Светлана Шведова
Конспект занятия «В гости к русским мастерам. Жостово»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство с традиционным русским художественным промыслом - «Жостовская роспись».
Наглядные пособия и оборудование:
1. Предметы прикладного искусства (подносы, открытки, репродукции.
2. Видеофильм «Жостово»
3. Наглядный ряд с изображением этапов послойного жостовского письма.
4. Последовательность жостовского письма.
План:
1. Организационный момент. Проверка готовности.
2. Теоретическая часть. Вводная беседа с наглядными пособиями жостовскойросписи, презентация.
Публикация «Конспект занятия „В гости к русским мастерам, Жостово“» размещена в разделах
3. Знакомство с поэтапной росписью цветка. Пед. показ.
4. Практическая часть.
5. Заключительная часть. Подведение итогов.
Ход занятия:
Организационный момент.
Сообщение темы.
Недалеко от Москвы, в очень живописном месте находится село Жостово. И хотя в округе много других сёл и побольше этого, и, возможно, красивее, но село Жостово знают все. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.
Яркие, крупные и сочные цветы в окружении листвы.
В начале ХIХ в. На Руси получил широкое распространение заморский напиток - чай. Возник целый ритуал - чаепитие. Тульские мастера едва поспевали изготавливать самовары. Неприменным участником чаепития стали подносы. (Показ презентации «Жостово», особенности жостовской росписи.) Форма подносов самая разнообразная - это и шестиугольные и восьмиугольные и даже треугольные подносы. Фон подносов не только чёрный, а красный, зелёный, бордовый, синий, бирюзовый, оранжевый. А теперь мы как настоящие мастера умельцы изготовим свой поднос, для начала мы выберим какой он будет формы, и раскрасим, сделаем фон.
Зародившийся в далёкие времена промысел не забыт, не исчез. Он живёт до сих пор.
Конечно, нынешние мастерские отличаются от тех, самых первых, металл теперь не куют, а прессуют, красками пользуются другими, но самое главное сохранилось – ощущение праздника и радости от работы мастера. Люди радуются, покупая красочные подносы с жостовскими букетами, дарят друзьям, знакомым.
(Показ этапов росписи жостовских подносов.).
Роза - королева цветов. Её художник изображает в центре, лепестки переливаются множеством оттенков, но не сразу на подносе появляется такой красивый цветок. О том какой интересный и длительный путь совершает изображение розы, прежде чем предстать в жостовском букете, вы сейчас и увидите. Ребята подойдите все ко мне. Воспитатель наглядным образом объясняет и показывает роспись цветка.
Прежде чем художник начнёт расписывать металлическую заготовку подноса, её грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он чёрный, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым. От первого прикосновения кисти, насыщенного белилами и красным цветом на поверхности подноса возникает бледный силуэт крупного цветка. В нём ещё нет лепестков, объёма, здесь я обозначила место, где будет распускаться наша роза. Первые мазки в росписи, называются замалёвок. Но в таком состоянии цветок долго не останется.
Следующий слой в жостовской росписи называется «тенёжка». На этом этапе я беру красный цвет для цветка и прозрачным слоем накладываю тени. И почти закрыт белёсый подмалёвок.
Прокладка – самый ответственный этап жостовского письма. Здесь уточняется, высветляется форма цветка. Лепестки розы становятся тонкими, изящными. Я беру насыщенный, яркий цвет, смешанный с белилами.
Теперь, когда роза почти ожила, я смешиваю на палитре, розовый и белила и наношу блики.
Теперь я беру тонкую кисть и насыщаю её светлой краской и делаю в центре розы семенца. Этот этап называется – привязка, так же можно нарисовать прожилки у листиков, усики, завитки. Таким образом, букет вживается в поднос.
Практическая работа.
Практическая часть. Предложить выбрать поднос, любой формы и раскрасить его, выбрав цвет фона. После выбора подноса начинаем продумывать какой будет основной цвет. А подносы разнообразны в цвете, ещё раз вспомним и посмотрим (показ иллюстраций разных по цвету подносов). Выбрали фон подноса, теперь берём большую кисть, так как поднос у нас большой, широкий, и всю поверхность закрываем цветом. Работаем кистью живо, смело, закрашиваем все места, чтобы не было пробелов. Цвет кладём на поверхность понасыщеннее, поярче.
Индивидуальная работа. Воспитатель подходит к каждому ребёнку и помогает, советует. Если видит общую ошибку, то привлекает внимание всей группы.
Теперь наши подносы будут сохнуть до следующего занятия.
Заключительная часть. Наше путешествие в село Жостово подошло к концу.
Ребята давайте теперь ответим на вопросы, что мы узнали на сегодняшнем занятии. Откуда произошло название Жостово? Откуда появилась Жостовская роспись? Какой формы бывают подносы? Какие цветы изображены?
Действительно, много у нас в России талантливых мастеров. Мастера радуют нас своими изделиями, дарят красоту. Труд и талант народных умельцев придаёт величие нашему Российскому государству. Мы должны гордиться тем, что у нас есть такие мастера, которые поддерживают традиции своих предков, традиции народных промыслов России!