Таисия Мищанчук
Урок русского языка 3 класс
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: СловосочетаниеЦель : познакомить учащихся с содержанием понятия “Словосочетание”;
начать формировать умение отличать словосочетание от слов, от предложения, составлять словосочетания, находить их в предложении путём установления связи между словами с помощью вопросов; развивать речь; воспитывать интерес к предмету, творческое отношение к труду.
Оборудование:
Тип урока : усвоение новых знаний
Ход занятия
I Организационный момент. Психологический настрой на урок
Публикация «Урок русского языка 3 класс» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Ребята, тему урока вы угадаете немного позже, если сейчас будете очень внимательны. Наш класс сегодня будет творческой лабораторией, а вы - учёными-лингвистами. За урок вы сами выведете новое правило.
Чтобы на уроке вы смогли быстро и красиво писать, сделаем гимнастику для пальчиков:
а) гимнастика “Шум дождя”;
б) психологический настрой.
в) оформление тетрадей
г) минутка чистописания тр ястреб
II. Опорное повторение и коррекция необходимых для данного урока знаний, умений и навыков.
Орфографическая разминка.
Сварить, ловить, молоко, собрать, четверг, шишка, чудный, по степи, на воде.
Упражнение на определение частей речи.
- Я ещё раз читаю слова, а вы определите к какой части речи относятся слова
Вопросы:
1. Что такое имя существительное?
2. Как изменяются имена существительные?
3. На какие вопросы отвечают одушевленные и неодушевленные существительные?
4. С какой буквы пишутся имена собственные?
5. Как пишутся имена существительные с шипящим на конце слова?
6. Как называются слова, которые называют признак предмета и отвечают на вопрос Какой? Какая? Какое? Какие?
7. как изменяются имена прилагательные?
8. Что такое глагол?
9. Найдите «лишнее» слово: нос, носик, носатый, носильщики.
10. Для чего служат предлоги?
Упражнение на умение вычленять в слове различные части (разбор по составу).
- А теперь приготовьтесь с красной строки выписывать те части слов, которые я назову. Кто правильно это сделает, а я надеюсь, что все справятся, тот угадает тему нашего урока.
Из слова “сварить” выпишите только приставку, из слова “ловить” - корень (рядом с той буквой, что уже выписали, из слова “молоко” - окончание, из слова “собрать” - приставку, первый слог из слова “четверг”, окончание из слова “шишка”, суффикс из слова “чудный”, окончание из слов “степи” и “воде”.
III. Объяснение нового понятия.
- Тема урока : словосочетание.
1) Эвристическая беседа. Возможный вариант беседы:
- Вы, наверное, уже много раз слышали это слово. А что же оно обозначает? Что в русском языке называется словосочетанием?
Посмотрите внимательно на это слово. Из каких слов получилось такое длинное слово? (сочетание слов)
- А что означает слово “сочетание”? Попробуйте найти в нём приставку и корень.
- Вы слышали когда-нибудь слово “чета”? Что оно обозначает?
- Говорят “супружеская чета”, “он тебе не чета”. “Чета” значит пара. Пара – это сколько?
- Приставка со- придаёт значение “находиться вместе, быть соединённым”.
2) Работа по уточнению правила.
- Прочитайте: “сварить”. Это словосочетание? Почему?
- Добавляю слово “класс”. “Сварить класс” - это словосочетание? Нет? А почему, ведь слов два?
- Значит, слова должны быть соединены, подходить по смыслу? Добавим это слово в наше правило, уточним наше определение: “Словосочетание – это два слова, соединённые по смыслу”.
- Отлично получается. А теперь я заменю слово класс на подходящее по смыслу “каша”. Что получилось? (сварить каша)
- Теперь всё в порядке? Это будет словосочетанием? Они же подходят друг другу по смыслу? (Так не говорят)
- А как нужно сказать? (“Сварить кашу”)
- Что же изменилось? (окончание в слове “каша”)
- Что же получается: сварить каша – слова, подходящие по смыслу, но они не являются словосочетанием, т. к. нельзя задать вопрос к слову “каша”. Сделать это нам не позволяет окончание. Чтобы пара этих слов стала словосочетанием, необходимо изменить окончание в слове “каша” по вопросу от слова “сварить”. “Сварить (что) кашу”.
- Давайте ещё более уточним наше правило. “Словосочетание – это два слова, соединённых по смыслу и с помощью окончаний”.
- Изобразим это правило с помощью схемы:
- В словосочетаниях всегда есть главное слово и зависимое. Как думаете, какое слово будет главным?
- То слово будет главным, от которого задаём вопрос. Оно обозначается знаком “х”. А зависимое – то, к которому задаём вопрос, к нему на схеме идёт стрелка. Запишите получившееся словосочетание с вопросом в скобках к зависимому слову, главное обозначьте крестиком.
Сварить (что) кашу.
- Расскажите ещё раз по схеме, что такое “словосочетание”?
IV. Первичное закрепление.
а) Чтение правила на стр 205
б) упр 587 устно
в) упр 588
г) – Из данных пяти пар слов подчеркните только те пары, которые являются словосочетаниями. Главное слово обозначьте крестиком.
1 вариант. Дождливая вечер, ясное утро, встретиться товарищи, первый день, подойти к дому.
2 вариант. Луч солнца, весёлый мультфильм, делать зарядка, бежать берег, лететь по небу.
V. Подведение итогов.
Домашнее задание: стр. 205, упр. 589