Светлана Купцова
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Устное народное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию речи старшей группы :» Устное народное творчество» .
Составила и провела воспитатель ДБС №23 Купцова. С. А.
Цель: познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества, с народными традициями ;
-пробудить у детей интерес к истории ;
-активизировать словарь детей.
Интеграция образовательных областей:
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе „Устное народное творчество“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Устное народное творчество
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Познание.
2. Коммуникация.
3. Физическая культура.
4. Социализация.
Задачи НОД :
Обучающие: уточнить и обогатить знание детей о устном народном творчестве.
Развивающие - развивать умение действовать согласованно, развивать речь детей как средство общения, развивать логическое мышления, память.
Воспитывать -интерес к устному народному творчеству, навыки к сотрудничества, снятие мышечного и нервного напряжения.
Планируемые результаты -проявляет интерес к устному народному творчеству, эмоционально откликается на юмор в потешках, сказках, скороговорках,
Овладел навыками практического использования считалок в игре.
Материал и оборудование : бутафорская печь,коромысло, ухват, чугунок, куклы би-ба-бо,кроватка с куклой, деревянные ложки,ширма,бубен, русский народный сарафан,записи русской народной музыкой.
Ход ЗАНЯТИЯ :
Дети заходят музыкальный зал,звучит русская народная музыка,у сцены печь, на ней стоит керосиновая лампа, рядом кровать, воспитатель в русском народном сарафане.
Воспитатель : -Здравствуйте гости дорогие! Вы пришли ко мне в гости, я всегда рада гостям. Проходите, присаживайтесь на стульчики и давайте знакомится я Тетушка Рассказушка! Я люблю рассказывать разные удивительные истории и сегодня я хочу рассказать одну из них. Хотите ее послушать? Садитесь по удобней и слушайте.
Давным, давно когда люди не читать не умели,не писать, жила –была бабашка Фекла, любила она с внуками нянчиться,сказки сказывать,колыбельные петь,потешки сочинять.
Ребятки слушали бабушку Феклу запоминали, когда выросли, стали рассказывать своим детям те своим. Так и передавали из уст в уста.
Потом люди обучились грамоте и стали записывать услышанные песни, колыбельные, пословицы, загадки, поговорки и т. п.
Благодаря этому мы с вами имеем возможность познакомиться с этими песнями, стихами, сказками, загадками и т. п.
Называется это – устное народное творчество или фольклор. Почему устное потому, что передавалось из уст в уста.
По содержанию они простые эти сказки,потешки, но в них собрана мудрость веков.
Первое,что слышат маленький ребенок это колыбельные, которые поют мамы, когда укладывают малышей спать, послушайте. (тетушка Рассказушка качает кроватку с куклой и тихонько поет).
А –баю-баю-баю
Не ложись на краю
Придет серенький волчок
Хватит тебя за бочок
И утащит во лесок
Под ракитовый кусток.
Песенку пели тихо, дитя успокаивалась и засыпала. (Т. Р. достает из кроватки куклу, разворачивает из пеленки)
-Потом ребеночку рассказывали «пестушки». Распеленают малыша, гладят по животику, ручкам, ножкам и приговаривают:
Потягушки, порастушки
Поперек толстушки
А в ножки-ходунушки,
А в ручки-хватунушки,
А в роток-говорок,
А в голову-разумок.
Слышите какие ласковые, певучие слова и в каждом слове заложен свой смысл «ножки ходунушки», чтоб ребенок был шустрый и т. д.
Ребенок подрастает, и ему уже рассказывают потешки.
Какие потешки вы знаете,ребята?
Дети: «Ладушки, ладушки…», «Сорока –белобока», «Идет коза рогатая», «Петушок, петушок» .
Т. Р. –МОЛОДЦЫ! Вы очень много знаете потешек.
-Дети, когда вы играете и нужно выбрать кто будет водить,что вы делаете?
Д. –СЧИТАЕМСЯ.
Т. Р. -Правильно!Считалочки тоже устное народное творчество.
Дети вспомнили такие считалочки: «Аты баты шли солдаты…»
«Стакан лимон выйди вон …», «На златом крыльце сидели…».
Т. Р. - Какие вы все молодцы! Давайте выберем при помощи считалочки ведущего,
и поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно».(Проводиться игра 3-4 раза).
Дети садятся на стульчики.
Т. Р. -А теперь давайте вспомним загадки. Они тоже относятся к устному народному творчеству. (Дети загадывают загадки)
Т. Р. - А какие красивые народные песни, послушайте (слушают песню «Во поле березка стояла»). Подойдите ко мне и возьмите из корзины по 2 деревянные ложки. Сейчас мы с вами будем на них играть под песню «Во-ку, во-кузнице» (все играют на ложках с Т. Р.).
- Молодцы, у вас хорошо получилась (УБИРАЮТ ЛОЖКИ В КОРЗИНУ,САДЯТЬСЯ НА МЕСТА).
Т. Р. -Дети как вы думаете, что мы забыли? О чем еще не поговорили.
Что все дети любят, чтоб им читали на ночь?
Конечно, это сказки! Какие русские народные сказки вы знаете?
Д. : «КУРОЧКА – РЯБА», «ГУСИ-ЛЕБЕДИ», «КОЛОБОК», «РЕПКА», «ТЕРЕМОК»,
Т. Р. -Правильно. Кто помнет сказку «Теремок» ?
Какие там были персонажи?
Конечно, это мышка, лягушка, зайка, лиса, волк,медведь.
Кто хочет быть актером (выбираем актеров, устанавливаем ширму).
Дети показывают спектакль, импровизация.
Остальные стараются подсказать, как правильно держать куклу,где лучше встать.
Куклы и ширма убирается. Дети садятся на стульчики.
Т. Р. - РЕБЯТА! Вот наше удивительное путешествие в мир фольклора или устного народного творчество завершилось! Вам понравилось?
Давайте вспомним вместе, что относиться к фольклору?
(Дети перечисляют).
Т. Р. - Вы хорошо все запомнили,молодцы! В старину было принято, если кто приходил в гости обязательно, чем не будь угощать, я тоже хочу вас угостить. (Т. Р. УГОЩАЕТ ДЕТЕЙ).
До свидание дети, приходите ко мне в гости еще.
(Дети говорят спасибо за угощения,прощаются и уходят.)