Жанна Васечко
Устное народное творчество как средство формирования элементарных математических представлений у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1. Название разработки «Устное народное творчество, как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста».
2. Проблемы, решению которых будет способствовать разработка.
Публикация «Устное народное творчество как средство формирования элементарных математических представлений у младших дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Народная культура, фольклор
- Средняя группа
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Данная разработка, прежде всего, направлена на развитие математических представлений, у детей начиная с младшего дошкольного возраста. Эта разработка способствует развитию математических представлений у детей по средствам устного народного творчества, а также развитее коммуникативных навыков и создание ситуации успешности для ребенка.
3. Сфера использования. Сферой использования данной разработки является познавательная сфера детей – дошкольников, сформированность речевых, коммуникативных навыков детей посещающих дошкольное образовательное учреждений.
4. Масштабы по внедрению технологии: воспитатели, учителя – логопеды, музыкальные руководители, учителя – дефектологи. Разработка направлена на работу с детьми в возрасте от 3 до 6 лет.
1. Цель: Разработать методику, направленную на развитее математических представлений через устное народное творчество, детей младшего дошкольного возраста
2. Основные задачи:
• Изучить состояние проблемы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста;
• Создать методический фонд устного народного творчества с математическим содержанием;
• Выстроить систему интегрированных занятий с использованием элементов устного народного творчества для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста;
• Способствовать развитию речевых навыков и эмоционально – волевой сферы дошкольников;
• Развивать чувственный аппарат на основе сенсорных эталонов;
5. Ожидаемый результат от внедрения: внедрение данной разработки позволит выстроить систему, комплексного взаимодействия всех специалистов дошкольного образовательного учреждения. Проведение занятий будет способствовать:
• формированию начальных математических понятий и представлений;
• формирования запаса ЗУН, которые станут для дальнейшего обучения;
• Формированию умения понять учебную задачу и выполнить ее самостоятельно;
• Овладению мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
• Овладению навыками речевого общения;
• Развитию способности к саморегуляции;
• Развитию мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
Использование такого подхода может стать базой для личностно – ориентированной модели обучения и в конечном итоге подготовить конкурентоспособных детей к обучению в школе.
6. Обоснование актуальности разработки: Значение математики в жизни человека возрастает с каждым днём. Трудно найти такую область знаний, в которой математика не имела бы ни какого отношения. Все это актуализирует задачу формирования математических представлений, и эти формирования проходят под воздействием различных средств.
Многовековой опыт человечества показал, что устное народное творчество важнейшее средство в воспитании ребенка, так как отражает каждую сферу развития. В народной поэзии, сказочных легендах имеется огромный арсенал необходимый средств, для формирования представлений о предметах и явлениях окружающего мира ребенка, в том числе и математических.
Особую актуальность приобретает создание эффективной системы взаимодействия всех специалистов учреждения, которая позволит организовать целенаправленную, эффективную работу, направленную на развитие математических понятий и представлений ребенка.
В. А. Сухомлинский считал - «устное народное творчество является незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности яркой индивидуальности».
7. Суть технологии. Заключается в интеграции математических представлений и устного народного творчества. Что позволяет подойти к решению этой проблемы комплексно, объединив всех специалистов.
Включая интегрированные занятия с элементами устного народного творчества :
во – первых, через художественные произведения и веселые рисунки детей, знакомим их с числами, геометрическими фигурами и формами;
во – вторых, игровые упражнения практического характера способствуют развитию глазомера и зрительно - двигательной координации;
в – третьих, Загадки математического содержания оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). В этих загадках предмет или явление анализируется с количественной, пространственной, временной точки зрения.
Независимо от методов, приемов и техник, используемых на занятиях, цель – помочь ребенку осознать себя, свои способности и свое место в окружающем мире.
8. Содержание разработки. Разработка состоит из четырех этапов: диагностический, постановка цели и подбор тематических занятий, непосредственно проведение занятий, аналитический.
На диагностическом этапе определяется уровень сформированности математических представлений у детей и уровень усвоения учебной программы (работа проводится воспитателем). По итогам диагностики определяются группы. На втором этапе к работе подключается другие специалисты. Музыкальный работник подбирает музыкальные произведения устного народного творчества для проведения интегрированных занятий. Учитель-логопед на данном этапе предлагает лексические темы с использованием элементов устного народного творчества. Педагог – психолог вырабатывает систему проведения занятий с использованием «Сказка - терапии» и устного народного творчества. Воспитатель подбирает дидактический материал для проведения интегрированных занятий. На третьем этапе проводятся непосредственно обучающие занятия. Занятия ведет воспитатель при участии музыкального работника, учителя – логопеда, педагога – психолога. Каждое занятие состоит из нескольких частей:
• Вводная. Основная цель - настроить группу на совместную работу, создать положительный эмоциональный настрой в группе.
• Рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.
• Завершающий. Анализ усвоения ребенком пройденного материала и создание чувства принадлежности к группе.
Темы интегрированных занятий предлагает воспитатель. Опираясь на уровень сформированности математических представлений у детей, и усвоение ими учебной программы мы предлагаем занятия. Количественный счет с использованием стихотворений, потешек и загадок. Например: сказка «Три медведя», «Три угла» стихотворение М. Мышковской «Назови правильно», геометрические фигуры (для усвоения знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат, овал) и телах (шар, куб и т. д.) будут предложены задания не только запомнить их названия, но и соотнести эти фигуры с предметами окружающего мира, величина, будут способствовать игровые упражнения практического характера с использованием стихотворений, например: Б. Тимофеева «Воробей», игра «Скажи, кто больше» и т. п., ориентировка в пространстве и времени для усвоения программы используем веселые стихи, рисунки, задания практического характера,стихотворение например : М. Садовского «Кто кричит Ку-ка-ре-ку», игра «Когда это бывает?». На каждом занятии используется игры-приветствия, динамические этюды, пальчиковые гимнастики, физкультминутки, и подвижные игры. В группе для занятия не более 6 детей, занятие 1 раз в неделю, в течение 9 месяцев (32 занятия). Время проведения 20 -25 минут. На четвертом этапе проводится повторный мониторинг, составляется анализ проведенных занятий.
9. Дополнительные возможности реализованной разработки. При решении целей и задач, поставленных в начале работы, данная разработка позволит сплотить коллектив специалистов, выстоять единую концепцию работы, позволит избежать однобокости в развитии познавательных процессов, разовьет креативные качества детей, позволит привлечь к работе родителей.
10. Перспективы дальнейшего развития разработки, возможности распространения опыта ее реализации: Данная разработка может быть использована в работе творческих коллективов дошкольных учреждений, центров дополнительного образования.
В дальнейшем разработка может стать основой для составления обучающих программ, направленных на развитее математических способностей посредствам устного народного творчества.