Папки-передвижки

Урок русского языка в 8 классе «Обособленные обстоятельства»

Гаджиахмедова Маида
Урок русского языка в 8 классе «Обособленные обстоятельства»

Обособленные обстоятельства. 8-й класс (ЗАКР)

учитель:Гаджиахмедова Маида Агамирзоевна

Цели:

• закрепление знаний об обособленных определениях и обстоятельствах;

• закрепление умений и навыков обособления определений и обстоятельств.

Ход УРОКА

I. Орг. момент. Сообщение цели урока

II. Закрепление

1. Повторение теории. Взаимопроверка

– Какие члены предложения называются обособленными?

– Вспомните случаи обособления определений.

Публикация «Урок русского языка в 8 классе „Обособленные обстоятельства“» размещена в разделах

– Вспомните случаи обособления обстоятельств.

Ребята, сейчас мы с вами вспомним случаи обособления определений и обстоятельств

Обособленные определения и обстоятельства.

1. Выборочный цифровой диктант.

Задание: I вариант – записать номера предложений с обособленным определением; II вариант – с обособленным приложением.

1. Владимир Арсеньев, неутомимый исследователь Дальнего Востока, посвятил свыше тридцати лет изучению его природных богатств.

2. Ровесники годами, они почти никогда не разлучались.

3. Теперь Анна разглядела в углу печь, сделанную из большой железной бочки.

4. Наступила пасмурная минута, предшествующая обыкновенному рассвету, полная победы света над землей.

5. Анатолий Демидов, сын русского посла во Флоренции, прогуливался однажды в окрестностях Помпеи с художником Брюлловым.

6. По ту сторону Оки были кусты, отражавшиеся в речном зеркале, и луга.

7. Вошло несколько человек, вероятно ожидавших снаружи.

8. Демидов, выслушав Брюллова, тут же заказал ему картину.

9. Седой ребенок большого роста, он много видел, много знал.

10. Вид улиц мертвого города, похороненного под пеплом, отпечатки тел застигнутых врасплох смертью людей, сохранившиеся дома с пережившей семнадцать веков утварью – всё это поразило воображение художника.

Ключ: I вариант – 3, 4, 6, 7, 10; II вариант – 1, 2, 5, 9

Определения обособляются :

1. Определение обособляется, если определяемое слово на первом месте.

Нас окружал со всех сторон сплошной вековой бор, равный по величине доброму княжеству.

2. Определение обособляется, если относится к личному местоимению.

Низенький и коренастый, он обладал страшною силою в руках.

3. Определение обособляется, если определяемое слово стоит на втором месте, но определение имеет добавочное обстоятельственное значение.

Усталые до последней степени, альпинисты не могли продолжить свое восхождение (почему).

4. Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных, обособляются для выделения какого-либо признака или для усиления выражаемого ими значения.

Офицеры, в новых сюртуках, белых перчатках и блестящих эполетах, щеголяли по улицам и бульвару.

Определение не обособляется :

1. Определение не обособляется, если определяемое слово стоит после определения.

Равный по величине доброму княжеству бор окружал нас со всех сторон.

2. Определение не обособляется, если определение связано по смыслу не только с подлежащим, но и со сказуемым, в состав которого оно входит.

В марте зерно лежало ссыпанное в закрома.

3. Определение не обособляется, если определяемое слово выражено определительным, указательным, притяжательным, неопределенным местоимением, отрицательным местоимением.

Все опоздавшие на лекцию стояли в коридоре.

Обстоятельства обособляются :

1. Деепричастие и деепричастный оборот обособляются, независимо от места, которое занимает глагол – сказуемое.

Окна разинув, стоят магазины.

Казаки разъехались, не договорившись.

Левинсон постоял немного, вслушиваясь в темноту, и, улыбнувшись про себя, зашагал еще быстрее.

2. Для смыслового выделения или пояснения могут выделяться обстоятельства, выраженные именами существительными в косвенных падежах с предлогами или предложными сочетаниями: благодаря, ввиду, вопреки, вследствие, несмотря на и др.

Благодаря отличной погоде и особенно праздничному дню, улица сельца Марьинского снова оживилась.

Обстоятельства не обособляются :

1. Обстоятельства не обособляются, если оборот тесно связан по содержанию со сказуемым.

Она сидела чуть откинув голову (с откинутой головой).

2. Обстоятельства не обособляются, если деепричастие перешло в наречие или имеет наречное значение).

Кучер мой слег молча.

3. Обстоятельства не обособляются, если оборот представляет собой фразеологизм.

Он работал не покладая рук.

4. Сравните предложения, распределите их по колонкам.

1) Напрасно в бешенстве порой я рвал отчаянной рукой терновник, спутанный плющом.

2) И кудри виноградных лоз вились, красуясь меж дерев прозрачной зеленью листов…

3) Голубь молодой сидит, испуганный грозой.

4) Гудя и прыгая, потом он поглощаем был волной…

5) И мы, сплетясь, как пара змей, обнявшись крепче двух друзей, упали разом…

6) Сластолюбивый и лукавый, он сердце девы молодой опутал сетью роковой.

развернуть таблицу

Обособленные определения Обособленные обстоятельства

Напрасно в бешенстве порой я рвал отчаянной рукой терновник, спутанный плющом. И кудри виноградных лоз вились, красуясь меж дерев прозрачной зеленью листов…

Голубь молодой сидит, испуганный грозой. Гудя и прыгая, потом он поглощаем был волной…

Сластолюбивый и лукавый, он сердце девы молодой опутал сетью роковой. И мы, сплетясь, как пара змей, обнявшись крепче двух друзей, упали разом…

развернуть таблицу

(Развитие мыслительных операций сравнение, классификация)

Черты сходства.

Предложения простые, так как каждое предложение имеет только одну грамматическую основу. Все предложения осложнены.

Черты различия.

В первом столбике предложения осложнены обособленными определениями :

• В первом предложении определяемое слово стоит перед определением, выраженным причастным оборотом.

• Во втором предложении определяемое слово стоит на первом месте и отделено от причастного оборота другими словами.

• Третье предложение осложнено однородными одиночными определениями, выраженными прилагательными, определяемое слово выражено личным местоимением.

• Во втором столбике в первом предложении основное действие выражено глаголом «вились» – простое глагольное сказуемое; добавочное действие выражено обстоятельством «красуясь меж дерев прозрачной зеленью листов».

• Во втором предложении обособленное обстоятельство выражено однородными одиночными деепричастиями.

• Третье предложение осложнено одиночным деепричастием «сплетясь», и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом «обнявшись крепче двух друзей».

3. Графический диктант.

1) Из-под ног сорвавшись, камень иногда катился вниз…

2) Порой она скользила меж камней, смеясь неловкости своей.

3) И так прозрачно-золотист играющий на солнце лист!

4) Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила у берегу.

5) О, как мне хочется смутить веселость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью.

3 минуты

4. Замените предложения с обособленными обстоятельствами предложениями с однородными членами.

1) И, гладкой чешуей блестя, змея скользила меж камней…

2) Сверкая быстро в вышине, кружились искры…

3) Внизу Арагва и Кура, обвив каймой из серебра подошвы свежих островов, по корням шепчущих кустов бежали дружно и легко…

3 минуты

Проверка.

1) Змея блестела гладкой чешуей и скользила меж камней.

2) Искры сверкали быстро в вышине и кружились.

3) Внизу Арагва и Кура обвили каймой из серебра подошвы свежих островов и бежали дружно и легко по корням шепчущих кустов.

Учитель: Ребята, скажите, какие предложения ярче, образнее.

5. Замените предложения с обособленными определениями сложными предложениями.

1) Они венец терновый, увитый лаврами, надели на него.

2) Люблю мечты моей созданье с глазами, полными лазурного огня.

3) С отрадой, многим незнакомой, я вижу полное гумно

3 минуты

Проверка.

1) Они венец терновый, который увит лаврами, надели на него.

2) Люблю мечты моей создание с глазами, которые полны лазурного огня.

3) С отрадой, которая многим незнакома, я вижу полное гумно.

IV. Подведение итогов

Вопросы к классу :

– О чем говорили на уроке?

– Какие члены предложения называются обособленными?

– Вспомните случаи обособления определений.

– Вспомните случаи обособления обстоятельств.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ :УПР 317

Публикации по теме:

Урок русского языка в 1 классе «Деление слов на слоги» Тема: «Деление слов на слоги» Цель: формировать умения делить слова на слоги, анализировать модели слов, находить слова по данным моделям.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание возвратных глаголов» Тема: Правописание возвратных глаголов. Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Урок русского языка в 1 классе «Однозначные и многозначные слова» Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема «Однозначный и многозначные слова» Ход урока. Долгожданный дан звонок! Кто готов начать.

Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.

Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями» Цели урока: Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.

Урок русского языка в 6 классе «Разряды имен прилагательных» Цели: узнать разряды прилагательных; развивать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных.

Урок русского языка в 7 классе «Деепричастие как часть речи» Цель: познакомить учащихся с понятием «деепричастие», с его грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов.

Урок русского языка во 2 классе. Обобщение знаний о глаголе Урок русского языка во 2 классе. Тема: Обобщение знаний о глаголе. Тип урока: обобщение знаний Цель урока: - обобщение и систематизация.

Автор публикации:
Урок русского языка в 8 классе «Обособленные обстоятельства»
Опубликовано: 24 июля 2020 в 15:46
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД