительного. А вот в какое, определите сами. Обсудите в группах.

- В какое княжество отправилось слово «чудный»? (в княжество «мужской род»).

А мне кажется, что оно отправилось в княжество «женский род». Кто из нас

прав? (Нарушится согласование). В какое княжество отправилось слово

«прекрасная»? «огромный»?

- Пока слова в каждом княжестве беседовали друг с другом, образовалось что?

(словосочетание). Докажите. (одно слово является главным, а другое –

зависимым).

Самостоятельная работа.

- Спишите словосочетания.

- Давайте проверим, что вы написали. Прочитайте первое словосочетание и т. д.

- Какое знакомое выражение «чудный остров». Где встречали эти слова? (В

сказке Пушкина «О царе Салтане…»)

Вывод: Что же происходит с именем прилагательным, которое зависит от имени

существительного? (оно согласуется с существительным в роде).

VIII. Работа с предложением.

- Отдохнув в царстве Имени Существительного слова : чудный, прекрасная,

огромный, вернулись к себе домой. В это царство приходили в гости слова из

разных царств: Глагол, Прилагательное и даже Предложение.

- Вот сейчас в царство Имени Существительного заглянули предложения за

помощью. У них пропали слова. Давайте поможем им.

- Прочитайте предложения:

На улице дует холодный …

Пролетело жаркое…

Пробежала через поляну хитрая…

- В группах устно подберите нужные слова.

- Какие слова нужно вставить?

- Спишите предложения.

Цель: Будем развивать умение различать члены предложения.

- Сделайте разбор предложений по членам. Определите род имен

существиельных.

- У доски…

Вывод: Какие умения развивали? Что закрепляли? (Определять род имен

существительных).

IX. Настрой учащихся на новую тему урока.

- В царстве Имени Существительного всегда царили мир, счастье и покой, пока

однажды не прозошло вот что:

в переулке между трех княжеств раздался громкий плач. Все их жители были

взбудоражены. Они выбежали на улицу и увидели слово «КЕНГУРУ», которое

горько плакало. Оно заблудилось. Жители трех княжеств спросили слово:

- А ты какого рода? Если м. р., то можешь оставаться жить в 1 княжестве, если

ж. р. - то все рады тебе будут во 2-ом княжестве, если ср. р. – то оставайся в 3-ем

княжестве.

- Задумалось слово «кенгуру». Какого же оно рода? Но это другая история. С ней

вы познакомитесь на следующем уроке.

X. Итог урока.

- А сейчас давайте подведем итог урока.

- Что нового узнали?

- Чему учились?

XI. Самооценка, взаимооценка.

- Покажите свое настроение на уроке.

- Оцените свою работу.

- Командиры оцените работу своих товарищей в группе.

- За урок ставлю оценки…

На этом наш урок закончен.

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка в 6 классе «Повторение изученного об имени существительном». .

Конспект урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с мягким знаком» Русский язык. 2 класс Сурикова Л. В. Тема урока: «Правописание слов с мягким знаком» Цель: формировать навык правописания слов с разделительным.

Конспект урока русского языка в 7 классе «Наречие» Открытый урок русского языка в 7-м классе по теме "Наречие» Цели урока: Обобщить знания учеников по теме “Наречие”, развивать память, мышление,.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Синонимы» Урок русского языка во 2 классе по развивающей системе Л. В. Занкова. Синонимичность в словах, пословицах, произведениях искусства. Урок русского.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Однородные члены предложения» Тема урока. Однородные члены предложения. 3 класс школа 2100 Солнце радостно проснулось, Осторожно потянулось, Лучикам пора вставать И.

Разработка урока русского языка в 4 классе «Правописание имён существительных в родительном падеже» Тема урока: «ПРАВОПИСАНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ» Цели: • Развивать навык правописания имен существительных в родительном.

Урок русского языка в 4 классе «Упражнение в правописании безударных падежных окончаний в именах существительных» Урок русского языка класс 4 (УМК Школа России) Мовина Оксана Витальевна Тема Упражнение в правописании безударных падежных окончаний в.

Урок русского языка во 2 классе «Какие слова пишутся с заглавной буквы?» Урок русского языка 2 класс Составила: Волкова Елена Владимировна Тема урока: Какие слова пишутся с заглавной буквы? Цель: - расширить.

Урок русского языка в 5 классе «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» Разработка урока по русскому языку. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» 5 класс Подготовила Винидиктова Татьяна.

Урок русского языка в 4 классе по теме «Имя прилагательное. Обобщение» Урок русского языка по теме «Имя прилагательное. Обобщение.» 4 класс Цели: • обобщение теоретических знаний об имени прилагательном; • развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка в третьем классе «Род имен существительных»
Опубликовано: 4 января 2018 в 12:46
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД