Приложение МААМ

Урок русского языка 3 класс

Таисия Мищанчук
Урок русского языка 3 класс
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: СловосочетаниеЦель : познакомить учащихся с содержанием понятия “Словосочетание”;

начать формировать умение отличать словосочетание от слов, от предложения, составлять словосочетания, находить их в предложении путём установления связи между словами с помощью вопросов; развивать речь; воспитывать интерес к предмету, творческое отношение к труду.

Оборудование:

Тип урока : усвоение новых знаний

Ход занятия

I Организационный момент. Психологический настрой на урок

Публикация «Урок русского языка 3 класс» размещена в разделах

- Ребята, тему урока вы угадаете немного позже, если сейчас будете очень внимательны. Наш класс сегодня будет творческой лабораторией, а вы - учёными-лингвистами. За урок вы сами выведете новое правило.

Чтобы на уроке вы смогли быстро и красиво писать, сделаем гимнастику для пальчиков:

а) гимнастика “Шум дождя”;

б) психологический настрой.

в) оформление тетрадей

г) минутка чистописания тр ястреб

II. Опорное повторение и коррекция необходимых для данного урока знаний, умений и навыков.

Орфографическая разминка.

Сварить, ловить, молоко, собрать, четверг, шишка, чудный, по степи, на воде.

Упражнение на определение частей речи.

- Я ещё раз читаю слова, а вы определите к какой части речи относятся слова

Вопросы:

1. Что такое имя существительное?

2. Как изменяются имена существительные?

3. На какие вопросы отвечают одушевленные и неодушевленные существительные?

4. С какой буквы пишутся имена собственные?

5. Как пишутся имена существительные с шипящим на конце слова?

6. Как называются слова, которые называют признак предмета и отвечают на вопрос Какой? Какая? Какое? Какие?

7. как изменяются имена прилагательные?

8. Что такое глагол?

9. Найдите «лишнее» слово: нос, носик, носатый, носильщики.

10. Для чего служат предлоги?

Упражнение на умение вычленять в слове различные части (разбор по составу).

- А теперь приготовьтесь с красной строки выписывать те части слов, которые я назову. Кто правильно это сделает, а я надеюсь, что все справятся, тот угадает тему нашего урока.

Из слова “сварить” выпишите только приставку, из слова “ловить” - корень (рядом с той буквой, что уже выписали, из слова “молоко” - окончание, из слова “собрать” - приставку, первый слог из слова “четверг”, окончание из слова “шишка”, суффикс из слова “чудный”, окончание из слов “степи” и “воде”.

III. Объяснение нового понятия.

- Тема урока : словосочетание.

1) Эвристическая беседа. Возможный вариант беседы:

- Вы, наверное, уже много раз слышали это слово. А что же оно обозначает? Что в русском языке называется словосочетанием?

Посмотрите внимательно на это слово. Из каких слов получилось такое длинное слово? (сочетание слов)

- А что означает слово “сочетание”? Попробуйте найти в нём приставку и корень.

- Вы слышали когда-нибудь слово “чета”? Что оно обозначает?

- Говорят “супружеская чета”, “он тебе не чета”. “Чета” значит пара. Пара – это сколько?

- Приставка со- придаёт значение “находиться вместе, быть соединённым”.

2) Работа по уточнению правила.

- Прочитайте: “сварить”. Это словосочетание? Почему?

- Добавляю слово “класс”. “Сварить класс” - это словосочетание? Нет? А почему, ведь слов два?

- Значит, слова должны быть соединены, подходить по смыслу? Добавим это слово в наше правило, уточним наше определение: “Словосочетание – это два слова, соединённые по смыслу”.

- Отлично получается. А теперь я заменю слово класс на подходящее по смыслу “каша”. Что получилось? (сварить каша)

- Теперь всё в порядке? Это будет словосочетанием? Они же подходят друг другу по смыслу? (Так не говорят)

- А как нужно сказать? (“Сварить кашу”)

- Что же изменилось? (окончание в слове “каша”)

- Что же получается: сварить каша – слова, подходящие по смыслу, но они не являются словосочетанием, т. к. нельзя задать вопрос к слову “каша”. Сделать это нам не позволяет окончание. Чтобы пара этих слов стала словосочетанием, необходимо изменить окончание в слове “каша” по вопросу от слова “сварить”. “Сварить (что) кашу”.

- Давайте ещё более уточним наше правило. “Словосочетание – это два слова, соединённых по смыслу и с помощью окончаний”.

- Изобразим это правило с помощью схемы:

- В словосочетаниях всегда есть главное слово и зависимое. Как думаете, какое слово будет главным?

- То слово будет главным, от которого задаём вопрос. Оно обозначается знаком “х”. А зависимое – то, к которому задаём вопрос, к нему на схеме идёт стрелка. Запишите получившееся словосочетание с вопросом в скобках к зависимому слову, главное обозначьте крестиком.

Сварить (что) кашу.

- Расскажите ещё раз по схеме, что такое “словосочетание”?

IV. Первичное закрепление.

а) Чтение правила на стр 205

б) упр 587 устно

в) упр 588

г) – Из данных пяти пар слов подчеркните только те пары, которые являются словосочетаниями. Главное слово обозначьте крестиком.

1 вариант. Дождливая вечер, ясное утро, встретиться товарищи, первый день, подойти к дому.

2 вариант. Луч солнца, весёлый мультфильм, делать зарядка, бежать берег, лететь по небу.

V. Подведение итогов.

Домашнее задание: стр. 205, упр. 589

Публикации по теме:

Фразеология современного русского языка «Фразеология современного русского языка» Корни русского алфавита тянутся из древней Греции. Много исторических источников показали нам,.

Конспект урока русского языка «Предложения с прямой речью» (4 класс) РУССКИЙ ЯЗЫК ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ Тема: Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора.

Конспект урока русского языка «Повторение глагола» «Средняя школа№2» отдела образования акимата Федоровского района Учитель русского языка и литературы Нысанбаева Забира Кумшукбаевна Класс:5.

Конспект урока русского языка. Обучающее сочинение Памятка к сочинению по картине С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство». Вступление. (1-2 предложения) (Я смотрю на картину… .Передо мной картина.

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределенной форме. Цели: учить детей находить глаголы в неопределенной форме в предложении.

Памятка для родителей о теории русского языка Памятка для родителей, о теории русского языка. Уважаемые мамы и папы! В русском языке 10 гласных букв (а,о,у,э,ы,и,я,е,ё,ю., 21 согласная.

Технологическая карта урока русского языка УМК «Гармония» «Знакомтсво с приставкой и суффиксом» (второй класс) Технологическая карта урока русского языка во 2 классе ОС «Гармония», учитель Чернобай И. А. Тема Введение понятий «приставка» и «суффикс».

«Наречие». Урок русского языка, 3 класс. Комплект «Школа 2000» Урок русского языка 3 класс. Комплект «Школа 2000» Урок1 Тема: Понятие о наречии как части речи. Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка (2–3 класс 7 вида) «Части речи. Закрепление» УМК «Школа России» Тема: Закрепление изученного по теме: «Части речи». 2-3 класс 7 вида УМК «Школа России» Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания.

Урок русского языка во 2 классе по теме «Упражнения в написании большой буквы в именах людей» Фамилия: Голубцова Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ ЕСШ №9 г. Елизова Камчатского края Урок русского языка во 2 классе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка 3 класс
Опубликовано: 11 октября 2016 в 17:49
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок русского языка 3 класс» (включая файлы) размещена пользователем Таисия Мищанчук (УИ 824786) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД