Лучший педагог года

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в начальной школе «Представление о реках и озёрах родного края»

Наталья Викторовна Брайлян
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в начальной школе «Представление о реках и озёрах родного края»

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром в начальной школе

Воспитатель: Брайлян Н. В.

Тема: Реки и озера ЯНАО. "Путешествие бумажного кораблика"

Цель: формировать представление детей о реках и озерах нашего края.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в начальной школе „Представление о реках и озёрах родного края“» размещена в разделах

1. Ознакомить с некоторыми водоемами нашего края;

2. Обогащать знания о природе края;

3. Побуждать детей к рассуждению, анализу;

4. Прививать бережное отношение к природе.

Оборудование: аудиозапись плеск волн и крики чаек, карта России, карта ЯНАО, картинки с изображением водоемов, карточки-задания с изображением озера и реки, цветные карандаши, 2 емкости с водой (имитация водоемов) с рыбой в одной и с мусором в другой; 2 пробирки для "анализа" воды, запрещающие знаки, бумажный кораблик, сочок.

Словарь: река, озеро, водоем.

Дата и место проведения занятия : 29.09.2014 г, 2 этаж, аудитория кружка "Здоровенок".

Ход занятия.

1. Организационный момент:

- Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие. Вам интересно узнать куда и на чем мы отправимся?

(ответы детей)

2. Подведение к теме занятия. Повторение пройденного.

- Я уверена, что вы сами обо всем догадаетесь! Для начала ответьте, как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Россия.

-Верно! На доске карта, на которой можно увидеть какая большая наша Россия (показ границ государства). Но где-то здесь, в России, есть наша малая родина, наш край! Ребята, как называется наш край?

Дети: Ямало-ненецкий автономный округ.

3. Работа по теме.

-Правильно (показ на карте). На карту Ямала нанесены города, села, горы, леса, дороги. А что это за жилки и пятнышки такие голубые и синие?

Отгадайте мою загадку!

"Меня льют, меня пьют,

Всем нужна,

Кто такая я?" (вода)

Дети: Вода!

- Верно. А синие жилки и пятнышки на карте, что это по-вашему?

Дети: Реки и озера.

- Правильно. Путешествовать мы будем по рекам и озерам Ямала. Все реки, озера, моря, океаны, даже болота на земле называют водоемами.

- Ребята, а вы знаете чем отличается река от озера?

- (ответы детей).

- Река - длинная как лента, начинается с маленького ручейка, течет и разливается, а потом большим потоком заходит в море. Озеро напоминает чашу. В земле появляется большая яма – котлован, который заполняется водой.

- В плаванье мы отправимся вот на этом бумажном кораблике. Воды в нашем округе очень много. На территории округа насчитывают около 300 тыс. озер и 48 тыс. рек. Путь будет нелегкий. Надо запомнить название рек, озер и морей. Справимся?

- (ответы детей)

- Итак, наш кораблик плывет по самой крупной реке, которая называется Обь. Самое глубокое место составляет 15 – 18 метров. Обь впадает в Обскую губу Карского моря.

- А теперь мы плывем по крупной реке Таз. Если плыть по ней на Север, мы попадем в залив, который называется Тазовская губа. Ненецкое название реки - Тасу Ям, где "тасу" (таз, таси) нижний, "ям" большая река.

- Мы не заметили, как оказались в водах реки Пур. Эта река впадает в Тазовскую губу Карского моря. Название реки Пур, в переводе с ненецкого, означает «большая, бурлящая, шумная река».

- Предлагаю немного отдохнуть. Повторяйте движения за мной!

Физминутка

К речке быстрой мы спустились,

(Ходьба на месте)

Наклонились и умылись.

(Наклоны вперед)

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

(Хлопки в ладоши)

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

(Круговые движения руками)

Вышли на берег крутой

(Прыжки на месте)

И отправились домой.

(Ходьба на месте)

- А сейчас мы плывем по самому глубокому и крупному озеру. Оно называется Большое Щучье. Находится озеро на Полярном Урале среди гор. Вода здесь ледяная.

- А вот наш кораблик остановился на озере Шурышкарский Сор. Озеро Шурышкарский Сор ханты называют Емынглор — «Святое озеро». Они говорят, что из этого озера нельзя пить воду, а пойманную рыбу можно употреблять только в вареном виде.

-О других реках и озерах нашего края мы узнаем позже! За один день со всеми не познакомиться, ведь их так много!

-Ребята, как вы думаете, реки и озера нужны человеку?

Дети: Да!

-Действительно, по воде перевозят грузы, люди по рекам переплывают из одного поселка в другой, из рек и озер ловят рыбу, пьют воду. Растениям тоже нужна чистая вода.

4. Практическая деятельность

1) (раздаю листы бумаги с контурами озера и реки)

- Ребята, перед вами листочек бумаги, на котором нарисовано озеро и река. Возьмите карандаш и раскрасьте: девочки - речку, а мальчики - озеро. Вспомните, по каким рекам и озерам нашего края плыл кораблик.

(Проверка задания, ответы детей)

2) "Жизнь озер".

- Представим, что перед нами 2 озера (тазики с водой). Как вы думаете, что можно поймать в озерах?

Дети: рыбу!

-Тогда, отправляемся на рыбалку! (вызываю ребенка, с помощью сочка ловим рыбку в одном из "озер"). А сейчас посмотрим чем богато второе озеро (другой ребенок пытается поймать рыбку, а вытаскивает из воды мусор).

- (удивление) Что же это такое? Как вы думаете, кто мог это сделать?

Дети: Человек.

- И рыбы нет в таком озере. Нужно взять воду на анализ! (дети зачерпывают прозрачной баночкой воду из обоих озер)

- Какая вода оказалась во втором озере?

Дети: Грязная.

- Загрязнение воды приводит к тому, что она становится непригодной для питья и жизни животных. Этого нельзя допустить! Посмотрите на доску. Что означают эти рисунки? (работа с запрещающими знаками, дети с помощью воспитателя делают выводы)

5. Подведение итогов занятия

- О чем мы говорили сегодня? (ответы детей)

- Что такое водоемы? (Ответы детей)

- По каким рекам и озерам нашего края мы путешествовали? (Ответы детей)

- Как мы можем сохранить наши водоемы чистыми? (Ответы детей)

- В итоге нашего занятия мне очень хочется прочитать вам вот такое стихотворение:

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода!

Источники: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. /А. А. Плешаков, 2001., Большой Энциклопедический Словарь, 1997., интернет: ru.wikipedia.org; Сеть работников образования ns portal.ru.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Природа родного края» Природа родного края. Цель: закреплять знания о растительном и животном мире и водоёмах Иркутской области. Задачи: вызвать интерес к изучению.

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края Любовь к Родине - это одно из проявлений патриотизма. Это сложное чувство слагается из эмоционально - положительного отношения, устойчивого.

Фотоотчет «Дети младшей группы знакомятся с правилами дорожного движения»Фотоотчет «Дети младшей группы знакомятся с правилами дорожного движения» Самое действенное средство воспитания маленького пешехода - пример окружающих. Успешная профилактика дорожно - транспортного происшествий.

ОД «Водоемы родного края» (старшая группа) ОД «Водоемы родного края» старшая группа Воспитатели: Лисицкая Р. В., Локк Г. С. Программное содержание: Образовательные: закреплять и уточнить.

Конспект открытого занятия в старшей группе в нестандартной форме. КВН-викторина «Знатоки родного края» Открытое занятие в старшей группе в нестандартной форме – КВН - викторина на тему: «Знатоки родного края». Задачи: - систематизировать.

Приобщение дошкольников к природе родного края. ПРОГУЛКИ В СЕНТЯБРЕ Прогулка 1 Цели : расширять представления о многообразии неживой природы; развивать умение устанавливать связи между.

Занятие-прогулка «Природа родного края» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25» Прогулка по теме: «Природа родного края» для детей.

«Разноцветье родного края». Фотоотчет«Разноцветье родного края». Фотоотчет Природа- это место замечательного оздоровления и прекрасного отдыха. Сколько здесь можно получить эстетического наслаждения! Только будь.

Дети знакомятся с окружающим миром  (фотоотчет)Дети знакомятся с окружающим миром  (фотоотчет) Игра-основной вид деятельности детей. Поэтому в игре ребенок постигает новое, учится вести беседу, отвечает на вопросы взрослого, развивает.

Занятие по формированию ценностного отношения к природе родного края посредством знакомства со сказкой Василия Белова Цель: Формирование ценностного отношения к природе родного края посредством ознакомления с произведениями вологодских авторов. Задачи: 1.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в начальной школе «Представление о реках и озёрах родного края»
Опубликовано: 24 февраля 2016 в 19:43
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД