Получи документы

Логопедическое занятие-викторина с использованием ИКТ «Зимушка-зима»

Елена Машенцева
Логопедическое занятие-викторина с использованием ИКТ «Зимушка-зима»

Открытый урок

учителя-логопеда Машенцевой Елены Геннадьевны

Тема: «Зимушка-зима. Зимние забавы детей».

Подготовительный класс

Тип урока: урок с элементами викторины.

Цель: расширить и уточнить представление детей о зиме и зимних забавах.

Задачи:

1) Обучающие:

- Прививать любовь к русской природе.

- Изучать народные приметы (пословицы, поговорки о зиме)

- Развивать видение во всём, что нас окружает.

- Развивать умение получать информацию из различных источников.

2) Воспитательные:

Публикация «Логопедическое занятие-викторина с использованием ИКТ „Зимушка-зима“» размещена в разделах

- Воспитывать экологическое мышление.

- Воспитывать чувства сотрудничества.

-Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

3) Коррекционно -развивающие:

- Расширение представлений об окружающем мире через сопоставление и сравнение.

- Создание условий для постижения учащимися новых понятий и умения доказывать представленную гипотезу.

- Развивать речь учащихся.

- Развивать самостоятельность.

Межпредметные связи:

- развитие речи

- чтение

- конструирование.

Оборудование:

1. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Зимушка-зима. Зимние забавы»

2. Картины о зиме, плакат «Зима. Зимние развлечения детей».

3. Раздаточный материал для учащихся: детали снеговиков, снежинки, сделанные из ватных дисков для дыхательной гимнастики.

Ход урока:

I. Организационный момент. Артикуляционная гимнастика (1мин.)

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

II. Введение в тему. 1 и 2 слайд загадка о зиме:

Загадка:

Назовите-ка, ребятки,

Кто хозяюшка загадки?

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадёт,

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Снег мешками валит с неба

И вокруг сугробы снега.

Снегопады и метели

На наш Славянск налетели.

Двор в снегу. Белы дома.

В гости к нам пришла… (Зима)

- Тема нашего урока сегодня: «Зимушка-зима. Зимние забавы детей».

- Сегодня мы будем говорить о зимних месяцах и о зимних забавах. И вы покажите свои знания, а еще мы немного поиграем. Что же такое зима?

Зима – это особое время года. Все становится вокруг белым, чистым, искрящимся, все изменяется, как в сказке.

Народная мудрость гласит: «Зима – владыка трех месяцев». Словно верные стражники стоят эти три брата на охране ее покоя.

А все ли мы знаем о зимних месяцах?

III. Работа по теме урока. (20мин.)

- Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль).

1) Загадка о декабре: 3 слайд

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

(Декабрь)

Декабрь-год кончает, зиму начинает

2) Беседа о декабре.

Первый месяц зимы – непростой месяц. Морозы часто сменяются глубокими оттепелями. У древних римлян декабрь был десятым месяцем в году и назывался децембер (от латинского слова «децем» - десять). Древнерусское название: декабрь - студень (стынет всё от морозов). Самые холодные деньки на его долю выпали. Не успеет день разгуляться, как уже ползут сумерки, переходящие в длинную ночь.

Существует много примет декабря:

- в декабре мороз нарастает, зато день убывает.

- в конце декабря солнце на лето, зима на мороз

поворачивает.

- в декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует,

кружит, мутит, рвёт, метёт.

3) Загадка о январе: 4 слайд

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится

От мороза стынет птица

Повернуло солнце к лету.

Что за месяц это? (Январь)

Месяц январь – зимы государь!

4) Беседа о январе.

Продолжает зиму и начинает новый год - январь. На хвойных деревьях начинают постройку гнёзд клесты. Сбрасывают рога лось и благородный олень. Впадает в спячку ёрш, нерестится налим.

Есть у этого месяца древнее имя – «Просинец». Так как небо в январе проясняется, показывает свою синеву.

К 25 января, который в народе называют Татьяной Крещенской, день прибывает на «воробьиный скок»,т. е. на чуть-чуть. Но люди всегда радовались прибавлению света.

Народные приметы:

В январе снег глубок – хлеб хорош.

Снег на Крещенье надует – хлеба прибудет.

Снег на Татьянин день – летом быть дождичку.

5) Загадка о феврале. 5 слайд

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз селён,

Днём капели слышен звон

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

(февраль)

Вьюги да метели под февраль полетели.

6) Беседа о феврале.

Февраль имея только 28 дней в обычном году, является единственным месяцем, который может пройти без единого полнолуния.

Раз в четыре года февраль имеет 29 дней.

Февраль - самый снежный месяц и потому называли его в старину «Снежень». Переменчив этот месяц. Он дружит с метелями, буранами. Обратимся к народным пословицам:

Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обутый.

У февраля два друга – метель, да вьюга.

Февраль – последний месяц зимы. Дни становятся длиннее и длиннее. Солнышко светит да не греет. В конце февраля чувствуются признаки наступающей весны. Заметно прибавляется день, как говорится в народе «на лошадиный шаг».

7) Элементы викторины.

Отгадай по пословице какой это месяц.

8). Игра: «Слова на зимнюю тему». 6 слайд

- Придумайте слова, в которых есть звук [с], используя «Зимнюю тему».

(Снег, снеговик, сугроб, Снегурочка, санки, снегирь, солнце, сосульки, снежинки).

9).Артикуляционная гимнастика. «Подуй на снежинку». 7 слайд

(Упражнения для выработки правильного выдоха).

Загадки о ветре и вьюге:

Я с морозами дружу,

Землю заметаю.

Прилетаю и кружу,

Песню завываю.

Ветерок - мой младший брат -

Мне всегда бывает рад.

Метель, пурга, вьюга,

Без рук, без ног

По свету рыщет,

Поет да свищет.

Кто зимой в трубе гудит?

Ветер

- Ребята, зимой часто дует ветер и воет вьюга.

- А к нам на ладошку упала снежинка, давайте её отправим опять в путешествие. (На ладошке лежит снежинка из ватного диска. С силой выдыхается воздух через губы, вытянутые вперёд трубочкой. Затем выдыхаем на широкий язык).

10) Рассказ «Снег – что это такое?» Снежинки. (З. Трофимова).

8 слайд

Высоко над землёй, где очень холодно, водяные пары, не успев перейти в воду, сразу превращаются в крохотные льдинки. Они малы, как пылинки. Их и называют алмазной пылью.

Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками, становятся всё больше и больше и принимают вид знакомых нам снежинок (рассмотреть рисунки снежинок). Они похожи на белые звёздочки. Если вы поймаете несколько снежинок на рукавичку, и разглядите их хорошенько, то увидите, они разные.

Они будто кружевные, с тонкими лучиками, их ровно шесть, и лепестками, как у самых нежных цветов.

Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуют густые пушистые хлопья. Поэтому и снег часто называют пушистым. Он покрывает землю пышным белым одеялом.

Если вы пробежите по снежной дорожке в ясный морозный день, то услышите, как скрепит под ногами снег. Как вы думаете почему?

Это ломаются у вас под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. А так как ломается их сразу очень много – вот мы и слышим треск.

В снегопаде снежинки могут быть различными, от 8 до 40 форм. А всего люди насчитали 246 разных форм снежинок.

11) Физкультминутка. 9 слайд

- А сейчас давайте проведём физкультминутку.

«Не боимся мы пороши –

Ловим снег,

Хлопок в ладоши!

Руки в стороны, по швам –

Снега хватит нам и вам!

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи себе дорогу».

Выполняем с движениями.

8). Игра «Помоги снеговику». 10 слайд

- Ребята, к нам на урок пришёл гость. (Открывается доска, на которой развалившейся снеговик, он плачет. Обыграть ситуацию).

- Ой, что случилось?

- Почему снеговик плачет? (Он подтаял и разваливается).

- Давайте поможем снеговику, слепим его заново, но для этого надо хорошо поработать.

- У вас в конвертах лежит развалившейся снеговик, вам его нужно собрать. (Самостоятельная работа, восстановление снеговика, выкладывание снеговиков на партах).

- Хорошо, молодцы, вы отлично потрудились, у всех получились хорошие работы. Мы слепили снеговика с вами заново, и он хочет остаться с нами.

IV. Беседа о зимних забавах и видах спорта. (10 мин.) 11и 12 слайд

- Посмотрите, пожалуйста, на плакат и скажите, что такое забавы? (Игры, развлечения, времяпровождение).

- Какие игры – забавы, связанные со снегом вы знаете? (Играть в снежки, строить снежные крепости, горки, копать пещеры).

- Сейчас мы проверим, кто знает, чем можно заняться зимой

Физкультминутка

«Что делал зимой,

Дай, дружок мне ответ

Слушай внимательно,

Отвечай «да» или «нет».

В снежки играли вы с друзьями?

Грибы по лесу собирали?

С горки на санках катались?

В деревне в речке купались?

По лесу на лыжах бродили?

А много цветов находили?

В саду своём грядки копали?

А с Дедом Морозом плясали?

Вы не устали ещё отвечать?

А через год зиму ждёте опять

V. Лес зимой. Животные. 13 слайд (5 мин.)

- Я вам загадаю загадки, а вы отгадками называйте зверей.

1. Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом. (Белка)

2. Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее… (Лиса)

3. Горбоносый, длинноногий,

Великан ветвисторогий.

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого довелось

Встретить, знайте, это -(Лось)

4. Сбросил серенькую шубку,

Белую к зиме надел.

Прыг – и позади лужайка,

Спрятался от волка (Зайка)

5. Кто в лесу разбойник серый?

Кто зубами щелк да щелк?

Вы, конечно, догадались:

Это злющий, страшный (Волк)

6. Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

- Молодцы! Отгадали все загадки правильно.

VI. Птицы зимой. 14 слайд (3 мин.)

- Каких птиц вы видите? Опишите их внешний вид, чем питаются, где живут. Пользу или вред приносит? (Приносит пользу. Поедает насекомых. Очищает от вредителей деревья).

Вывод: Ребята, не так страшен для птиц холод, как голод. И мы должны заботиться о птицах. Делать для них кормушки и кормить их. А зверей, как и птиц, зимой надо подкармливать. В лесу развешивают заготовленные с лета и связанные в пучки ветки лиственных деревьев, раскладывают сено, морковь, капусту.

VIII. Итог урока. За что мы любим зиму(5мин.) 15 слайд

За что мы любим зиму?

Быть может, что она

Забавами различными

И радостью полна?

С улыбкой вспоминаются

Веселые деньки:

Катание на санках,

лыжи, и коньки!

Мы любим зиму снежную

За горки, за снежки,

За то, что не кончаются,

Растут снеговики!

Еще зима нам нравится

За праздник – новый год,

За множество подарков,

За время без забот

- Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? (Говорили о зиме, о зимних месяцах, читали стихи, говорили о животных и птицах, отгадывали загадки, играли).

- Какие зимние месяцы вы знаете?

- Какие признаки зимы вам известны? (Стало холодно, деревья потеряли наряд, часто идёт снег).

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

- Ребята, вы все хорошо работали, принимали активное участие на уроке, всем вам спасибо.

Список литературы:

1. Тихомирова Е. М. Сценарии школьных праздников: внеклассная работа 1-4 классы. М. :

2. Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Праздник – ожидаемое чудо! Лучшие внеклассные мероприятия 1- 4 ВАКО, 2005

3. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Группа продлё нного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 класс. М. : ВАКО, 2007 (Мастерская учителя)

Публикации по теме:

«Перелетные птицы собираются в теплые края». Логопедическое занятие с использованием мнемотехники и логоритмики«Перелетные птицы собираются в теплые края». Логопедическое занятие с использованием мнемотехники и логоритмики в подготовительной логопедической группе № 11 "Смешарики"Коррекционно-образовательные цели: 1. формирование и усвоение представлений о перелетных.

Конспект занятия «Зимушка-зима» Белит деревья и дома. Морозит, устали не зная. Гуляет русская зима, морозная, не злая! Мы начинаем наш концерт, посвященный красавице Зиме.

Интегрированное занятие для младшей группы «Здравствуй, Зимушка-зима»Интегрированное занятие для младшей группы «Здравствуй, Зимушка-зима» «Здравствуй Зимушка-зима» Цель: знакомить детей с временем года – зима. Познавательное развитие: активизировать знания детей о зимних приметах.

Комплексное занятие по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»Комплексное занятие по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима» Автор: Толкачева Анна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 5 пгт. Нижний Одес». Описание работы: предлагаю вам конспект образовательной.

Логопедическое занятие по патриотическому воспитанию с использованием приема модерированияЛогопедическое занятие по патриотическому воспитанию с использованием приема модерирования Логопедическое занятие по патриотическому воспитанию с использованием приема модерирования Уважай старость Адамович Татьяна Владимировна,.

Логопедическое занятие с использованием ИКТ в средней группе «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях» Логопедическое занятие с использованием ИКТ в средней группе На тему: "Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях".[/b] Цель:.

Открытое логопедическое занятие «Зима» (старший дошкольный возраст с ОНР) Цели и задачи: 1. Расширить словарный запас по теме. 2. Вводить в речь детей слова наречия, признаки по времени, образу, месту. 3. Развивать.

Открытое музыкальное занятие с элементами здоровьесберегающих технологий для старших дошкольников «Зимушка-зима» «Волшебница Зима» Дети под песню «Зимушка» муз. И. П. Пономарева, вбегают в зал и останавливаются полукругом. Музыкальный руководитель: Посмотрите.

Открытое занятие в подготовительной группе «Ах, ты зимушка-зима» Группа подготовительная группа компенсирующей направленности с диагнозом ОНР ІІІ УРОВНЯ Тема занятия «Ах, ты Зимушка-зима». Цель занятия.

Занятие «Зимушка-зима» для детей старшего возраста Занятие «Зимушка-зима» для детей старшего возраста Задачи: 1. Развивать творческие способности детей. 2. Воспитывать любовь к классической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое занятие-викторина с использованием ИКТ «Зимушка-зима»
Опубликовано: 6 декабря 2016 в 16:00
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД