Урок в 4 классе «Сказка в музыке»

Елена Барышева
Урок в 4 классе «Сказка в музыке»

Тема: «Сказка в музыке»

Приветствие!Вступительное слово.

Ход урока.

Дорогие ребята, наверное, все вы любите сказки.

Когда вы были маленькими, вам рассказывали их ваши мамы и бабушки. Теперь вы подрасли, научились читать и можете даже сами рассказывать сказки младшим братикам и сестричкам.

Героями сказок могут быть люди, звери,а могут быть вымышлинные сказочные персонажи.

Наш сегодняшний урок посвящен тому, как и какими музыкальными средствами композиторы передают в своих произведениях образы русских народных сказочных персонажей.

Итак, тема нашего урока: «СКАЗКА В МУЗЫКЕ» (Слайд1)

- А сейчас вы услышите музыку, названия которой вы еще не знаете. Я только скажу, что ее написал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. (Слайд2) И рисует она также облик сказочного персонажа. А вот какого персонажа- догадайтесь сами. Для этого я загадаю вам загадку, разгадав которую вы назовете и сказочного персонажа и название музыкальной пьесы.

Итак, загадка:

В облаках, не по земле.

Летит баба на метле.

Страшная и злая.

Кто она такая? –

Конечно, это злая волшебница из русских народных сказок, имя которой давайте скажем все вместе.

-Баба Яга.

А теперь слушаем музыку. Закройте глаза и представьте себе эту героиню сказки.

Слушание музыки. П. И. Чайковский «Баба Яга». (Слайд3)

Как композитор передал в своей пьесе черты этого персонажа?

-Музыка рисует ее звуками короткими, острыми, даже злыми.

-Такой она предстает в наших сказках.

(Слайд4)У русского композитора М. П. Мусоргского тоже есть пьеса под названием «Избушка на курьих ножках», которая тоже рисует этот сказочный образ.

Однажды М. П. Мусоргский был на выставке картин своего друга Гартмана. Картины ему очень понравились и он написал ряд пьес под таким же названием, как и картины. Обьединил их в один альбом под названием «Картинки с выставки».(Слайд5) Сейчас мы послушаем пьесу под названием «Избушка на курьих ножках». (Слайд6) - Какая Б. Я. у Мусоргского?

(Слушание).(Слайд7,8,9)

-Какая Б. Я. у Мусоргского?. Какой вы ее представили?. (ответы детей).

-Музыка рисует образ Б. Я. злой и хромой. Она опирается на свою метлу, гремит клюкой и ступой. А потом вдруг ступа с Б. Я. взвивается в небо, и музыка меняет свой характер и рисует характер зачарованного леса, над которым ступа пролетает. Затем музыка вновь рисует портрет Б. Я., которая ворча и хромая, забирается в свою ступу и улетает. На каком инструменте прозвучала пьеса? (пианино)

На эту музыку создан мультфильм, давайте посмотрим, похожа ли наша Б. Я. на Б. Я. из мультфильма?

Слушание.

- Эта Б. Я. злющая, свирепая, волшебная.

(Слайд10) -Много сказок придумано про Б. Я. Давайте их вспомним.

(«Баба-Яга», «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Гуси- Лебеди», «Огонь, вода и медные трубы». много--- и еще одну я вам сейчас расскажу (Слайд11)

В народе не только сказки сочиняли, и игры про Бабу Ягу придумывали. И мы с вами одну знаем. Давайте повторим дразнилку (Слайд12)

Встали дети все кружком,

По кружочку все пойдём

И игру про Бабку Ёжку

Дружно, весело начнём!

Игра «Бабка Ёжка».(сели все на места).

-Может быть кто-то из вас встречал в сказках или мультфильмах смешную Б. Я. ?

А вот в мультфильме «Летучий корабль» живет не одна, а целая многоэтажная избушка таких веселых лесных старушек. Они даже называются смешно- Бабки-Ежки. И поют они забавные частушки под гармошку, в которых вспоминают своих знакомых – лешего, черта, сказочника. Послушайте и вы эти частушки, музыку для которых написал Максим Дунаевский.

(Слушание).

Так- что Б. Я. бывает не только злая и коварная, но и добрая и веселая.

Мы тоже с вами начали разучивать песню про Б. Я.

-Вспомним 1 куплет.

Разучивание песни. Исполнение.

Подведение итога.

Сегодня мы услышали замечательную музыку, которую сочинили композиторы, вдохновленные волшебными сказочными образами. Вы вновь встретились с творчеством композиторов, чьи имена вам знакомы, -это П. И. Чайковский и М. П. Мусоргский. Сказок много, а время нашей встречи подошло к концу. Надеюсь в следующий раз мы поговорим о новых сочинениях этих и других композиторов.

Прикреплённые файлы:

strashnaja-skazka_4agg8.ppt | 5922,5 Кб | Скачан: 6
 
Публикации по теме:

Фотоотчёт о мастер-классе «Приобщение детей к русской народной музыке»Фотоотчёт о мастер-классе «Приобщение детей к русской народной музыке» Уважаемые коллеги! 26 апреля я участвовала в районном семинаре для воспитателей ДОУ «Приобщение детей к культурно-историческому наследию.

Классный час «Последний урок в 11 классе» Классный час (последний урок в 11 классе) Проводит первый учитель Классный руководитель: Мы сегодня собрались на самый, Самый сложный.

Конспект урока по музыке «Лирическая тема в русской классике» в 4 классе Предмет: музыка Учитель: Абрамова Ольга Николаевна Класс:4 Тема урока: Лирическая тема в русской классике. Цель: создать благоприятные условия.

Конспект урока по музыке в 3 классе «Природа и музыка» Мария Иванова Конспект урока по музыке в 3 классе «Природа и музыка» Тип урока: Открытие новых знаний. Создать условия для реализации целей:.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Урок в 4 классе «Сказка в музыке»
Опубликовано: 13 декабря 2018 в 19:13
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс аппликации из кругов «Птичка»
Из кругов можно создать серию работ из животных, растений и птиц. Вырезая круги воспитанники не только развивают мелкую моторику, но у сосредотачивают...
Мероприятия по преодолению буллинга обучающихся с ОВЗ и повышению уровня...
Мероприятия по преодолению буллинга обучающихся с ОВЗ и повышению уровня толерантности в МБДОУ «Детский сад № » Работа с детьми 1. Беседы с детьми «Уроки...
Флористика как средство работы с природным материалом
Флористика как средство работы с природным материалом. Выполнила воспитатель 1 категории Тюгаева Оксана Геннадьевна, МАДОУ №4 г. Бердск, Новосибирская...
Сценарий новогоднего утренника для детей второй младшей группы «Приключения Маши и...
Сценарий новогоднего утренника для детей 2 младшей группы « Приключения Маши и медведя» Дети под музыку заходят в зал и останавливаются возле елки в...
Консультация для педагогов и родителей «История и традиции проведения...
Консультация для педагогов и родителей «История и традиции проведения праздника - Масленица» Часть вторая Сегодня я продолжаю знакомить вас с историей и...