Лучший педагог года

Условия, способствующие развитию слышания мелодии и интонации в инструментальной музыке

Елена Фоменко
Условия, способствующие развитию слышания мелодии и интонации в инструментальной музыке

В ходе работы с детьми 5-7 лет выявлены два условия, которые должны помочь музыкальному руководителю сформировать у дошкольников слышание мелодии и интонации.

Первое. Чтобы дети ориентировались на интонацию и мелодию, им нужно усвоить определенную систему музыкального репертуара. Это произведения с яркой, выразительной интонацией.

Публикация «Условия, способствующие развитию слышания мелодии и интонации в инструментальной музыке» размещена в разделах

Второе. Методы и приемы, помогающие усвоению данного репертуара на музыкальных занятиях. Рассмотрим каждое из этих условий.

Что же собой представляет система музыкального репертуара в разделе «Слушание музыки»?

Для слушания предложен художественный и доступный детям по содержанию музыкальный репертуар. Он включает фольклор, классическую и современную музыку с её достаточно сложным языком. Начиная со 2-й младшей группы, дети знакомятся с народной и авторской музыкой разных эпох. Предпочтенье отдается небольшим программным пьесам, ярким интонационно, в которых преобладают изобразительные моменты. Но в тоже время детям предлагается и достаточно сложные произведения. Например, М. Мусоргский, «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки», П. Чайковский, «Вальс снежных хлопьев», «Подснежник», С. Рахманинов, «Итальянская полька» и другие. Задачи, которые ставятся в связи с ними, облегчаются: эмоциональный отклик на прекрасную музыку, двигательная импровизация под нее (сотворчество с педагогом).

Некоторые музыковеды делят музыкальные произведения на те, в которых преобладают изобразительные моменты, и те, в которых преобладают выразительные моменты. Подобное разделение чисто условное, поскольку музыка всегда несет в себе прежде всего выразительное, эмоциональное начало. Поэтому и в произведениях с преобладанием изобразительных моментов ярко выражен выразительный, эмоциональный компонент. Более того, на сопоставлении контрастных настроений строится методика на подачи детям (дождик веселый – русская народная песня «Дождик» в обработке Т. Потапенко – и дождик грустный – в пьесе «Дождик» Н. Любарского).

Сочинения, которые вошли в раздел «Слушание музыки» для детей средней группы различны по масштабам и сложности музыкальных образов. Детям предлагаются и крупные симфонические произведения А. Вивальди, первые части концертов «Осень» и «Зима» из цикла «времена года», В. А. Моцарт, 1-я часть «Маленькой ночной серенады и другие интонационно яркие программные миниатюры» (А. Рюигрок, «Горе куклы», Ю. Наймушин, «Солнышко», Р. Констан, «Ослик» и другие). Произведения подобраны таким образом, что в ряде случаев позволяет объединить их сюжетными линиями. Например, пьесы Р. Констан «Разбитая кукла» и А. Рюигрок «Горе куклы»

Работу над каждой пьесой, музыкальным произведением, необходимо начинать с формирования умения различать настроения, чувства, выраженные композитором в музыке. Сообщается название пьесы, автор, а затем педагог предлагает внимательно послушать музыку и рассказать, какая она по настроению, какие чувства передает. Можно задать вопросы: «Было ли у вас когда - нибудь такое же настроение, как в этой музыке, и с чем оно было связано?; «Если бы вы были художниками, то какую картину нарисовали к этой музыке?», «Какие краски взяли бы?». Затем педагог дополняет ответы детей и исполняет пьесу вновь.

Далее (это может быть второе занятие) разбираются средства выразительности (темп, регистр, динамика, ритм, определяется их роль в создании образа. Музыкальный руководитель должен подвести детей к тому, что характер музыки передается определенным сочетанием выразительных средств. Если пьеса имеет несколько частей, то их количество необходимо связать с характером каждой части. Возможны вопросы: «Послушайте, сколько частей в пьесе, изменяется ли характер в музыке?», «Все ли время музыка звучит одинаково или настроение её меняется?». На третьем-четвертом занятиях анализируются интонация и мелодия. Важно, чтобы у детей закрепился навык слышания как выразительных, так и изобразительных интонаций, для чего необходимо познакомить их с интонационными признаками, характерными для того или иного музыкального образа. Например, дождик капающий, постукивающий, упругий; ветерок – пробегающий, веющий, дующий; вечер – напоминающий колыбельную песню («баю»); грусть, печаль ассоциируется со вздохом, стоном, капающими слезами и. т. д. При этом важно не только услышать пение птички или журчание ручейка, но и как поют, с каким настроением, то есть ощутить выразительность изобразительной интонации. Можно задать такие вопросы: «Что напоминает звучание этой пьесы?», «Слышали ли вы подобные звуки в природе?», «Что нарисовала музыка, какое время дня?» Целесообразность такой последовательности занятий обусловлена ещё недостаточным музыкальным и жизненным опытом детей 5-го года жизни. Что касается дошкольников 6-7 годов жизни, то количество занятий может быть меньшим (за счет имеющегося у них музыкального опыта) Рассмотрим второе условие

Эффективными методами организации ориентировки детей в этом репертуаре могут быть: организация восприятия целостного музыкального произведения; его вебральный анализ с точки зрения общего настроения и неспецифических и специфических средств музыкальной выразительности (В. В. Медушевский)

Организация восприятия музыкального произведения

Первое знакомство ребенка с музыкой должно быть таким ярким, чтобы оно вызвало эмоциональный отклик и потребовало ещё и ещё раз её услышать. Особенно яркое воздействие на детей оказывает выразительное исполнение произведений педагогом. Музыка может звучать как в непосредственном исполнении, так и в записи. Если данное произведение написано для оркестра, то его обязательно надо прослушать в записи, учитывая, что звучание в оркестровом исполнении помогает полно почувствовать тембровое и динамическое богатство красок, услышать «голоса» различных инструментов. При прослушивании симфонической музыки внимание детей обращается на богатство оркестровых красок, тембр того или иного инструмента. Например, виолончели или скрипок в пьесе Ж. Ибера «Маленький белый ослик» (в записи дается два варианта тембровой интерпретации этой пьесы, клавесина в пьесе Л. Дакена «Кукушка»

Публикации по теме:

Игры и упражнения, способствующие развитию слухового внимания и фонематического слуха у детей 3–5 лет с нарушениями речи 1. Определение звучания игрушек. Возьмите 3-5 разнозвучащих игрушек (колокольчик, дудочка, погремушка, барабан, пищащие и заводные игрушки).

Игры, способствующие развитию речи детей • Скажи наоборот Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает словом с противоположным значением. - сахар сладкий, а перец… (горький);.

Конспект занятия по музыке в старшей группе «К музыке» Образовательные области: «Творчество», "Здоровье" Цель: Воспитывать эмоциональный отклик на музыку различного характера, привлекать внимание.

Организационно-педагогические условия, способствующие оздоровлению детей старшего дошкольного возраста Создание предметно-развивающей среды предполагает целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий,.

Консультация психолога «Игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук у детей 5–7 лет» Игры с формами, разрезные картинки, пазлы по возрасту. Игры с мелкими предметами, конструктором, бумагой..

Психолог рекомендует «Игры и упражнения, способствующие развитию мышления у детей 5–7 лет» Игры обобщения: «Назови одним словом» (картинки и слова- посуда, мебель, овощи, фрукты, одежда, транспорт, ягода, животные,.

Психолог рекомендует «Игры и упражнения, способствующие развитию памяти у детей 5–7 лет» Запоминание стихотворений, считалок, скороговорок, сказок. Игра «Что изменилось?» (картинки, игрушки переставлять.

Психолог рекомендует «Игры и упражнения, способствующие развитию внимания у детей 5–7 лет» «Головоломки» (кубики, пирамиды, шары). «Загадки». «Найди отличия» (5-6 отличий). «Найди.

Психолог рекомендует «Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия у детей 5–7 лет» «Что на что похоже?» (игры на поиски формы, похожей на предмет). «Силуэты» (игры опознания, догадаться кто (что).

Консультация для логопедов «Технологии, способствующие развитию речи ребенка» Технологии, позволяющие развивать речь ребенка, именно - игровые технологии. Так как именно в игровой форме мы доносим информацию до ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия, способствующие развитию слышания мелодии и интонации в инструментальной музыке
Опубликовано: 24 ноября 2015 в 17:00
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД