Условия для духовно-нравственного развития ребёнка-дошкольника в процессе экологического воспитания

Юлия Орехова
Условия для духовно-нравственного развития ребёнка-дошкольника в процессе экологического воспитания

Формирование личности ребёнка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определённой нравственной позиции невозможно без гармоничного развития чувств, то есть без его духовного развития. Воспитание чувств у дошкольника тесно связано с формированием эмоционального отношения к окружающему.

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребёнка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребёнка. Взрослые должны поддерживать в детях уверенность в полной защищённости их от зла, несправедливости, чтобы дошкольники научились правильно ориентироваться в своих поступках, адекватно оценивать ситуацию и правильно на неё реагировать.

Развитие эстетических чувств играет определяющую роль в духовно-нравственном воспитании ребёнка. Правильно – значит красиво. Если ребёнок при восприятии красивого испытывает эстетическое наслаждение, ему легче постичь красоту человеческих взаимоотношений.

Большие возможности для духовно-нравственного воспитания дошкольников даёт общение с природой. Маленькие животные вызывают у детей чувство радости и восхищения, возможность заботиться о них возвышает ребёнка в собственных глазах, даёт чувство уверенности в своих силах, формирует ответственность. Красота природы способствует развитию у детей эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости, положительного отношения к окружающей жизни.

Эмоциональное восприятие и отношение к природе, социальным явлениям и событиям, к поступкам сверстников возможно лишь в том случае, если дети постоянно видят отношение взрослого, его реакцию на происходящее, которое не должно оставлять его равнодушным. Очень важно опираться на сознание и жизненный опыт ребёнка, развивая его мотивационную иерархию для эффективного воспитания духовно-нравственной личности.

Большую роль в развитии личности детей играет экологическая студия и зимний сад в детском саду.

В условиях зимнего сада дети имеют возможность наблюдать за жизнью растений, животных, помогать педагогу в осуществлении ухода за ними, следить за их рождением и развитием. Ведь для того, чтобы эмоциональный отклик перерос в глубокое нравственно-эстетическое чувство, в осознанную, действенную любовь к живому, необходима привязанность к конкретным существам, чёткие представления об особенностях их жизнедеятельности и развития.

Все компоненты деятельности по содержанию живых существ имеют важное значение с точки зрения нравственного воспитания. Каждое событие, происходящее с обитателями зимнего сада, привлекает внимание детей и педагогов, включается в педагогический процесс, находит отклик в душе и сознании воспитанников.

Однажды зимой об оконное стекло ударилась свиристель. Поместив птичку в свободный вольер, педагог вместе с детьми ухаживал за ней, но спасти бедняжку не удалось. Возникшая в результате этой ситуации экологическая сказка (см. приложение) оставила глубокий след в сердцах детей и послужила стимулом к соблюдению правил природоохранной деятельности.

Художественное слово оказывает очень большое воспитательное влияние на детей, особенно если оно используется в соответствующей обстановке, очень живо и эмоционально воспроизведено воспитателем.

Платье в горошек у божьей коровки.

Божьей коровке тесно в коробке!

Божью коровку пальцем не трогай,

Пусть уползает зелёной дорогой!

Пусть улетает синей дорогой!

Божью коровку не надо, не трогай!

Ю. Вронский

Цветок на лугу я сорвал на беду.

Сорвал, а зачем? Объяснить не могу.

В стакане он день простоял и завял.

А сколько бы он на лугу простоял!

В. Викторов

Стихи, рассказы, сказки с экологическим содержанием способны затронуть тончайшие струны душевной организации маленького ребёнка, разбудить его познавательную активность, вызвать чувство сопереживания, помочь понять необходимость соблюдения правила, побудить к действию.

Содержательную, экологически ориентированную деятельность детей обеспечивает экологическая тропа с 14-ю остановками: «Золотой луг», «Зелёная ель», «Русская берёзка», «Вишнёвый сад», «Уголок лекарственных растений», «Альпийская горка», «Рябиновая аллея» и т. д.

Проводимые на тропе наблюдения и акции («Трудовой десант», «Поможем зимующим птицам», «Цветник дружбы» и т. д.) способствуют формированию у детей представлений об универсальности и самобытности природы, раскрытию духовно-нравственного потенциала, развитию этических чувств и поведения.

Лиственный лес, сосновый бор, луг, волжский берег – цели маршрутов экскурсий с детьми, которые мы можем организовывать, благодаря удачному расположению детского сада, в любое время года. Это даёт блестящую возможность познакомить детей с состоянием экосистем в зависимости от сезона, закрепить правила корректного поведения при непосредственном общении с природой, научить ребят наслаждаться красотой окружающего мира, дать им наглядное представление об огромной значимости природы в жизни человека.

Не последнее место в воспитательно-образовательном процессе занимает работа с родителями дошколят. Повседневный пример авторитетных для ребёнка взрослых оказывает огромное влияние на духовно-нравственное развитие, причём как положительное, так и отрицательное. Поэтому здесь очень важно соблюдение принципа «Не навреди!». Мы стараемся донести эту мысль до родителей, побудить их задуматься над тем, какой образец поведения дети имеют ежедневно перед глазами, как мы, взрослые, реагируем на различные жизненные ситуации, как объясняем их себе и окружающим.

Для родителей проводятся как традиционные мероприятия:

консультации

Школа молодых родителей

дни открытых дверей

так и методы, сравнительно недавно введённые в практику работы:

педагогическая гостиная, где происходит обсуждение, обмен опытом и мнениями между родителями при участии педагогов по актуальным проблемам воспитания и развития детей дошкольного возраста

газета для родителей детского сада «Капитошка», в которой наряду с рубриками информационного характера, печатаются рубрики: «Улыбнитесь» с высказываниями наших детей на разные темы, которые порой не только вызывают улыбку, но и заставляют задуматься; «Что сказать? Ну что сказать?» - вопросы детей, обращённые к взрослым; интерактивная рубрика «Спрашивайте – отвечаем», в которой родители могут оставить свои вопросы, советы, предложения, и получить на них ответы, отзывы

привлечение родителей к участию в развлечениях, экскурсиях, проводимых с воспитанниками детского сада, что способствует сближению дошкольного учреждения с семьёй, повышению интереса родителей к содержательным проблемам работы с детьми, укреплению авторитета близких взрослых в глазах ребят.

В результате образовательной работы у детей наблюдается способность воспринимать и понимать красоту природы, стремление к соблюдению морально-этических правил и норм, умение оказать необходимую помощь и встать на защиту живых существ, которые в этом нуждаются.

Приложение

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА

Далеко-далеко, на крайнем Севере, жила свиристель. Северное лето – великолепная пора для этих птиц. Кругом много насекомых и ягод.

Свиристель вывела птенцов, выкормила их, научила летать, а с приходом холодной осени простилась со своей родиной и со стайкой свиристелей улетела на юг. Наш город Ульяновск и является югом для этих птиц.

Стайка свиристелей прилетела к нам с первым снегом и поселилась в ближайшем лесу, где было много рябины. Но, когда не стало корма, свиристели стали перелетать с одного места на другое в поисках еды и прилетели на наш участок в надежде полакомиться сытными и вкусными ягодами. Но на деревьях не оказалось рябины, потому что ещё осенью их оборвали дети.

Обессилевшая, голодная птица не могла сопротивляться сильному порыву ветра и разбилась о стекло.

Публикации по теме:

Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников 1. Актуальность программы определена тем, что формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий.

Паспорт центра патриотического и духовно-нравственного воспитания 1 Социально – нравственное воспитание семья: - оформленные фото – коллажи «Моя семья» - стенд «Мой день рождения» -альбом с фотографиями.

Педагогический проект духовно-нравственного воспитания «Что такое семья?» План педагогического проекта 1. Целеполагание 2. Вид проекта 3. Цель проекта 4. Задачи проекта 5. Срок реализации проекта 6. Участники проекта.

Консультация для родителей «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.

Проект духовно-нравственного воспитания «Братья наши меньшие» .

Роль сказки в формировании духовно-нравственного воспитания дошкольников Роль сказки в формировании духовно-нравственного воспитания дошкольников. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости,.

Сотрудничество Бдоу с социумом в вопросах духовно-нравственного воспитания В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая.

Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника. Важным направлением развития ребенка в.

Выступление на вебинаре «Организация мониторинга формирования основ духовно-нравственного воспитания» «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, кода он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный.

Эссе-размышление «Актуальность духовно-нравственного воспитания дошкольников» I. Введение. Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание В. В. Путина: «Для гражданина России особенно важны моральные.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Условия для духовно-нравственного развития ребёнка-дошкольника в процессе экологического воспитания
Опубликовано: 12 октября 2016 в 20:09
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация «Синдром эмоционального выгорания воспитателя»
Немного из истории Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатором Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического...
Мастер-класс по изготовлению поделки для участка из мешков из-под сахара «Собака»
Каждый год как только приближается зима возникает вопрос как украсить участок своей группы. Снег выпадает всегда в разное время. Даже если с наступлением...
Фотоотчёт по занятию нетрадиционным рисованием в первой младшей группе «Зимующие птицы»
Моей задачей было показать детям возможность получения изображения птиц с помощью отпечатков ладошек, вызвать яркий эмоциональный отклик на необычный способ...
Сценарий новогоднего развлечения для подготовительной группы «Новогоднее путешествие...
Звучит музыка «Замела метелица город мой» Гул самолета Голос диспетчера:Внимание пассажиров рейса №2019 авиакомпании Детский сад №3 аэро просим пройти...
Аппликация «Снеговик»
Любой вид творческой деятельности развивает у ребёнка фантазию, восприятие цветов, текстур и форм, способствует формированию пространственного и образного...