Елена Ващенко
Диагностика по проекту «Развитие творческой личности дошкольников средствами фольклора»
Уровень мотивации и интереса воспитанников в результате реализации проекта.
Творческое задание для проведения итоговой диагностики в старшей группе.
Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.
Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передавать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывании мизансцены по сказке. Уметь согласовывать свои действия с партнёрами.
Публикация «Диагностика по проекту „Развитие творческой личности дошкольников средствами фольклора“» размещена в разделах
Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.
Ход проведения
1. Педагог вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Педагог поочерёдно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них:
• От имени сказочника;
• От имени самого героя;
• От имени его партнёра.
2. Педагог показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочерёдно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.
• Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти кук-лы действуют.)
3. Педагог предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьёвка по подгруппам (форма свободная). Каждая подгруппа должна разыгрывать сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры.
4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке драматизации.
5. Показ драматизации зрителя.
Диагностика развития творческой личности в старшей группе детского сада.
Низкий уровень: 8-12 баллов
Средний уровень: 13-18 баллов
Высокий уровень: 19 – 24 балла.
В ходе диагностического обследования, три ребёнка показали высокий уровень творческого развития (19 – 24 балла, что составляет 15% от общего числа детей группы. Они проявляют устой-чивый интерес к театрализованной деятельности. Понимают основную идею литературного произведения. Выделяют и могут охарактеризовать единицы сюжета, но ещё не вполне владеют навыками интерпретации. Способны сопереживать героям и передавать их эмоциональное состояние, самостоятельно находить выразительные средства перевоплощения. Владеют интонационно-выразительной и языковой выразительностью художественной речи и применяют её в различных видах творческой деятельности, но ещё не могут самостоятельно создавать эскизы персонажей и декораций. Активно организуют и ведут коллективную творческую деятельность. Проявляют творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень творческого развития (13 – 18 баллов) показали семь детей, это составляет 35% группы. Они проявляют эмоциональный интерес к драматизациям. Понимают содержание и главную мысль произведения. Дают словесные характеристики персонажам сказки, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеют знаниями об эмоциональных состояниях героев. Могут нарисовать рисунок по мотивам произведения. Проявляют активность и согласованность действий с партнёрами. Активно участвуют в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень творческой активности (8 – 12 баллов, показали десять воспитанника (50%). Они малоэмоциональны, уровень интереса к драматизациям только как зрители, но понимают со-держания произведения, но не всегда могут выделить единицы сюжета. Пересказывают произведе-ние только с помощью педагога. Различают элементарные эмоциональные состояния героев, но не могут их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. Рисунки по темам произведе-ний создают с помощью педагога. Не проявляют активности в коллективной творческой деятельно-сти. Не самостоятельны, выполняют все операции только с помощью педагога.
Творческое задание для проведения итоговой диагностики в подготовительной группе.
Сочинения сценария и разыгрывание сказки.
Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.
Задачи: побуждать к импровизации на тему знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы ге-роев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец. Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки. Проявлять согласованность своих действий с партнёрами.
Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, маски, костюмы, атрибуты, декорации.
Ход проведения
1. Педагог объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услыша-ли, что в нашем детском саду есть свой театр, и очень захотели побывать на спектакле. Вре-мени до их прихода остаётся мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
2. Педагог предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь». Вспомнить, как проходила драматизация сказок «Коза-дереза» и «Глиня-ный парень». Все эти сказки знакомы детям и гостям. Педагог предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказку, нужно придумать новый сюжет.
• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка.)
• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?
Педагог предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними про-изошла. Самая интересная коллективная версия берётся за основу.
3. Педагог проводит жеребьёвку с жетонами, на которых обозначены:
• Исполнители ролей;
• Гримёры и художники по костюмам;
• Художники-декораторы.
4. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
5. Показ спектакля гостям.
Диагностика творческой активности в подготовительной группе.
Низкий уровень: 8-12 баллов
Средний уровень: 13-18 баллов
Высокий уровень: 19 – 24 балла.
В подготовительной группе девять детей вышли на высокий уровень творческого разви-тия (19 – 24 балла, что составляет 45%. Они стали проявлять более устойчивый интерес к драмати-зации. Стали лучше понимать основную идею сказки, а не просто её содержание и творчески интер-претировать. Ребята раскрепостились, перестали стесняться публики, во многих из них открылись новые таланты, стали проявлять большую активность на всех этапах творческой деятельности и от-стаивать своё мнение в своём, детском коллективе. Они поют, танцуют, с эмоциональной вырази-тельности исполняют свои роли, фантазируют.
Одиннадцать детей вышли на средний уровень (13 – 18 баллов) творческого развития (55%). Они стали проявлять более эмоциональный интерес к драматизации. Стали хорошо понимать содержание и главную мысль произведений, давать характеристику персонажем используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеют знаниями об эмоциональных состояниях героев и с помощью педагога могут их продемонстрировать. Стали более активно участвовать в различных видах творческой деятельности, хоть и с помощью педагога, но пытаться эмоциональней и выразительней исполнять свои роли, хотя некоторая скованность ещё присутствует.
Низкий уровень творческого развития (8 – 12 баллов) не показал не один воспитанник и уже по этому показателю можно сказать, что работа по проекту, принесла свои положительные ре-зультаты. Дети выпускаются из детского сада с богатым потенциалом творческого развития лично-сти.