Юлия Канищева
Условия формирования культурно-гигиенических навыков в группах раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Условия формирования культурно-гигиенических навыков в группах раннего возраста
Ранний возраст наиболее сенситивный период, когда дети осваивают все основные культурно-гигиенические навыки, учатся понимать их важность, быстро, легко и правильно выполнять их. Очень важно взаимодействие семьи и дошкольного учреждения по данному решению вопроса. К важным условиям успешного воспитания культурно – гигиенических навыков относятся специально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.
Публикация «Условия формирования культурно-гигиенических навыков в группах раннего возраста» размещена в разделах
Большое значение при формировании культурно-гигиенических навыков имеет индивидуальный подход к детям. Это очень сложно, но взрослым необходимо систематически, настойчиво, дружелюбно, спокойным тоном побуждать детей выполнять определенные действия, которые должны стать привычками.
Так, в раздевалке имеется алгоритм с последовательным выполнением действий по одеванию и раздеванию, который помогает как родителям, так и детям систематически выполнять одни и те же действия. У каждого ребенка есть личный шкафчик с определенной меткой-картинкой. Вешалки в шкафчиках расположены на уровне ребенка, с целью воспитания самостоятельности. В шкафчиках лежат личные вещи ребенка: расческа, пакеты с чистыми вещами и отдельно с грязными, сменная обувь. Ребенок четко запоминает, где и куда должен положить головной убор, повесить куртку, поставить уличную обувь и групповую.
Групповая комната тоже соответствует гигиене маленьких детей. Столы и стулья имеют определенную высоту, игры и игрушки соответствуют санитарным нормам. Дети запоминают свое место за столом, местонахождение игрушек в группе, порядок их уборки и хранения, тем самым развивая дисциплинированность и организованность.
Под специально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения туалетной комнаты с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных моментов. При формировании культурно-гигиенических навыков воспитатель небольшими группами детей проводит гигиенические процедуры по обучению детей умыванию, пользованию полотенцем, горшком. Раковины, кусочки мыла, полотенца, горшки размещаются с учетом роста детей. Все полотенца и туалетные горшки промаркированы индивидуальными метками-картинками, что соответствует санитарным нормам и повышает интерес к личной гигиене.
Спальная комната соответствует всем требованиям. Кроватки и постельное белье промаркированы теми же метками-картинками, что и шкафчики, полотенца и горшки.
Следующим важным условием воспитания культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста является режим дня, который способствует повторению культурно-гигиенических навыков и привычек в одно и то же время в специально организованной обстановке: в играх, труде, занятиях, в быту. Соблюдая режим дня, организм ребенка приучается определенному ритму, который обеспечивает смену детской деятельности, укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, не переутомляя нервную систему.
В режим дня входят следующие элементы: сон, пребывание на свежем воздухе, игровая образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, прием пищи, личная гигиена.
Дневной сон важен как в дошкольном, так и младшем дошкольном возрасте. Дети дошкольного возраста должны спать не менее 12 часов в сутки. Для детей раннего возраста 2-2,5 часа дневного сна достаточно, чтобы организм ребенка восстановил свои силы. Во время сна у ребенка не только восстанавливается нервная система, но и происходит формирование культурно-гигиенические навыки, выполняя систематически определенные действия: перед сном обязательно умыться, сходить на горшок, снять свою одежду и повесить аккуратно на стульчик, надеть пижаму, укрыться одеялом, тихо разговаривать в спальной комнате. В раннем дошкольном возрасте не все дети самостоятельны, поэтому необходимо прибегать к помощи взрослого, здесь и происходит культура общения ребенка с взрослыми и сверстниками.
Прогулка является эффективным видом отдыха, при котором формируются культурно-гигиенические навыки при одевании и раздевании, закрепляются и расширяются правила поведения в природе и в быту, пользование носовым платком. Прогулка в режиме дня проводится 2 раза в день, в теплое время года вся игровая образовательная деятельность переносится на свежий воздух, тем самым увеличивая время прогулки.
Программой дошкольного учреждения предусмотрена игровая образовательная деятельность. Время проведения образовательной деятельности четко соответствует санитарным нормам и требованиям, с индивидуальным подходом.
Личная гигиена – важная составляющая культуры поведения в режиме дня, где формируется опрятность, аккуратность, умение содержать в чистоте свою одежду и тело. Личная гигиена направлена не только на соблюдение норм чистоты, но и нормами взаимоотношений.
Прием пищи – это сложный процесс, в котором происходит взаимодействие руки, глаз и рта. Обучение приему пищи, требует большого труда, поскольку дети должны овладеть целым рядом действий (вымыть руки перед едой, правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.). Большое значение имеет сервировка стола: наличие скатерти, салфеток, хлебниц, столовых приборов.
Важным условием по формированию культурно-гигиенических навыков и привычек в раннем возрасте должно осуществляться под чутким руководством родителей и педагогов. При этом необходима взаимосвязь дошкольного учреждения и семьи. Для этого с родителями необходимо провести работу по соответствию и упорядочению режима дня дома в выходные и праздничные дни с режимом пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков взрослым не один раз придется прибегать к показу, который должен сопровождаться объяснением тех или иных действий. Внешний вид, поведение воспитателей и родителей должны быть образцом для детей, так как маленькие наблюдатели замечают все нюансы. Особенно важен контроль и оценка со стороны взрослых.
В раннем дошкольном возрасте формированию культурно-гигиенических навыков и привычек отводится намного больше времени, чем в старшем возраста. Это объясняется тем, что дети становятся более самостоятельными, а приобретенные навыки и привычки сокращают помощь взрослых. Похвала, подбадривание ребенка, воспитывая положительное отношение ребенка к гигиеническим процедурам и осознанного их выполнения, вызывает у малыша желание дальше поступать так же и даже лучше.
При развитии культурно-гигиенических навыков, необходимо использовать дидактические игры, персонажи художественное слово, сказки, потешки, иллюстрации, которые помогают закрепить навыки и привычки из повседневной жизни и формируют положительное отношение в выполнению культурно-гигиенических навыков.
Дети раннего дошкольного возраста со временем должны стать активными участниками всех доступных процессов по развитию самостоятельности.
Таким образом, своевременное усвоение культурно-гигиенических навыков детьми дошкольного возраста, позволяет ребенку самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным, умелым, опрятным, аккуратным. Культурно-гигиенические навыки и привычки сохраняются на всю жизнь. А это – главное условие формирования здорового образа жизни, охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения.