Папки-передвижки

Цикл наблюдений «Осень» для детей группы кратковременного посещения «Предшкольной подготовки»

Ирина Донцова
Цикл наблюдений «Осень» для детей группы кратковременного посещения «Предшкольной подготовки»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение центр развития ребёнка - детский сад № 15 «Берёзка»

посёлка городского типа Ильского муниципального образования

Северский район

ЦИКЛ НАБЛЮДЕНИЙ «ОСЕНЬ»

для детей группы кратковременного посещения

«Предшкольной подготовки»

Составила воспитатель: Донцова И. В.

Место проведения:

МБДОУ ДС №15 «Берёзка»

2010 г.

Публикация «Цикл наблюдений „Осень“ для детей группы кратковременного посещения „Предшкольной подготовки“» размещена в разделах

1. «Коли ясно, то и осень прекрасна»

Цель:

Формировать понятия детей о смене времен года; уточнить представления об особенностях осеннего сезона. Развивать внимание, память. Воспитывать дружелюбие.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций по теме «Осень», чтение литературных произведений, рисование осеннего пейзажа.

Активизация словаря детей : сентябрь, октябрь, ноябрь.

Оборудование: лист клена из желтого картона с цифрой 1.

Ход наблюдения:

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу.

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

А. Майков

- Ребята, осень нам прислала приглашение в гости – сегодня первый день осени.

- Назовите осенние месяцы?

Бывают и в сентябре теплые солнечные денечки. Небо сверкает синевой, на его фоне сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают прозрачные серебряные нити паутинок. Такие дни называются «бабьим летом»

«Коли ясно, то и осень прекрасна» - говорит пословица

- Какие вы знаете признаки осени?

- Что делает человек осенью?

- Как приспосабливаются к осени птицы? Насекомые? Звери?

- Найдите дерево, которое раньше всех готовится к осени?

- Найдите самый красивый лист клена, березы, осины?

Игра «Узнай осенний признак» (если дети согласны, то хлопают в ладоши) :

- Заморозок, таянье снега, холодные дожди, первый снег, мороз, радуга, гроза, день короче, а ночь длиннее.

Подарки осени : всем детям по кленовому листочку из желтой бумаги.

«Осенний хоровод».

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера. (Ф. Тютчев)

Дети ежедневно отмечают в календаре погоды ясные и пасмурные дни. Считают, сколько в месяце было пасмурных и солнечных дней.

Основы трудовой деятельности: Уборка детского участка от опавших листьев

Цель: создание радостного настроения от выполнения работы. Воспитание экологической культуры.

Оборудование:

грабли, ведра, носилки.

2. «Туман»

Цель:

Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развивать внимание, память. Воспитывать дружелюбие.

Предварительная работа : работа с календарем природы-осадки, чтение литературных произведений, просмотр мультфильма «Ёжик в тумане».

Активизация словаря детей : туман.

Ход наблюдения:

Воспитатель обращает внимание детей на погоду утром.

- Что вы заметили, когда шли в детский сад? Какого цвета на деревьях листья?

- Почти ничего не было видно, в это утро было сыро и промозгло. Кажется, будто низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым покровом. Это был туман! Такие туманы чаще бывают осенью.

Туман.

Лес – в карман, Поля – в карман спрятал дедушка туман.

Спрятал копны и стога. И лужайки, и луга.

Даже солнышко в карман спрятал дедушка Туман. (А. Акимцев)

Днём на прогулке понаблюдать, как после тумана, когда он исчезает, на траве появляются капельки росы.

- Туманы бывают в безветренную погоду в любое время года – летом, осенью, зимой, весной. Туман – обычное явление природы.

Приметы:

Утренний, сентябрьский туман – к ветру.

Туман зимой – к оттепели.

Туман летом – к ясной погоде.

- На что похож туман? (на облака, на молоко, на дым)

Основы трудовой деятельности: Сбор семян цветов.

Цель: формирование умения и желания трудится сообща.

Оборудование: бумажные пакеты.

3. «Осенний дождь, осенние тучи, осеннее небо»

Цель:

Развивать у детей способность объяснять сезонные явления: выделять характерные признаки дождя осенью. Развивать внимание, память. Воспитывать дружелюбие.

Предварительная работа : чтение стихотворений о дожде, рисование осеннего дождя и неба, рассматривание иллюстраций.

Активизация словаря детей : дожди, туман, град.

Ход наблюдения:

Модница – тучка.

В день рождения пальто подарили тучке.

Стала тучка в том пальто интересной штучкой,

Изумительный наряд: семь застежек «молний»,

Сорок пуговичек в ряд, по подолу – волны,

Ходит модница в пальто.

По бокам карманы, в них дождинок – тысяч сто и клочок тумана.

А карман-то дыроват! Вот откуда дождь и град!

О. Ващенкова

- Что приносит осенний дождь : тепло или холод?

- Чем осенний дождь отличается от весеннего и летнего?

- Назовите оттенки осеннего неба? Какие осенью тучи?

В сентябре ещё бывают грозы, сверкает молния, гремит гром, но это уже последние осенние грозы. Есть народная примета

Гром в сентябре предвещает тёплую осень.

Погода становится всё пасмурней. Небо кажется ниже. Часто идут моросящие дожди. Воздух насыщен влагой, лужи на земле долго не высыхают. Часто стелются туманы. Это охлаждённые капельки воды, повисшие в воздухе. Они предвещают хорошую погоду. Обратите внимание детей на влажный, терпкий запах вянущей листвы, особенно после дождя.

Исследовательская деятельность:

- Измерение дождевой воды после дождя в литровом стакане: сколько дождевой воды в стакане? Какого цвета вода? Какой характер дождя? Куда девается вода после дождя?

Основы трудовой деятельности: Приведение в порядок земельной площади огорода и цветника.

Цель: воспитание интереса помогать взрослым.

Оборудование: грабли, носилки.

4. «Заморозок»

Цель: Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Развивать внимание, память. Воспитывать дружелюбие.

Предварительная работа : рассматривание термометра, контроль температуры, чтение литературных произведений.

Активизация словаря детей : заморозок, термометр.

Оборудование: термометр.

Ход наблюдения:

Воспитатель показывает детям термометр – вместе измеряют температуру воздуха. Отмечают, что на земле температура воздуха ниже. Такое состояние погоды называют заморозок, а в народе – утренник.

Заморозок – это понижение температуры в воздухе и на почве вечером или ночью. Заморозок бывает из-за охлаждения ночью почвы.

Дети анализируют состояние погоды.

- А что такое заморозок? (дети объясняют, что утром было холодно, на траве был иней)

- Правильно, утром был сильный заморозок и, посмотрите, как замёрзла земля. (дети трогают её : холодная, твёрдая, комочки земли трудно разбиваются).

В полдень

- Дети, посмотрите солнце на небе высоко, немного потеплело. Давайте, посмотрим, какая сейчас стала земля. (дети отмечают, что земля отошла, стала мягче)

Вывод: Осенью дни короче, а ночи длиннее. Ночью бывают сильные заморозки, отчего земля замерзает. От этого трава желтеет, вянет, гибнет. Становится меньше корма для птиц и животных.

В сентябре лето кончается – осень начинается.

В сентябре держись крепче за кафтан.

Считай осень с сентября по шапкам да по лаптям. (Обратить внимание детей на одежду).

Основы трудовой деятельности: Пересадка цветущих растений с участка в группу (бархатцы, астры).

Цель: формирование умения осторожно окапывать вокруг цветка, вместе с землей пересаживать цветы в горшки. Воспитание любви к растениям.

Оборудование: лопаты, совки, цветочные горшки.

5. «Ветер воет на просторе»

Цель: Формировать интерес у детей наблюдать за изменениями силы ветра. Развивать внимание, память. Воспитывать дружелюбие.

Предварительная работа : рассматривание кроны деревьев (раскачиваются или стоя спокойно, игра с вертушками, чтение литературных произведений.

Активизация словаря детей : ветер, ветерок, ветрище.

Ход наблюдения:

Воспитатель вначале предлагает вопросы :

- Есть ли сегодня ветер?

- Посмотрите и послушайте (использование флюгера)

- Как вы узнали, что сегодня ветер?

Не увидишь меня глазом, я способен на проказы,

На бегу, срываю шляпы,ёлок раскачаю лапы.

Унести белье с веревки хватит у меня сноровки.

Пролистать могу газету, громко шелестеть при этом…

Вот в лесу любой заметит,лес шумит, гуляет … (ветер)

- Что делает ветер?

- Слабый или сильный?

- Почему вы так решили?

Затем читает отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Ветер, ветер, ты могуч…»

После этого беседа по содержанию стихотворения И. Токмаковой «Ветрено»

Ветрено, ветрено вся земля проветрена.

Ветер листья с веток разогнал по свету:

Липовый, берёзовый жёлтый лист и розовый,

Красный, разноцветный старый лист, газетный.

Солнечно, ветрено, ветрено, ветрено!

-Если сильный ветер, как можно назвать такую погоду? Как говорится об этом в стихотворении?

В заключение беседы можно загадать загадку:

«Без рук, без ног, а ворота отворяет»

- Что это?

- Что ещё делает ветер?

- Кто придумает свою загадку про ветер?

- Для кого ветряная погода – хорошо? (раздувает паруса у лодки, стиранное бельё сохнет быстрее)

А кому ветер – плохо? (срывает крыши домов)

Основы трудовой деятельности: Помощь детям младшей группы в уборке территории.

Цель: развитие трудолюбия, желания помогать малышам.

Оборудование: грабли, ведра, венички.

6. «Сентябрь – вечер года»

Цель: Продолжать знакомить детей с характерными особенностями осени (уменьшение светового дня).

Формировать умения детей устанавливать взаимосвязь между изменениями живой и неживой природы. Развивать внимание, память. Воспитывать дружелюбие.

Предварительная работа : чтение литературных произведений, рассматривание иллюстраций.

Активизация словаря детей : короче, длиннее.

Оборудование: модель светового дня (24 деления, игрушка – Петрушка.

Ход наблюдения:

К детям приходит Петрушка рассказывает о поговорках и пословицах:

- В народе говорят:

«Сентябрь – вечер года».

-Почему так говорят?

Воспитатель предлагает проверить ответ, понаблюдать и сравнить продолжительность светового дня. Использование модели: день становится короче, ночь длиннее.

Сравнить с моделью светового дня летом. Дети отмечают, что продолжительность светового дня уменьшается. Солнце светит меньше, не греет; становится холодней. Происходят изменения и в живом мире. Облетели листья, пожелтела трава, исчезли насекомые, готовятся к зиме птицы и звери.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день…

А. Пушкин

- Это стихотворение веселое или грустное? Почему вы так считаете?

Основы трудовой деятельности: Сбор урожая на огороде.

Цель: формирование умения аккуратно выкапывать овощи. Воспитание интереса трудится сообща.

Оборудование: ведра, совочки.

Публикации по теме:

Стихотворение для детей дошкольного возраста о соблюдении культурно-гигиенических навыков Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр.

Стихотворение «Вместе мы сможем всё!» Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Цикл наблюдений «Осень» для детей группы кратковременного посещения «Предшкольной подготовки»
Опубликовано: 12 марта 2014 в 01:13
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Цикл наблюдений «Осень» для детей группы кратковременного посещения «Предшкольной подготовки»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Донцова (УИ 202860) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД