Ефимова Марина
Личностно-ориентированная технология «Утро радостных встреч» в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Утро радостных встреч
Доброжелательное дошкольное образовательное учреждение – это играющий, развивающий и обогащающий детский сад, где результатом будет социализация, индивидуальный для каждого уровень развития любознательности, воображения, самостоятельности, положительного отношения к себе и окружающему миру, готовность к преодолению ошибок и неудач. Именно эти качества формируют у ребенка предпосылки к учебной деятельности. Поэтому основная задача педагогов дошкольных учреждений – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Публикация «Личностно-ориентированная технология „Утро радостных встреч“ в детском саду» размещена в разделах
К числу современных образовательных технологий относится личностно-ориентированная технология «Утро радостных встреч».
Технология «Утро радостных встреч» (или групповой сбор) разработана Л. В. Свирской.
Основная цель включения данной технологии в совместную деятельность: обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности.
Групповой сбор мотивирует детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, обращаясь к таким человеческим потребностям, как:
- чувствовать себя значимым;
- управлять собой, своим временем, деятельностью, отношениями с другими людьми;
- веселиться и развлекаться.
Групповой сбор может быть традиционной (ежедневной) формой организации детей во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста, так и включаться во все образовательные ситуации.
Групповой сбор – это не занятие, поэтому участие в нём конкретного ребёнка не вменяется ему в обязанность, а предоставляет возможность приятного, эмоционально и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослыми; позволяет вместе с другими мечтать и претворять мечты в реальность, учиться управлять собой, своим временем, своим учением, даёт возможность руководить другими (по согласованию, влиять на текущие события и формировать будущие. Ребё нок вправе самостоятельно принять решение: продолжить начатую до утреннего группового сбора игру или принять участие в групповом сборе; включиться в него сразу или, когда он сам будет готов это сделать, разумеется, если такое поведение не нарушает сложившуюся к этому моменту общую атмосферу или логику обсуждения какого-либо вопроса. Ребёнку не запрещается включение в групповой сбор с опозданием. Ему лишь дают понять, что, если он хочет быть вместе с другими, следует рационально планировать свои действия, учиться управлять своим временем и поведением.
В наиболее общем виде структура группового сбора выглядит так:
1. Приветствие ( вариант: пожелания, комплименты, подарки) …. 1–3 мин
2. Игра ( вариант: элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание) … 2–5 мин
3. Обмен новостями …. 2—10 мин
4. Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект); презентация Центров активности (взрослыми и детьми) … 5—12 мин.
Таким образом, общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 минут. Жёсткой рамки нет, равно как нет жёстко закреплённой структуры. Общее время и время отдельных частей сбора подвижно и зависит не только от возрастной группы, но и от того, какие цели преследуются, в каком тоне и темпе идет общение, насколько всем хорошо вместе, насколько взрослые (воспитатели, родители, специалисты) ведут сбор живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна. Могут быть варианты, когда приветствие – очень короткое, игры нет вовсе, а обмен новостями или планирование займут всё основное время.
Остановимся на характерных чертах развития самостоятельности и инициативности, и как способствует их формированию утренний сбор:
а) умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий;
б) умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;
в) сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее результат);
г) умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль;
д) умение переносить известные способы действия в новые условия.
Существенную роль в процессе формирования самостоятельности играет способность ребёнка к анализу и самоанализу действий и отношений в совместных делах, умение соотносить свои возможности участия с возможностями товарища.
Трудолюбие и самостоятельность, развитая способность к саморегуляции создают благоприятные возможности для развития детей дошкольного возраста и вне непосредственного общения с взрослыми или сверстниками. Речь, в частности, идет о способности детей этого возраста в одиночку заниматься любимым делом.
Самостоятельность формируется и как нравственно-волевое качество. В старшем дошкольном возрасте, она связана с воспитанием у детей способности управлять своим поведением, проявлять полезную инициативу, настойчивость в достижении цели и результата деятельности. Она предполагает умение руководствоваться в действиях нравственными представлениями о правилах поведения (не подавлять инициативу менее самостоятельных сверстников, учитывать их интересы, проявлять взаимопомощь, делиться с товарищами своими знаниями, научить тому, что умеешь сам).
Старших дошкольников начинает особенно интересовать личность другого человека. Дети стремятся вместе с взрослыми обсуждать достоинства и поступки друг друга, окружающих людей, оценивать их с точки зрения соответствия социальным нормам. В этих случаях самостоятельность ребенка приобретает нравственную направленность.
Технология группового сбора «Утро радостных встреч» позволяет ребёнку свободно выбирать деятельность, партнёров совместной деятельности; дети имеют возможность самостоятельно принимать решения. Взаимодействие происходит в сотрудничестве и сотворчестве, каждый высказывает своё мнение, участвует в общей деятельности.
В работе по технологии группового сбора «Утро радостных встреч» воспитанникам обеспечена свобода планирования самостоятельной деятельности и свобода в самореализации, что позволяет формировать у ребёнка важные личностные черты – ответственность, самостоятельность, умение сотрудничать и т. д.
Результатом использования в совместной и самостоятельной деятельности технологии группового сбора является то, что у детей возрастает потребность в общении и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, повышается коммуникативная компетентность (умение устанавливать контакт, договариваться о взаимодействии, конструктивно разрешать проблемы, дети могут планировать свою деятельность, видеть и формулировать цель, подбирать необходимые средства для достижения цели, реализовывать задуманное и оценивать свою деятельность, свой вклад в общее дело.