Получи документы

Урок русского языка. 5 класс. Простые и сложные предложения

Валентина Гойколова
Урок русского языка. 5 класс. Простые и сложные предложения

Урок № ___ 5 класс "___"___

Тема: ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели урока :

1. Продолжить знакомство с простыми и сложными предложениями

2. Научиться распознавать простые и сложные предложения, определять основные

признаки сложного предложения, строить сложное предложение, определять его

границы; познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на

союзное и бессоюзное; обратить внимание учащихся на интонационное единство

Публикация «Урок русского языка, 5 класс, Простые и сложные предложения» размещена в разделах

сложного предложения, помогающее определять его границы;

3. Развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;

совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;

закрепить навык определения простых осложнённых и сложных предложений;

закрепить навык постановки запятой в простом осложненном предложении, сложном

предложении;

4. Воспитывать культуру общения на уроке, ответственное отношение к учебе;

воспитывать необходимое для красивой и грамотной речи чувство языка

Тип урока : урок изучения нового материала

Оборудование: учебник, тетрадь, компьютерная презентация, таблица со схемами

предложений, словарь, карточки с упражнениями и тестами.

Ход УРОКА

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний

3. Синтаксическая пятиминутка.

Записать и сделать разбор предложения.

Лес сбрасывает свой разноцветный наряд.

Ответим на вопросы :

Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные).

По интонации? (Восклицательные, невосклицательные).

По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные)

Что такое грамматическая основа предложения? (Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое)

4. Работаем по вариантам. На доске записаны предложения.

Запишите свои предложения и подчеркните грамматическую основу.

1 вариант 1,3,5

2 вариант - 2,4,6

Солнце св. тило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и зат. пила бобровую хатку. 3. Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята ок…зались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть, а старый бобер поплыл ему на помощь. 6. Я заметил это, выт…щил его из воды и принес к себе домой.

1 вариант

Ответы 2, 4,6 простые предложения. (предложения, осложненные однородными сказуемыми) Составьте схемы.

2 вариант

Ответы 1, 3, 5 предложения. Отметьте в них общее.

(1,3,5 - сложные предложения, составьте схемы.).

5. Изучение нового материала

Итак, мы выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными.

А теперь еще раз прочитайте сложные предложения. Скажите, сколько простых предложений в каждом сложном? (В каждом сложном по два простых предложения).

Прочитайте первые простые предложения, входящие в состав сложных. Скажите, имеют ли они интонацию конца предложения? Связаны ли они по смыслу со вторыми простыми предложениями?

(Первые предложения, входящие в состав сложного, не имеют интонации конца предложения и связаны со вторыми простыми предложениями по смыслу

Обобщите наши рассуждения. Скажите, как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?

(Простые предложения, входящие в состав сложного, связаны между собой по смыслу и интонационно).

Посмотрите на первое сложное предложение. Скажите, чем, кроме смысла и интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав сложного

(Кроме смысла и интонации, простые предложения, входящие в состав сложного, могут соединяться между собой с помощью союза).

Вывод:

Сложные предложения могут быть союзными – простые предложения соединяются с помощью союзов, а могут быть бессоюзными – части соединяются при помощи смысла и интонации.

Сравните:

Наступила осень, и птицы стали улетать на юг.

Наступила осень, птицы стали улетать на юг.

Обобщите наши рассуждения по плану:

1. Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?

2. Из чего состоит сложное предложение?

3. Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?

4. Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?

5. Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?

6. Закрепление материала.

1. Объясните постановку знаков препинания.

Подула осень холодом, (1)сорвала листья с деревьев, и (2)рассыпались листья по дорожкам сада.

Всю ночь зима вязала(1, плела кружевные узоры(2, чтобы принарядились деревья.

3. Укажите верную характеристику предложения.

Наступила осень, и землю покрыл ковер из разноцветных листьев.

1) простое предложение с однородными членами

2) сложносочиненное

3) сложноподчиненное

4) сложное бессоюзное предложение

7. Проверочная работа

Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие в предложении.

Вышел месяц) и его сияние пестро) и причудливо расцветило лес

а) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

б) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна

Выбрать определение сложного предложения.

1. Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в

простых.

2. Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.

3. Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.

Выбрать схему предложения.

1.[– =], [– =].

2.[= -].

3.[– = а =].

4.[ = -], и [– =].

5.[– =], [– =], и [– =].

6.[– =], а [– =].

7.[– = и =].

1. Дул холодный ветер и трепал деревья в саду.

2. Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты.

3. Всю ночь шел холодный дождь, и ветер налетал косыми ударами.

4. Стояли морозные зимние дни

5. Приближалась осень, и все вокруг украсилось желтыми листьями.

6. Осень прекрасна нарядами, а зима страшна морозами.

7. Тучка была небольшая, а разразилась большим дождем.

Ответы 1-7, 2-5, 3-4, 4-2, 5-4, 6-6, 7-3,

Оценки: «5»-нет ошибок, «4»- 1 или 2 ошибки, «3»- 3 ошибки.

8. Подведение итогов. Рефлексия.

-Какое предложение называют сложным?

Какое предложение называют простым?

-Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?

-Какую роль может играть союз “и” в предложении?

-Для чего нужно обязательно определить, что соединяет союз “и”, прежде чем ставить запятую?

9. Домашнее задание: Выписать из любого художественного произведения 10 сложных предложений. Определить их тип.

Публикации по теме:

Урок русского языка в 1 классе «Деление слов на слоги» Тема: «Деление слов на слоги» Цель: формировать умения делить слова на слоги, анализировать модели слов, находить слова по данным моделям.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание возвратных глаголов» Тема: Правописание возвратных глаголов. Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.

Урок русского языка в 4 классе «Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения» Тема: «Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.» Класс: 4 УМК: "Школа России". Учитель: Кругликова Жанна Анатольевна.

Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями» Цели урока: Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.

Урок русского языка в 6 классе «Разряды имен прилагательных» Цели: узнать разряды прилагательных; развивать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных.

Урок русского языка в 7 классе «Деепричастие как часть речи» Цель: познакомить учащихся с понятием «деепричастие», с его грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов.

Урок русского языка во 2 классе. Обобщение знаний о глаголе Урок русского языка во 2 классе. Тема: Обобщение знаний о глаголе. Тип урока: обобщение знаний Цель урока: - обобщение и систематизация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка. 5 класс. Простые и сложные предложения
Опубликовано: 3 октября 2020 в 13:17
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД