Лучший педагог года

Урок русского языка. 5 класс. Самостоятельные и служебные части речи

Валентина Гойколова
Урок русского языка. 5 класс. Самостоятельные и служебные части речи

Урок № ___ 5 класс "___"___

Тема: Части речи. Орфография. Глагол.

Орфография. Имя существительное

Цели: Научиться распознавать части речи, отличать самостоятельные от служебных.

Задачи:

1. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи,

Публикация «Урок русского языка, 5 класс, Самостоятельные и служебные части речи» размещена в разделах

2. Формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;

3. Воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Тип урока : комбинированный

Ход:

I. Орг. м.

2. П. ц.

Орфографическая разминка.

Подъезд, батальон, соловьи, объем, адъютант, подьячий, изъян, сэкономить, барьер, медальон, сузить, предутренний.

III. Объяснение новой темы.

Работа с таблицей.

На доске таблицы «Части речи». Учащиеся знакомятся с таблицами и записывают по одному примеру для каждой части речи. Подготавливают связное сообщение по теме

«Самостоятельные и служебные части речи».

Части речи пример пример пример

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Имя числительное

Местоимение

Наречие

"Служебные части речи"

Части речи Пример Пример Пример

Предлоги

Союзы

Частицы

Беседа по таблицам.

- Скажите, сколько всего частей речи в русском языке, на какие группы они делятся.

- Приведите примеры частей речи.

4. Фронтальный опрос учащихся, направленный на закрепление и систематизацию знаний о глаголе и имени существительном.

- Что обозначает существительное?

- На какие вопросы отвечает существительное?

- Как изменяется существительное?

- Каким членом предложения может быть?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Какие времена глагола вы знаете?

- Что вы можете сказать о лице глагола?

- Изменяется ли глагол по родам?

5. Закрепление. Тренировочные упражнения.

Вставь пропущенные буквы. Запиши глаголы в два столбика.

Любишь кататься, люби и саночки возить. Не будешь лениться, так и дело не будет из рук валиться. Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. Не будешь стараться, без всего можешь остаться. Умел ошибиться, умей и поправиться. С умным не знаться – ума не набраться. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

Неопределенная форма глагола

-ться Третье лицо единственного и множественного числа

-тся

6. Самостоятельная работа. Работаете в группах,

заполняете таблицу.

Части речи Слова

Имя существительное человек,

Имя прилагательное

Имя числительное

Глагол

Местоимение

Наречие

Предлоги

Союзы

Частицы

Междометия

Человек, любимый, ты, птица, добрый, пять, я, гав-гав, смелый, улыбаться, семеро, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, мяу-мяу, сегодня, вчера, мне, от, к, до, а, но, и, ли, не, ни, Ой! Эх! У!

Взаимопроверка:

Оценка за работу: нет ошибок – «5», 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»

- Попробуйте составить предложение из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, но, из, о, когда.

- Удалось ли вам это? Как называются эти части речи? Почему?

Предлоги: в, на, за, под, к, около, перед, из – за, из – под и др.

Предлоги употребляются с существительными и местоимениями и связывают их с другими самостоятельными словами.

Союзы: и, а, но, что, когда, если, потому что и др.

Союзы связывают члены предложения и части сложного предложения.

Частицы : не, бы, же, ли, разве, неужели и др.

Частицы придают оттенки значения членам предложения и всему предложению в целом.

7. Обобщение пройденного за урок.

Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи.

- Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным?

- Являются членами предложения самостоятельные? А служебные?

- Можно определить лексическое значение у самостоятельных? А у служебных?

- Теперь посмотрим на таблицу и проверим, правильно ли мы ответили на вопросы.

Работа с таблицей.

Самостоятельные части речи Служебные части речи

1. Можно задать вопрос.

1. Нельзя задать вопрос.

2. Являются членами предложения.

2. Не являются членом предложения.

3. Имеют лексическое значение. 3. Не имеют лексического значения.

8. Рефлексия

1. Все ли удалось вспомнить о частях речи?

2. Что показалось затруднительным при выполнении заданий?

3. Поставьте оценку себе за урок с учетом той, что стоит в тетради за самостоятельную

работу.

9. Домашнее задание

Найти и записать 5 пословиц или поговорок с глаголами в форме 2-го лица единственного числа. Подчеркнуть эти глаголы. (Любишь кататься – люби и саночки возить.) Над каждым словом указать часть речи.

Публикации по теме:

Урок русского языка по обобщению и систематизации изученного «Имя существительное как часть речи» в 6 классе Цели урока: - обобщить и расширить сведения о существительном как части речи; - повторить морфологические признаки имени существительного;.

Урок русского языка в 1 классе «Деление слов на слоги» Тема: «Деление слов на слоги» Цель: формировать умения делить слова на слоги, анализировать модели слов, находить слова по данным моделям.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание возвратных глаголов» Тема: Правописание возвратных глаголов. Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.

Урок русского языка в 4 классе «Неопределённая форма глагола» Урок русского языка в 4 классе Тема: Неопределённая форма глагола Цели: расширять представления об особенностях неопределённой формы глагола;.

Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями» Цели урока: Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.

Урок русского языка в 6 классе «Разряды имен прилагательных» Цели: узнать разряды прилагательных; развивать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных.

Урок русского языка в 7 классе «Деепричастие как часть речи» Цель: познакомить учащихся с понятием «деепричастие», с его грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка. 5 класс. Самостоятельные и служебные части речи
Опубликовано: 3 октября 2020 в 12:20
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД