Получи документы

Урок русского языка в 11 классе по теме «Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ. Работа с текстом Б. Екимова»

Елена Гущина
Урок русского языка в 11 классе по теме «Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ. Работа с текстом Б. Екимова»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения недели русского языка и литературы в МОУ «Лицей №2» 11.02.2019 г.

Тема урока : «Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ. Работа с текстом Бориса Екимова».

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность обучающихся

I. Организационный (мотивационный) этап

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Слово учителя. Приветствие.

Публикация «Урок русского языка в 11 классе по теме „Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ, Работа с текстом Б, Екимова“» размещена в разделах

Сегодня мы продолжаем работу по подготовке к сочинению в формате ЕГЭ и проводим урок развития речи.

Система выставления оценок за этот урок накопительная : один ответ - 1 балл (напротив вашей фамилии в списке класса я эти баллы занесу).

Итог вашей работы будет оцениваться дважды: за устную работу по окончании урока и за письменную работу по окончании написания сочинения дома.

Все материалы к сочинению, которые вам необходимы, вы внесёте в черновик сочинения-таблицу. Таблица представляет собой формат листа А4, с подобным форматом вам предстоит работать на экзамене.

(Предпочтительно 350 слов). Это формат листа А4 с двух сторон.

Актуализация личностного осмысления обучающимися деятельности на уроке

II. Формулирование темы урока и постановка цели и задач урока.

Цель: мотивация обучающихся.

Слово учителя.

Целью нашего сегодняшнего урока будет

подготовка к написанию домашнего сочинения в формате ЕГЭ.

III. Актуализация знаний

Цель: проверка формирования теоретических знаний критериях оценивания сочинения в формате ЕГЭ.

Вспомним, что же представляет собой сочинение в формате ЕГЭ, какие требования к нему предъявляются? Ответить на этот вопрос нам поможет лингвистическое исследование, которое провели ребята в рамках разрабатываемого ими учебного исследовательского проекта. Дима, как называется ваш проект?

Итак, исследование в рамках проекта «Какие претензии мы можем предъявить сочинениям в формате ЕГЭ, написанным одиннадцатиклассниками

___

Обращаю ваше внимание, ребята, что исследование проводилось на материале уже написанных одиннадцатиклассниками сочинений по тексту Бориса Екимова.

Восстановим его в памяти.

(звучит аудиозапись текста)

Какая первая претензия к написанию сочинения?

Вступительная часть должна содержать не только сведения о статусе автора, но и включать краткие сведения о том, какая нравственная составляющая есть в произведениях писателя. Это поможет нам в формулировке проблемы. Перед вами алгоритм сочинения. Прочтите вступительную часть с учётом первой претензии, предъявляемой к сочинению.

___

Какая вторая претензия к написанию сочинения?

Должны быть сформулированы проблема и проблемный вопрос.

Вспомним варианты формулировки проблем.

___

Формулируем проблему и проблемный вопрос.

___

Первая составляющая проблемы – любовь.

Какой должна быть настоящая любовь?

Ответить на этот вопрос нам помогут слова, взятые, по мнению многих, из самого главного источника знаний – Великой Книги Библии.

Даниил Гудьев прочтёт нам эти слова.

___

Вот какой должна быть любовь детей к родителям: настоящей, искренней, самоотверженной, святой.

Помните слова критика В. Г. Белинского о любви (основываясь на них, мы писали итоговое сочинение по литературе) : «Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое».

Обратим внимание: не только любовь к родителям, но и уважение к ним. Глубокое уважение…

Есть ли это глубокое уважение к матери в тексте Б. Екимова? Вернёмся к тексту. Он перед вами.

И вспомним третью претензию к сочинениям, написанным одиннадцатиклассниками. Она связана с комментарием проблемы. Пользуясь алгоритмом, попытайтесь сформулировать с учётом претензий комментарии проблемы и авторскую позицию, тесно связанную с ними.

___

IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытия обучающимися нового знания)

Цель: проверить имеющиеся знания обучающихся и разработать новые пути подхода к решению возникшей проблемной ситуации

Вот мы и подошли с вами, ребята, к самому трудному этапу работы над сочинением.

На необходимо выразить своё отношение к авторской позиции. На что нас ориентирует алгоритм? Какие речевые клише используем? Какой логический переход здесь уместен?

Ребята подготовили инсценирование эпизодов из романа, иллюстрирующих проблему любви и уважения. Эпизоды помогут отобрать нужный материал для выражения собственного отношения к авторской позиции.

Первый эпизод «Трудный разговор отца с сыном о Фенечке».

Да, грустно наблюдать такую картину, когда сын даже не понимает, как обижает своего отца, некоторым образом даже оскорбляет его.

Разве можно назвать чувства сына к отцу настоящими любовью и уважением?

Сделайте микровывод после 1-ого аргумента.

Предлагаем вашему вниманию ещё один эпизод «Пробуждение в Аркадии чувства искренней любви к отцу. Желание его защитить».

Вот настоящие, искренние чувства любви и уважения к отцу. В чём они выражаются? Сформулируйте микровывод.

V.Включение нового знания в систему понятий обучающихся

Цель: повторение и систематизация изученного материала в заданном контексте и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося

Третий, последний этап алгоритма работы над сочинением заключается в составлении обобщающего вывода. Он должен быть ответом на проблемный вопрос сочинения «Какими должны быть настоящие любовь и уважение к родителям?»

---

Да, любовь, основанная на уважении, «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит».

Итак, ребята, мы, я надеюсь, успешно подготовились к написанию сочинения, помним о том, какие претензии к нему могут предъявляться, как правильно формулировать проблему и проблемный вопрос, какие композиционные связки и речевые клише нужно использовать для составления комментариев к проблеме;

не забудем о том, что в конце сочинения нужно будет сделать обобщающий вывод, который будет являться ответом на проблемный вопрос.

Мне бы очень хотелось, чтобы сейчас мы провели небольшую рефлексию – самооценку результатов деятельности своей и всего коллектива.

VIII. Рефлексия ( цель: самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива)

Слово учителя.

Достигли ли мы цели урока, смогли ли решить все поставленные задачи? Пожалуйста, ответьте на вопросы рефлексии.

Завершите высказывания:

1. Урок заставил меня задуматься о…

2. За урок я узнал/вспомнил/ отработал навык.

3. Своей работой на уроке я доволен/не доволен.

4. Чтобы следующий урок стал лучше, надо…

Пока ребята пишут, звучит песня «Научи меня, Боже, любить»

Дмитрий Дрыгин отвечает.

(«Какие претензии мы можем предъявить сочинениям в формате ЕГЭ, написанным одиннадцатиклассниками

___

• «Отц

Ученик зачитывает вариант вступительной части: «Борис Екимов-русский прозаик и публицист, один из немногих мастеров художественного слова, чьи произведения воспитывают в нас нравственность, заставляют задуматься о многих важных вопросах».

___

Ученики называют варианты формулировки проблемы. ( Предполагаемые ответы: проблема роли и значимости чего-либо в жизни человека или общества; проблема отношения к какому-либо явлению или какой-либо личности в обществе; проблема взаимоотношений между кем-либо; проблема влияния чего-либо, какого-либо явления на душу человека и формирование его мировоззрения).

___

Ученики формулируют проблему и проблемный вопрос.

( Предполагаемые ответы: проблема роли и значимости любви и уважения во взаимоотношениях между детьми и родителями. Какими должны быть настоящие любовь и уважение к родителям).

Даниил Гудьев читает слова из Библии:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.

(Первое послание святого апостола Павла к коринфянам)

Ученик формулируют 1-ый комментарий проблемы.

Предполагаемый ответ:

«Для решения проблемы, поставленной в тексте, автор предлагает читателям задуматься о том, что любовь дочери к матери ограничивается только формальными звонками по мобильному телефону: «Ты в порядке…Будь-будь». В этом фрагменте текста автор выражает одну из важных мыслей, непосредственно связанную с проблемой: дочь любит мать, но недостаточно уважает её.

Ученик формулирует 2-ой комментарий проблемы.

Предполагаемы ответ:

«Та же мысль звучит и во втором фрагменте, где Борис Екимов подчёркивает, что старую, больную женщину даже не считают нужным выслушать, потратить на неё время. А когда Екатерина всё же пытается что-то сказать, делают ей строгое внушение: «Говори по делу. Мы же объясняли: тариф». Читателям становится понятно, что о глубоком уважении дочери к матери говорить не приходится. С помощью яркой мысли, содержащейся во фрагменте, проблема, поднятая в тексте, начинает звучать более остро».

Ученик формулирует авторскую позицию.

Предполагаемый ответ:

«Авторская позиция в связи с этим, на мой взгляд, такова: Б. Екимов утверждает, что дети должны искренне выражать любовь к своим родителям, снисходительно относиться к их недостаткам, выражая тем самым глубокое уважение к ним.

___

Ученик зачитывает вариант логического перехода к выражению собственного отношения к авторской позиции:

«Трудно не согласиться с позицией автора. Она мне совершенно понятна, потому что я также считаю, что формальная забота дочери о матери не является выражением глубокого, искреннего чувства к ней. Нельзя к пожилым людям так относиться. Они заслужили большего, потому что всем сердцем любят своих детей и надеются на ответное чувство». Примеры, подтверждающие эту мысль, можно найти в художественной литературе, в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети».

Ученики смотрят инсценировку. Осмысливают текст произведения.

Ученики делают микровывод:

«Рассуждая о том, как ведёт себя Аркадий, автор обращает внимание читателей на снисходительную любовь сына к отцу. Аркадий ведёт себя развязно, бестактно, что свидетельствует о его недостаточном уважении к Николаю Петровичу.

Ученики формулируют микровывод :

«Искренние чувства любви и уважения к отцу выражаются в неприятии взглядов Евгения Базарова».

___

Ученики формулируют обобщающий вывод.

Таким образом, на основании прочитанного произведения мы можем сделать вывод о том, что дети должны испытывать к родителям высокие нравственные чувства – самоотверженную любовь и глубокое уважение.

---

Публикации по теме:

Урок русского языка в 5 классе «Омонимы и многозначные слова» (слайд 1) Мастер – класс по теме «Многозначные слова и омонимы» Учитель: Магазейщикова Александра Сергеевна МБОУ «Школа-лицей №2» г. Армянска.

Урок русского языка в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Сложносочинённое предложение» Тема: ПОДГОТОВКА к ОГЭ. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Задачи: обучающие – обобщить знания по теме «Сложносочинённые предложения»; закрепить.

Работа с текстом на уроках русского языка в 4 классе Работа с текстом на уроках русского языка. (из опыта работы. Учитель: Дубинина Н. Н.) (Учебник русского языка для 4 класса, УМК «Начальная.

Урок русского языка в 1 классе «Деление слов на слоги» Тема: «Деление слов на слоги» Цель: формировать умения делить слова на слоги, анализировать модели слов, находить слова по данным моделям.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Урок русского языка в 3 классе «Осенняя прогулка» по теме «Род имён существительных» ТЕМА УРОКА: РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ «Осенняя прогулка» Цели: 1. Закрепить представления об одушевленных и неодушевленных существительных,.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Урок русского языка в 7 классе школы VIII вида «Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное» Систематизация и обобщение знаний по теме: «Имя существительное». Цель урока: создать условия, способствующие обобщению и усвоению знаний.

Урок русского языка в 5 классе «Лексическое и грамматическое значение слова» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка в 11 классе по теме «Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ. Работа с текстом Б. Екимова»
Опубликовано: 13 февраля 2019 в 21:30
+112Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок русского языка в 11 классе по теме «Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ. Работа с текстом Б. Екимова»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гущина (УИ 1469820) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД