МААМ-картинки

Урок русского языка в 4 классе по программе Т. Г. Рамзаевой «Типы склонения. Алгоритм определения склонения»

Ольга Труфакина
Урок русского языка в 4 классе по программе Т. Г. Рамзаевой «Типы склонения. Алгоритм определения склонения»

Тема урока «Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного»

Тип урока : Урок комплексного применения знаний.

Общедидактическая цель: формировать умение распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков.

1. Образовательный аспект: отрабатывать умения и навыки в определении склонения имен существительных, необходимые для выполнения в дальнейшем самостоятельной работы по теме.

Публикация «Урок русского языка в 4 классе по программе Т, Г, Рамзаевой „Типы склонения, Алгоритм определения склонения“» размещена в разделах

2. Развивающий аспект: помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, создавать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект;

3. Воспитательный аспект: создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию парной и фронтальной работы

Формируемые УУД

Личностные УУД

Самоопределение : формирование адекватной позитивной осознанной самооценки, самопознание.

Смыслообразование: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Регулятивные УУД

Целеполагание

Планирование

Прогнозирование

Контроль

Коррекция

Саморегуляция

Познавательные УУД

Выделение и формулирование познавательной цели.

Поиск и выделение необходимой информации.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками (в паре).

Управление поведением партнёра.

Выражение своих мыслей.

Оборудование:

Проектор, мультимедийная презентация, рабочие листы ученика.

Методы:

• репродуктивный

• частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная.

Ход урока:

Этапы урока

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний

3. Закрепление изученного

Физкультминутка

4. Итог урока. Рефлексия.

5. Домашнее задание.

Деятельность учителя и учащихся

Звенит, заливается школьный звонок,

Вас ждёт интересный, полезный урок.

Хорошим пусть будет у вас настроение,

Легко нам сегодня дается учение.

У: Урок русского языка.

У: Сегодня на уроке нашим помощником будет Блокнот.

У: Для чего люди используют блокнот? (для записей, пометок)

Именно для этих целей и мы будем использовать его на уроке. Работать на уроке вы будете также в рабочих блокнотах.

У : Какой раздел русского языка мы сейчас изучаем? (Имя существительное)

У: Расскажите, что такое имя существительное.

(им. сущ. это часть речи, обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что)

У: Назовите грамматические признаки имени существительного. Для этого я предлагаю вам составить кластер. (интерактивная доска)

(им. сущ. бывает одушевлённое и неодушевлённое; собственное и нарицательное; им. сущ. бывают муж., ср., жен. родов; изменяются по числам, бывают в ед. и мн. числе; склонение)

У: Ребята, как вы думаете, почему слово «склонение» выделено зелёным цветом? (Это тема наших уроков, мы сейчас изучаем склонение имён существительных)

У: Тема нашего урока – Три типа склонения имён существительных. (на слайде)

У: Сформулируйте цель урока, выбрав слова-помощники.

изучать…

закреплять …

обобщать …

У: Конечно же, закреплять знания, умения и навыки в определении склонения имён существительных.

Но для того чтобы уметь определять склонение, надо знать несколько правил по этой теме.

У: Давайте вспомним их. Допишите правила в блокнот.

К 1-му склонению относятся имена ___ женского и ___ рода с окончаниями –а, -я.

Ко 2-му склонению относятся имена ___мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями.

К 3 склонению относятся ___ женского рода, оканчивающиеся на _.

Нам необходимо также вспомнить алгоритм определения склонений имён существительных, стоящих в косвенных падежах. (на слайде)

Алгоритм

1. Поставить имя существительное в начальную форму. (именительный падеж единственного числа)

2. Определить род, выделить окончание.

3. По роду и окончанию в начальной форме определить склонение.

У: Проверяем.

1. Открываем следующую страничку блокнота.

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните в каждом ряду лишнее слово. Ответ обоснуйте. (работа в блокнотах и на доске)

1) в…сна, р…ка, ст…кло, стр…ла;

2) ст…на, св…рло, оз…ро, гн…здо;

3) в…юга, ласточ…ка, рыс, оде…да;

У: На какое правило даны слова в 1и 2 строках?

В 3 строке?

У: Проверяем.

2. Задание (по доминированию одного из полушарий головного мозга)

У: Выполняем следующее задание. Оно у вас будет разным.

Для левополушарных:

Прочитайте. Сгруппируйте пары слов в соответствии с шифром. Для этого определите связь внутри каждого из шифров. Определите склонение существительных 3 столбика.

Шифр

1) школа-учитель

2) озеро-река

3) трусость-храбрость

Исходный материал:

Холод-жара

Лес-степь

Ложь-правда

Лес-тигр

Море-корабль

Яблоко-вишня

Голод-сытость

Стакан-вода

Для правополушарных:

Прочитайте деформированные слова, определите их склонение. Запишите в 3 столбика по склонениям. Допишите недостающее слово.

Обкола, едоб, зегата, бельме, такомна, линама, радьтет, тельме.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

газета облако тетрадь

комната обед мебель

метель

У: Что общего в этих словах (словарные)

Какое слово вы дописали?

3. Работа со словарём омонимов.

У: Какие вы знаете словари?

Я предлагаю поработать со словарём омонимов.

Что такое омонимы?

Выберите из словаря омонимов учебника имена существительные 1 ряд- 1 склонения, 2 ряд – 2, 3 ряд – 3) Проверка.

У: Следующее задание будет разным.

Для левополушарных:

Запишите одним словом

1) Атмосферное явление и застёжка. (молния)

2)Пушной зверёк и нежное прикосновение. (Ласка)

3) Место обитания и день недели. (среда)

Для правополушарных:

Используя словесное рисование, опишите омоним ПЯТАЧОК.

У: На какие 2 группы можно разделить данные слова по типу склонения?

4. Задание по выбору.

У: Выберите для себя задание и выполните его.

1) Прочитайте. Разделите существительные на две группы. В первую напишите единичные понятия, во вторую - общие понятия. Вставьте пропущенные буквы. Определите склонение имён существительных.

П…ртрет, Луна, с…м…лёт, т…л…фон, тракт…р, Рос…ия, уч…тель, ст…лица, М…сква, стр…на, В…нера, гор…д, пр…з…дент, к…мбайн.

2) Впиши в предложения подходящие по смыслу имена существительные. Определи у них склонение.

На ___лесного ___ туристы устроили. Они разожгли ___, стали готовить. Вскипятили ___ в котелке, почистили. Вкусная удалась!

Проверяем. Склонение я проверю сама.

5. Работа в парах.

У: Прочитайте слова. Разбейте на группы по склонениям (работа с разрезным материалом)

Рассказ, улыбка, шорох, заря, юноша, олень, крыло, полночь, тушь, беда, радость, лицо, болезнь, природа, сирень.

У: Проверяем (на слайде)

Поднимите руку у кого всё правильно.

-Почему вы выполнили задание без ошибок?

- Почему…. ты допустил ошибку?

У: Повторим правило.

У: Открываем следующую страничку нашего блокнота. Подводим итог урока.

Продолжите фразу.

узнал, открыл для себя

Сегодня на уроке теперь я могу…

могу похвалить себя и своих одноклассников за…

У: На последней страничке нашего блокнота домашнее задание. Я предлагаю выполнить его по выбору.

известить –

чувствовать –

удивлять –

интересный –

радоваться –

доблестный –

счастливый –

веселить -

1) Образуй от данных слов однокоренные имена существительные. Запиши. Выдели корень и окончание. Укажи род и склонение.

2) Допиши к данным словам имена существительные так, чтобы получились словосочетания. Определи у них род и склонение.

В начале урока вы говорили, что блокнот бывает нужен для записей, пометок, чтобы ничего не забыть. И мы на уроке заполняли блокноты, чтобы вы ничего не забыли.

Тема урока «Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного»

Тип урока : Урок комплексного применения знаний.

Общедидактическая цель: формировать умение распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков.

1. Образовательный аспект: отрабатывать умения и навыки в определении склонения имен существительных, необходимые для выполнения в дальнейшем самостоятельной работы по теме.

2. Развивающий аспект: помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, создавать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект;

3. Воспитательный аспект: создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию парной и фронтальной работы

Формируемые УУД

Личностные УУД

Самоопределение : формирование адекватной позитивной осознанной самооценки, самопознание.

Смыслообразование: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Регулятивные УУД

Целеполагание

Планирование

Прогнозирование

Контроль

Коррекция

Саморегуляция

Познавательные УУД

Выделение и формулирование познавательной цели.

Поиск и выделение необходимой информации.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками (в паре).

Управление поведением партнёра.

Выражение своих мыслей.

Оборудование:

Проектор, мультимедийная презентация, рабочие листы ученика.

Методы:

• репродуктивный

• частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная.

Ход урока:

Этапы урока

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний

3. Закрепление изученного

Физкультминутка

4. Итог урока. Рефлексия.

5. Домашнее задание.

Деятельность учителя и учащихся

Звенит, заливается школьный звонок,

Вас ждёт интересный, полезный урок.

Хорошим пусть будет у вас настроение,

Легко нам сегодня дается учение.

У: Урок русского языка.

У: Сегодня на уроке нашим помощником будет Блокнот.

У: Для чего люди используют блокнот? (для записей, пометок)

Именно для этих целей и мы будем использовать его на уроке. Работать на уроке вы будете также в рабочих блокнотах.

У : Какой раздел русского языка мы сейчас изучаем? (Имя существительное)

У: Расскажите, что такое имя существительное.

(им. сущ. это часть речи, обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что)

У: Назовите грамматические признаки имени существительного. Для этого я предлагаю вам составить кластер. (интерактивная доска)

(им. сущ. бывает одушевлённое и неодушевлённое; собственное и нарицательное; им. сущ. бывают муж., ср., жен. родов; изменяются по числам, бывают в ед. и мн. числе; склонение)

У: Ребята, как вы думаете, почему слово «склонение» выделено зелёным цветом? (Это тема наших уроков, мы сейчас изучаем склонение имён существительных)

У: Тема нашего урока – Три типа склонения имён существительных. (на слайде)

У: Сформулируйте цель урока, выбрав слова-помощники.

изучать…

закреплять …

обобщать …

У: Конечно же, закреплять знания, умения и навыки в определении склонения имён существительных.

Но для того чтобы уметь определять склонение, надо знать несколько правил по этой теме.

У: Давайте вспомним их. Допишите правила в блокнот.

К 1-му склонению относятся имена ___ женского и ___ рода с окончаниями –а, -я.

Ко 2-му склонению относятся имена ___мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями.

К 3 склонению относятся ___ женского рода, оканчивающиеся на _.

Нам необходимо также вспомнить алгоритм определения склонений имён существительных, стоящих в косвенных падежах. (на слайде)

Алгоритм

1. Поставить имя существительное в начальную форму. (именительный падеж единственного числа)

2. Определить род, выделить окончание.

3. По роду и окончанию в начальной форме определить склонение.

У: Проверяем.

1. Открываем следующую страничку блокнота.

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните в каждом ряду лишнее слово. Ответ обоснуйте. (работа в блокнотах и на доске)

1) в…сна, р…ка, ст…кло, стр…ла;

2) ст…на, св…рло, оз…ро, гн…здо;

3) в…юга, ласточ…ка, рыс, оде…да;

У: На какое правило даны слова в 1и 2 строках?

В 3 строке?

У: Проверяем.

2. Задание (по доминированию одного из полушарий головного мозга)

У: Выполняем следующее задание. Оно у вас будет разным.

Для левополушарных:

Прочитайте. Сгруппируйте пары слов в соответствии с шифром. Для этого определите связь внутри каждого из шифров. Определите склонение существительных 3 столбика.

Шифр

1) школа-учитель

2) озеро-река

3) трусость-храбрость

Исходный материал:

Холод-жара

Лес-степь

Ложь-правда

Лес-тигр

Море-корабль

Яблоко-вишня

Голод-сытость

Стакан-вода

Для правополушарных:

Прочитайте деформированные слова, определите их склонение. Запишите в 3 столбика по склонениям. Допишите недостающее слово.

Обкола, едоб, зегата, бельме, такомна, линама, радьтет, тельме.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

газета облако тетрадь

комната обед мебель

метель

У: Что общего в этих словах (словарные)

Какое слово вы дописали?

3. Работа со словарём омонимов.

У: Какие вы знаете словари?

Я предлагаю поработать со словарём омонимов.

Что такое омонимы?

Выберите из словаря омонимов учебника имена существительные 1 ряд- 1 склонения, 2 ряд – 2, 3 ряд – 3) Проверка.

У: Следующее задание будет разным.

Для левополушарных:

Запишите одним словом

1) Атмосферное явление и застёжка. (молния)

2)Пушной зверёк и нежное прикосновение. (Ласка)

3) Место обитания и день недели. (среда)

Для правополушарных:

Используя словесное рисование, опишите омоним ПЯТАЧОК.

У: На какие 2 группы можно разделить данные слова по типу склонения?

4. Задание по выбору.

У: Выберите для себя задание и выполните его.

1) Прочитайте. Разделите существительные на две группы. В первую напишите единичные понятия, во вторую - общие понятия. Вставьте пропущенные буквы. Определите склонение имён существительных.

П…ртрет, Луна, с…м…лёт, т…л…фон, тракт…р, Рос…ия, уч…тель, ст…лица, М…сква, стр…на, В…нера, гор…д, пр…з…дент, к…мбайн.

2) Впиши в предложения подходящие по смыслу имена существительные. Определи у них склонение.

На ___лесного ___ туристы устроили. Они разожгли ___, стали готовить. Вскипятили ___ в котелке, почистили. Вкусная удалась!

Проверяем. Склонение я проверю сама.

5. Работа в парах.

У: Прочитайте слова. Разбейте на группы по склонениям (работа с разрезным материалом)

Рассказ, улыбка, шорох, заря, юноша, олень, крыло, полночь, тушь, беда, радость, лицо, болезнь, природа, сирень.

У: Проверяем (на слайде)

Поднимите руку у кого всё правильно.

-Почему вы выполнили задание без ошибок?

- Почему…. ты допустил ошибку?

У: Повторим правило.

У: Открываем следующую страничку нашего блокнота. Подводим итог урока.

Продолжите фразу.

узнал, открыл для себя

Сегодня на уроке теперь я могу…

могу похвалить себя и своих одноклассников за…

У: На последней страничке нашего блокнота домашнее задание. Я предлагаю выполнить его по выбору.

известить –

чувствовать –

удивлять –

интересный –

радоваться –

доблестный –

счастливый –

веселить -

1) Образуй от данных слов однокоренные имена существительные. Запиши. Выдели корень и окончание. Укажи род и склонение.

2) Допиши к данным словам имена существительные так, чтобы получились словосочетания. Определи у них род и склонение.

В начале урока вы говорили, что блокнот бывает нужен для записей, пометок, чтобы ничего не забыть. И мы на уроке заполняли блокноты, чтобы вы ничего не забыли.

Публикации по теме:

Презентация к уроку русского языка по теме «Типы текстов» в 4 классе по УМК» Школа России Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в изложении; научиться распознавать повествовательный, описательный тексты и текст.

Презентация к уроку русского языка по теме «Типы текстов» в 4 классе по УМК» Школа России Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в изложении; научиться распознавать повествовательный, описательный тексты и текст.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание возвратных глаголов» Тема: Правописание возвратных глаголов. Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить.

Урок русского языка в 1 классе «Однозначные и многозначные слова» Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема «Однозначный и многозначные слова» Ход урока. Долгожданный дан звонок! Кто готов начать.

Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.

Урок русского языка в 4 классе «Предложение и словосочетание» Тема: Предложение и словосочетание Цели: повторить признаки однородных членов предложения; развивать умения находить главные и второстепенные.

Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями» Цели урока: Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.

Урок русского языка в 6 классе «Разряды имен прилагательных» Цели: узнать разряды прилагательных; развивать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных.

Урок русского языка в 7 классе «Деепричастие как часть речи» Цель: познакомить учащихся с понятием «деепричастие», с его грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов.

Урок русского языка во 2 классе. Обобщение знаний о глаголе Урок русского языка во 2 классе. Тема: Обобщение знаний о глаголе. Тип урока: обобщение знаний Цель урока: - обобщение и систематизация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка в 4 классе по программе Т. Г. Рамзаевой «Типы склонения. Алгоритм определения склонения»
Опубликовано: 27 октября 2019 в 22:54
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД