Галина Готчанина
Условия успешной адаптации малышей к детскому саду.
▼ Скачать + Заказать документы
Условия успешной адаптации малышей к детскому саду.
(из опыта работы)
Традиционно под адаптацией понимают процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире.
Публикация «Условия успешной адаптации малышей к детскому саду,» размещена в разделах
Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным результатам или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт и внешняя адекватность поведения.
С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Мы стремимся к тому, чтобы ребёнок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне лёгкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжёлой адаптации.
Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к детскому учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребёнка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
Для того, чтобы процесс привыкания не затягивался, необходимо:
1. Создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе.
Необходимо формировать у ребёнка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателя создать атмосферу тепла, уюта и доброжелательности в группе. Если ребёнок с первых дней почувствует это тепло, исчезнуть его волнения и страхи, намного легче пройдёт адаптация. Нужно «одомашнить» группу.
Цветовое решение интерьера влияет на настроение детей, поэтому в интерьере мы использовали оттенки желтого (способствует общению, увеличивает скорость зрительного восприятия) с акцентом зелёного, красного цвета. Такое цветовое решение создаёт у детей и взрослых хорошее настроение. Мебель разместили так, чтобы она образовала «комнатки» в которых дети будут чувствовать себя комфортно. Всё в группе организовано так, чтобы малыши накапливали чувственный опыт, проявляя активность. Предметы ближайшего окружения – источник любопытства и начало познания мира.
Для стимулирования двигательной активности – спортивный уголок, который удовлетворяет потребностям наших детей в движении: лесенка, матрасик, мячи, обруч, цветные верёвочки, каталки, коляски, велосипеды.
Растения, и вообще зелёный цвет, благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека. Поэтому в нашей группе так много растений. Отдельные дети помогали ухаживать за ними. В группе живут две декоративные черепашки. Это намного облегчило привыкание детей к детскому саду. Малыши с удовольствием спешили каждое утро в детский сад, кормили их, наблюдали за ними.
Умиротворяющее действуют на детей игры с песком и водой, сухой бассейн. Такие игры имеют большие развивающие возможности, а в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. На протяжении всего времени это осталось любимой забавой наших детей. Они с интересом наполняют вёдра, высыпают, пересыпают, переносят, перевозят.
Малыши ещё не владеют речью настолько, чтобы выразить свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, стрессом. Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребёнка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами на прикреплённом к доске листе бумаги. Кроме рисования наши малыши занимаются лепкой и аппликацией на фланелеграфе. Для этого мы использовали детали из цветной плёнки. Они не мнутся, очень практичны и долговечны.
Активно использовали мы и музыку в работе в период адаптации. В группе включали магнитофон с записями «Малыш в деревне», «Звуки живой природы». Любимыми стали музыкальные занятия. Мы старались как можно чаще выходить в зал. Малыши с удовольствием слушали Татьяну Вячеславовну, выполняли танцевальные движения.
Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой. Ребёнок чувствует себя неуютно в большой спальне. Игрушки, с которыми отдельные наши дети ложились спать, создавали ощущение психологического комфорта, защищённости, служили для детей частичкой дома. Со временем все наши малыши отказались от игрушек. Помогли наши экскурсии по спальне «Путешествие в «комнату снов»; знакомство с зайкой, мишкой-сплюшкой, весёлым клоуном; слушание аудиозаписи «колыбельные».
2. Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребёнок-взрослый» и «ребёнок-ребёнок».
Основная задача игр и упражнений в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Дети должны видеть в нас доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнёра по игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому.
На протяжении всего времени всячески удовлетворяли острую, в период адаптации, потребность детей в эмоциональном контакте с взрослым. Ласковое обращение с малышами, пребывание на руках у взрослых дают чувство защищённости.
С этой целью мы проводили наши «ласковые минутки» - «Прогоним капризок», «Кто у нас хороший» (с зеркалом); а также совместное слушание аудиозаписи «Звуки живой природы» - море, ручей.
Первые игры были фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Инициатором игр всегда выступали взрослые. Игры выбирали с учётом возможностей детей.
В период адаптации ввели гибкий план воспитательно-образовательной работы.
По утрам всегда детей приветствовали игрушки, которые рассказывали о жизни игрушек и ребят в группе.
Использовали рассказы-импровизации «Как мы с зайкой ждали Машу…», наблюдения в окно.
Использовали сюжетные игры с куклой: «В гости к куклам», «Принимаем гостей», «Поможем игрушкам найти свой дом», «Заболела наша кукла», «Кукла Катя проснулась», «Покатаем кукол в коляске». Сюжетная игра «Загляни ко мне в окошко», «Я иду к вам в гости с подарками».
Сенсорный опыт детям помогали приобретать яркие пособия и игрушки.
Очень помогали игры-забавы «Музыкальная шкатулка», «Чудесный мешочек», «Минутка заводной игрушки», «Кто это хлопает в ладоши?», «Мыльные пузыри», «Где же наша?», «Воздушные шары».
Очень нравятся малышам пальчиковые игры «Замочек», «Пирог», «Тень-тень…».
С удовольствием смотрели инсценировки «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Кисонька-мурысонька» и др. были задействованы все виды театра.
Кроме этого дети очень любят яркие иллюстрации в книгах. Для этого в группе есть книжный уголок., яркие книги по возрасту.
Полюбили малыши наши хороводные и подвижные игры «Каравай», «Пузырь», «Ходит Ваня», «Поезд», «Ехали мы ехали», «Самолёты», «Бегите ко мне»; с удовольствием принимали участие в игровых спортивных упражнениях «Верёвочки», «Коврик», «Воротики».
В игровой форме проходило знакомство с индивидуальными предметами гигиены, правилами поведения в санитарной комнате. Путешествие к Мойдодыру – игровое упражнение «Найди свою картинку»; игра «Моем руки чисто», «Ловкие пальчики»; инсценирование «Умывалочка» Н. Пикулёвой; игры с водой «Бульбочки», «Плавает-тонет».
3. Работа с родителями.
Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей. Наша задача – успокоить прежде всего взрослых. На родительских собраниях в начале года родители осмотрели группу, кроватки, туалет. Психолог Копотина С. С. рассказала им о трудностях адаптации, о совместных действиях родителей и детского сада.
Мы рассказали о режиме дня, играх и занятиях, вместе обсудили, как облегчить период адаптации.
Мы постоянно беседовали с теми родителями, дети которых привыкали дольше других, давали консультации. В уголке поместили газету «Ребёнок идёт в детский сад» с практическими советами, ширму. В течение всего времени родители были нашими помощниками и единомышленниками. Откликались на наши просьбы, помогли в покупке игрушек и пособий.
Таким образом можно сделать вывод о результатах адаптации детей в целом : в результате проведённой работы из 24 детей 5 детей со средним уровнем адаптации (нарушение сна, питания, с тяжелым уровнем адаптации детей нет.