Яблонская Вера
«В гости к Зимушке-Зиме». Занятие по развитию речи в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Закрепить знания детей о зиме. Учить детей словообразованию. Активизировать употребление в речи ранее усвоенных слов. Закрепить умение образовывать слова, обозначающие названия предметов в уменьшительно - ласкательной форме. Обогащать знания детей через стихотворения, поговорки, приметы и загадки о зиме. Закреплять знания о зимующих птицах и диких животных. Учить детей эмоционально изображать животных, рассказывать стихотворения. Закрепить навыки диалогической речи. Учить детей правильно давать названия сказкам, называть авторов знакомых произведений. Воспитывать интерес и любовь к родному краю. Закреплять правильное произношение звука (Ш). Учить выполнять логические задания.
Публикация «„В гости к Зимушке-Зиме“, Занятие по развитию речи в средней группе» размещена в разделах
МАТЕРИАЛ: Письмо, корзинка,аппликация с солнышком, блестящие снежинки,снежок из ваты,картинки-схемы о приметах зимы, схематические картинки по сказке "Снегурочка", маски животных, логические игры, дидактическая игра "Кто спрятался за деревом", игрушка Филин, фонограмма звуков.
ХОД ЗАНЯТИЯ : Ребята, вы все прекрасно знаете, что сейчас время года зима.
Что происходит в природе зимой?
А что мы с вами носим зимой? Почему надо одевать тёплые вещи?
Назовите мне самый весёлый зимний праздник.
В какие игры вы любите играть зимой на улице?
Ребята всё это называется зимние забавы.
(Воспитатель достаёт конверт.)
Посмотрите какой конверт. В нём письмо от Зимушки - Зимы.
"Зима прислала нам письмо
В снежинках-звёздочках оно.
Пора нам встретиться друзья
Вам без меня никак нельзя.
Как на санях не покататься?
Как не слепить снеговика?
Ну, как ребята вам остаться
Без снежной горки, без катка!
Я белоснежная Зима
Вас приглашаю в гости я. "
Ребята пойдём в гости к зиме? А как мы пойдём к зиме без подарка? В гости с пустыми руками не ходят. Я предлагаю подарить зиме маленькое солнышко, которое мы с вами сделали в группе. Ведь зимой очень холодно и мало солнечных дней. А в солнечные дни мы чаще гуляем на улице, любуемся искрящимся на солнышке снегом. Подарим зиме солнышко и солнечных дней станет больше. (Положить аппликацию в корзинку.)
Чтобы отправиться в лес нам надо одеть тёплую одежду. (Имитация движений.) А так как в лесу глубокий снег, то легче нам будет идти на лыжах. Встанем на лыжи и идём за мной.
Все: Дети все на лыжи встали
Друг за другом побежали.
Снег, снег, белый снег
Кружит, падает на всех. (Дети имитируют движения на лыжах.)
Вот мы и в зимнем лесу. Как красиво. Тихо кругом, но не думайте, что лес не живой. Деревья так же продолжают расти, только медленно. Ручеёк продолжает журчать даже подо льдом. Протяните руки, посмотрите какие красивые падают снежинки. Давайте сдуем снежинки с варежек. (Дыхательная гимнастика.) Снимаем лыжи.
Присядем на брёвнышко и полюбуемся снегом. Как красиво блестит снег. ("Зачерпнуть руками".)
Расскажите мне о снеге. Какой он? (красивый, мягкий, белый, пушистый, блестящий, искристый, холодный). Правильно ребята.
Снег идёт. От слова "снег" произошло слово "снежинка", посмотрите какая красивая у меня снежинка, мы с ней поиграем.
Какие ещё слова произошли от слова "снег"? (снегурочка,снегопад, снегоход, снеговик, снегири, снежок).
Я из снега слепила снежок, мы с ним поиграем в игру "Назови ласково"
Снег - снежок Снежинка - снежиночка
Ёлка - ёлочка Льдинка - льдиночка
Санки - саночки Шарф - шарфик
Коньки - конёчки Шапка - шапочка
Валенки - валеночки Лёд - ледочек
Ветер - ветерок Зима - зимушка
Пока мы со снежком играли, наши ручки замёрзли. Давайте их согреем. (Дуем на руки.)
Дружно пальчики сгибаем Ручки вытянем вперёд,
Крепко кулачки сжимаем. А, потом свои ладошки
1,2,3,4,5 Развернём наоборот
Начинаем разгибать. И похлопаем немножко.
Посмотрите, ещё снежинка снежинка прилетела. Зимушка - зима загадывает загадки:
1 Какой мастер на окна нанёс
И листья и травы и заросли роз. (Мороз)
2 Одеяло белое не руками сделано
Не ткалось и не кроилось
С неба на землю спустилось. (Снег)
3 Всё лето стояли, зимы ожидали.
Дождались поры. Помчались с горы. (Санки)
4 Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня,
А вода то тверда, словно каменная. (Коньки и лёд)
Ребята, посмотрите, речка замёрзла. Давайте мы с вами на коньках покатаемся. Только надо быть очень осторожными, потому что:
Снег мягкий, а лёд. (твёрдый).
Снег шероховатый, а лёд. (гладкий).
Можно подскользнуться и упасть. Будьте осторожны! (Имитация движений на коньках.)
Дети на коньки все встали
Друг за другом побежали.
Снег, снег, белый снег
Мчимся мы быстрее всех.
Покатались, сняли коньки. Ой, как холодно. Погода холодная.
А когда мороз, какая погода? (морозная)
Светит солнце? (солнечная)
Ясно на улице, какая погода? (ясная)
Послушайте, что вы слышите? (звучит фонограмма шума ветра.)
Что это? (Ветер дует.)
Если ветер дует, погода какая? (ветреная)
И мы с вами подуем, как ветер.
Сначала слабый дует ветерок. Ш-Ш-Ш.
Затем сильнее. Ш-Ш-Ш. Улетел ветерок.
"Днём спит, а ночью летает?" (Филин)
Посмотрите вон на ветке филин сидит. Здравствуй филин!
(Фонограмма филин здоровается.)
Филин, мы знаем, что ты зимующая птица. А ведь наши ребята знают ещё зимующих птиц. (Синичка, воробей,сорока, голубь, снегирь, ворона,галка, дятел.)
Ребята, почему надо помогать птицам зимой?
Дети, филин очень мудрая птица. он много знает зимних примет.
( Фонограмма: филин рассказывает приметы.
- Вороны и галки садятся на вершины деревьев к морозу.
- Снегирь поёт зимой на снег, вьюгу и слякоть.)
наши ребята тоже знают зимние приметы. Посмотри филин, они расскажут, а помогут нам картинки.
Дети:
- Синички с утра подняли писк к морозу.
- Был ночью иней, днём снег не выпадет.
- Если дым из трубы идёт столбом. будет мороз.
Нам филин пора идти дальше, спасибо тебе. Мы запомним твои приметы.
Ребята мы с вами вышли на лесную полянку. Давайте присядем.
Здесь собрались лесные звери. Кто это? (Выходит ребёнок в маске лисы.)
Лиса: Я лисонька - лиса
В шубке вся моя краса.
Шубы нет в лесу рыжей.
Зверя нет в лесу хитрей.
Да лисичка, мы знаем о тебе и о твоих хитростях из многих сказок.
Дети, какие сказки вы знаете, где живёт лисичка?
("Колобок", "Теремок", "Заюшкина избушка", "Снегурушка и лиса", "Лисичка - сестричка и серый волк", "Лисичка со скалочкой", "Кот, петух и лиса", "Два жадных медвежонка", "Рукавичка", Корней Чуковский "Айболит" и "Путаница".)
А это кто? Входит ребёнок в маске волка)
Волк: День и ночь по лесу рыщу
День и ночь добычу ищу.
Хожу - брожу по лесу молчком
Уши серые торчком.
Волк, а мы про тебя сказку знаем. (Выходит Красная шапочка.)
Послушайте ребята, как разговаривала Красная шапочка с волком, думая, что говорит со своей бабушкой.
Красная шапочка: Бабушка, почему у тебя такие большие руки?
Волк: Чтобы крепче обнять тебя, дитя моё.
Красная шапочка: Бабушка, почему у тебя такие большие глаза?
Волк: Чтобы лучше видеть тебя, дитя моё.
Красная шапочка: Бабушка, почему у тебя такие большие уши?
Волк: Чтобы лучше слышать тебя, дитя моё.
Красная шапочка: Бабушка, почему у тебя такие большие зубы?
Волк: Чтобы съесть тебя, дитя моё.
Нет, волк. Не дадим мы тебе съесть нашу Красную шапочку.
А это кто? (Выходит ребёнок в маске зайца. Плачет.)
Зайчик: Я зайчишка скок - поскок.
Прыг, скорее под кусток.
В шубке белой я хожу
Лису встретить не хочу.
Не плачь зайчик, мы знаем, что ты прибежал из сказки "Заюшкина избушка" и тебя выгнала из домика лиса. Ребята, кто в этой сказке поможет выгнать лису? (Петушок.)
Садись зайка, дети расскажут тебе самую зимнюю сказку "Снегурочка".
(Рассказ ребёнка по схематичным картинкам.)
Ребята, а почему на нашу зимнюю полянку медведь не пришёл? (Спит в берлоге.)
Давайте покажем, как он спит:
Как на горке снег, снег
И под горкой снег, снег
И на ёлке снег, снег.
И под ёлкой снег, снег.
А под ёлкой спит медведь.
Тише дети, не шуметь. (Стихи руками.)
Убежали, спрятались за дерево лесные звери.
Чей это хвостик? (лисий)
Чья это лапка? (волчья)
Чьё это ухо? (заячье)
Очень холодно в лесу. Давайте мы с вами пробежимся. Посмотрите, дул сильный ветер и домик у зимы из льдинок рассыпался. Давайте его соберём. (Дети составляют домик.)
Дом построили из льдинок. Мы по лестнице шагаем
А какой вышины? Выше ноги поднимаем.
Вот такой вышины. Двери комнат отворяем.
Белый коврик у порога. Справа - хлоп, слева - хлоп.
А какой ширины.
Вот такой ширины. - Здравствуй, Зима.
Погляди ка потолки ледяные
Высоки - превысоки кружевные.
Ребята, закройте глазки и постойте. (Звучит фонограмма. Воспитатель переодевается за ширмой и выходит в образе Зимы.)
- Здравствуйте ребята. Я Зимушка - зима. Очень рада вас видеть. А что это у вас светится в корзинке?
Ребё нок: Мы принесли тебе в подарок солнышко. Мы хотим, чтобы зимой было больше солнечных дней.
Зима: Я постараюсь выполнить вашу просьбу. А теперь вам пора возвращаться домой. Я тоже хочу сделать вам подарок. Дарю вам санки. Будьте всегда здоровыми и весёлыми.