Катунина Галина
Родительское собрание «Валеологическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: формирование у родителей мотивации здорового образа жиз-ни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей; повышение педагогического мастерства родителей по разделу «Валеологическое вос-питание дошкольников»; развивать чувство единства, сплоченности.
Форма проведения: конкурс «День здоровья».
Участники: родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, медсестра.
I. Вступительное слово
Публикация «Родительское собрание „Валеологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Осанка. Конспекты занятий
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Ведущий. «Здравствуйте!». Это слово одно из первых, главных. Вы услышали его сразу, как только начали ходить, жить и говорить. Нет дня, чтобы человек не произнес его. Проснулся, открыл глаза: «Здравствуйте!». Так на Земле начинается день. «Здравствуйте!»
Кажется на первый взгляд, какое оно простое и самое обыкновенное слово. А какое оно солнечное! И сколько радости, света несет в себе! В нем все: и тепло, и встречи, и рукопожатие друзей, и пожелание здоровья.
«Здравствуйте», - говорят люди. Одно только «здравствуйте!» - а на лицах улыбки, и беседа дружней.
На современном этапе проблема профилактики здоровья детей явля-ется одной из самых актуальных. Перед нами, взрослыми (родителями и педагогами) стоит очень важная задача - воспитать человека XXI века - человека здорового физически, нравственно и духовно, человека всесторонне и гармонично развитого.
От того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни у детей в раннем возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека.
- Как вы считаете, что такое валеология? (Варианты ответов) Валеология - что наука о здоровье, о путях его обеспечения о формировании и сохранении здоровья в конкретных условиях жизнедеятельности. Следует помнить, что три кита, лежащие в основе программы по валеологии движение, расслабление и питание - обеспечивают гармонию тела, души и сознания.
Главная идея и цель детского сала - совместно с семьей помочь ребенку вырасти крепким и здоровым, дать малышу понять, что здоровье - главная ценность жизни человека.
II. Этап проведения конкурса
1. Конкурсная программа.
Ведущий. Сегодня мы предлагаем вам принять участие в кон-курсе «День здоровья».
Предлагаем разделиться на две команды, придумать название своей команды, связанное со здоровьем (например, «Витаминка и «Солнышко»).
Итак, начинаем наш конкурс.
Слово «здравствуйте» - очень старое. Связано oнo со словом «дере-во». Когда-то давно люди, произнося слово «здравствуйте» желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево дуб (показывает на макет дуба). И теперь, когда мы произносим это слово, желаем человеку быть здоровым, крепким, сильным.
Задание 1. Ответьте на вопрос: «Что же такое здоровье?»
Свои ответы предлагаем записать (команда «Витаминка» пишет ответы красным фломастером, команда «Солнышко» - синим). Время на подготовку - 5 минут.
Один представитель от команды зачитывает варианты, вторая ко-манда дополняет:
• Здоровье - сила и ум, настроение, эмоциональное
• Здоровье - это красота.
• Здоровье - самое большое богатство.
• Здоровье - счастье.
(После этого помощник ведущего все ответы родителей размещает на дереве.)
Задание 2. Ответьте на вопрос: «Что нужно делать, чтобы быть здоровым (взрослым и детям?»
Родители зачитывают каждый свой ответ.
Ведущий. Из ваших ответов попытаемся сформулировать и обоб-щить «Кодекс здоровья». (Текст «Кодекса здоровья» предоставляется обеим командам и каждый родитель по очереди зачитывает по одному пункту Кодекса (приложение А).)
А сейчас мы узнаем, как обстоят дела со здоровьем наших воспитанников. Слово предоставляется старшей медсестре дошкольного учреждения. (Выступление старшей медсестры, ответы на вопросы родителей.)
Дети часто болеют простудными заболеваниями.
- Какие профилактические мероприятия проводите вы, чтобы из-бежать этих заболеваний? (Высказывания родителей.)
Давайте выполним несколько дыхательных упражнений, которые помогут вашим малышам. (Выполнение родителями дыхательных упраж-нений. Показывает руководитель физического воспитания.)
Ведущий. Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле - здоровый дух».
Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено русским народом.
Задание 3. Послушайте некоторые пословицы и поговорки, в которых говорится о здоровье.
«Здоровье дороже золота».
«Здоровье ни за какие деньги не купишь».
«Береги нос в большой мороз».
«Болезнь входит пудами, а выходит золотниками».
«Кто не болел, тот здоровью цены не знает».
«Шуба елова, да к сердцу здорова».
3. Педагогический всеобуч «Валеологическое воспитание дошколь-ников» (приложение Б).
4. Продолжение конкурса.
Ведущий. Как уже было отмечено ранее, вынужденная статическая поза, умственная работа недуг к утомлению, снижается уровень работо-способности.
Из-за ограниченной амплитуды движений уменьшается подвижность суставов, нарушается поступление кислорода ко внутренним органам, к головному мозгу.
Для того чтобы избежать этих негативных явлении, необходимо нау-читься и научить наших детей чередовать умственное напряжение с физи-ческой работой, то есть активным отдыхом. К таким малым формам активного отдыха можно отнести физкультурные минутки и динамические паузы.
Сейчас наш руководитель по физическому воспитанию, Наталья Павловна, поможет Вам получить удовольствие от активных движений.
Ведущий. Для успешного решения вопроса по валеологическому воспитанию дошкольников необходимо создать соответствующие условия. Как происходит валеологизация преметно-развивающей среды в нашем детском саду, расскажет. (второй воспитатель группы).
5. Выступление «Валеологизация предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении». (приложение И)
6. Продолжение конкурса.
Ведущий. Связь голоса со здоровьем была установлена еще в древности. В ту минуту, когда мы смеемся, из «зоны смеха» поступают нервные импульсы. Эти сигналы заставляют мозг вырабатывать вещества удовольствия. Минута смеха продлевает жизнь и очень полезна для наших малышей.
Давайте продлим нашу жизнь, выполнив следующее задание.
Задание 4. «Анекдоты». (Каждая команда рассказывает смешной анекдот или случай из жизни, семьи, ребенка; детское высказывание.)
Ведущий. Одной из формул здоровья является эмоциональное со-стояние. Предлагаю выбрать из палитры красок тот цвет, который соответствует вашему настроению в настоящее время.
Звучит спокойная музыка. Помощник ведущего ставит на каждый стол по одному подносу, на котором лежат листы бумаги разных цветов. Родители делаю свой выбор.
Упражнение «Мой цвет»
Ведущий. Французский художник Жак Вьено утверждает; «Цвет способен на все. Он может родить свет, успокоение или возбуждение. Он может создать гармонию или вызвать потрясение; от него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу».
Сказано очень верно. Ведь цвета влияют на организм человека, на его нервную систему и сферу эмоций. Они делятся на биологически активные, оказывающие возбуждающее действие на организм (красный, оранжевый, желтый) и биологически пассивные, угнетающего действия на нервную систему (синий, голубой, фиолетовый).
Согласно исследованиям ряда авторов, физиологическое воздействие цветов можно свести к следующему (приложение В). (Родителям раздает-ся памятка, и они знакомятся с интересующим их значением цвета.)
«Цвет сам по себе что-то выражает - от этого нельзя отказаться, это надо использовать» - считал Винсент Ван Гог.
Наиболее распространенным методом в работе с дошкольниками является игра. Не менее важным для здоровья дошкольников является умение расслабляться, снимать умственное и физическое напряжение.
Сейчас Наталья Павловна проведёт с Вами релаксацию.
III. Заключительный этап собрания
1. Притча о здоровье
Давным – давно, на горе Олимп жили Боги. Стало им скучно, и задумали они создать человека и заселить планету Земля. Стали они решать, каким должен быть житель Земли.
Один из Богов предложил: «Человек должен быть сильным», другой добавил: «Человек должен быть умным». Третий сказал: «Человек должен быть здоровым». Но кто-то из Богов возмутился: «Если всё это будет у человека, он будет как мы».
Тогда решили они спрятать главное, чем хотели наградить человека – его здоровье. Да вот только куда спрятать-то? Одни предлагали в глубокое синее море, другие за высокие горы. А кто-то из Богов придумал: «Здоровье надо спрятать в самого человека».
Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Но не каждому дано сберечь бесценный дар Богов.
2. Сказка «Репка» (Приложение З)
Приложение А. Кодекс здоровья
1. Помни: здоровье не все, но все без здоровья - ничто!
2. Здоровье нужно не только тебе, но и людям, которую обязан помо-гать и защищать
3. Здоровье - не только физическая сила, но и душевное равновесие;
4. Здоровье - это твоя способность удовлетворять в разумных пределах свои потребности.
5. Здоровье-это физическая и гигиеническая культура нашего тела: нет ничего красивее человеческого тела.
6. Здоровье-это душевная культура человека: доброта, надежда, вера и любовь к тем, кто тебя окружает.
7. Здоровье - социальная культура человека, культура человеческих отношений;
8. Здоровье - это любовь и бережное отношение к природе:природа не браг и не сестра, а отец и мать человечества;
9. Здоровье - это стиль и образ твоей жизни. Источник здоровья и ис-точник всех бедствий зависят от тебя и от твоего образа жизни;
10. Хочешь быть здоровым - подружись с физической культурой, чистым воздухом и здоровой пищей;
11. Помни: солнце нам друг и все мы - дети солнца, но с его лучами не шути: загорание не должно стать сгоранием на солнце;
12. Ходи периодически по земле босиком - земля дает нам силу, отво-дит из тела лишнее электричество;
13. Учись правильно дышать - спокойно, неглубоко и равномерно;
14. Семья - наша опора и наше счастье; делай в семье так, чтобы каждый член семьи чувствовал свою нужность и зависимость друг от друга;
15. Люби нашу землю - мать и кормилицу, бережно относись к ней и ко всему живому, чему она дала жизнь. Хочешь жить - люби жизнь!;
16. Здоровье - наш капитал. Его можно увеличить, его можно и про-кутить. Хочешь быть здоровым - будь им!
Приложение Б. Валеологическое воспитание дошкольников
Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья.
Формирование у детей валеологической культуры включает :
• валеологические знания;
• интерес к оздоровлению собственного организма и сознатель-ную установку на ведение здорового образа жизни;
• развитие навыков и формирование привычек ведения здорового образа жизни;
• ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Главная цель валеологического образования - помочь ребенку вырасти крепким и здоровым, дать малышу понять, что здоровье - ценность жизни человека.
Валеологизация педагогического процесса в детском саду строится таким образом, чтобы создать педагогический процесс на единых требованиях к охране здоровья, физическому и общему развитию ребенка.
Принципы валеологического образования дошкольником
1. Системный подход - то есть воспитание осуществляется в связи с нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребенка. Невозможно coxpанить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, не работать с душой и нравственностью.
2. Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми в процессе совместной деятельности со взрослыми. Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении усилий специалистов детского сада и родителей.
3. Принцип «Не навреди» предусматривает использование в валеологической работе только безопасных приемов оздоровления.
4. Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности;
5. Принцип альтруизма предусматривает потребность делиться освоенными ценностями валеологической культуры : «Научился сам - научи друга».
6. Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру. Овла-дение детьми валеологическими знаниями и умениями происходит через самые разнообразные формы работы. Это занятия-игры, занятия-беседы, экскурсии, целевые npoгулки, спортивные праздники и развлечения. Мероприятия валеологической направленности органично вплетаются во вес режимные моменты (кормление, умывание, сон и т. д.) и деятельность детей.
На занятиях по валеологии дети знакомятся :
• с элементарными знаниями о внешних органах человека, то есть теми, какие доступны для изучения и наблюдения;
• с основами первой помощи при травмах;
• с основами безопасности поведения;
• приобретают навыки ухода за органами;
• приобретают навыки сохранения и укрепления осанки, профи-лактики плоскостопия.
Среди методов и приемов используются: беседы, дидактические иг-ры, труд, наблюдения, чтение книг, решение житейских ситуаций, сюжетно-ролевые игры. В связи с тем, что дети 5-7 лет способны к элементарному анализу и синтезу, предполагается экспериментирование, элементарные опыты, длительные наблюдения, валеологические тесты и задачи. Широко применяется ТСО: просмотр видеозаписей и прослушивание аудиозаписей.
В оздоровительную работу включаются следующие моменты:
1. Обучение детей таким средствам и методам оздоровления, как точечный массаж; ручной массаж лица, ладоней, ушной раковины; уп-ражнения на расслабление мышечного напряжения (релаксация, пси-хогимнастика, гимнастика для глаз и другие виды гимнастик).
2. Формирование навыков саморегуляции поведения (коммуника-тивные игры, игры на развитие эмоциональной сферы).
3. Проведение оценки и контроля уровня соматического здоровья детей.
4. Организация работы по оздоровлению детей через систему занятий в валеологическом центре. Среди них можно выделить живопись с помощью пальчиков, рук, ног с последующим успокаивающим массажем; включение в занятия валеологических песен, релаксационных музыкальных фрагментов, оздоровительных игр, просмотров мультфильмов, развивающих программ валеологической направленности («Азбука безопасности», «Правила хорошего тона», «Улица сезам», «Смешарики»).
5. Реализуются валеологические проекты («Полезные продукты»; «Человек и его защита», «Секреты питания», «Настроение» и др.).
6. Пропаганда здорового образа жизни среди педагогов и родителей посредством конкурсов, спортивных мероприятий и др.
Система работы по валеологическому воспитанию позволит вырабо-тать разумное отношение детей к своему организму, привить культурно-гигиенические навыки, помочь ребенку приспособиться к постоянно ме-няющимся условиям окружающего мира, что проявляется в устойчивости к экстремальным ситуациям, невосприимчивости организма к неблагоприятным факторам. Нужно отметить, что наши дети физически развиты и подвижны. С каждым днем они становятся валеологически грамотней. Дети знают, как не навредить своему здоровью, как действовать в экстремальных ситуациях и многое другое. Имеют элементарные представления об анатомии и физиологии человека, гигиене питания, сна, кожи.
Таким образом, можно сказать, что валеологическая работа не про-ходит бесследно. Нетрадиционный подход к оздоровительно-профилактической работе с детьми дошкольного возраста имеет огромный воспитательный потенциал. Это очень важно в воспитании здорового поколения.
Приложение В. Физиологическое воздействие цветом
Красный - проникающий, увеличивает мускульное напряжение, а, следовательно, кровяное давление и ритм дыхания. Стимулирует мозг, ак-тивизирует все функции организма. Цвет жизни и действия.
Оранжевый - одновременно является и согревающим, и стимулирующим, но может в разных случаях и успокаивать, и раздражать. Этот цвет улучшает пищеварение, ускоряет пульсацию крови.
Желтый - тонизирующий, способствует мускульной деятельности, стимулирует зрение, а следовательно, и нервы. Успокаивает слишком возбужденное состояние, стимулирует мозг, активируя умственную работу. Цвет хорошего настроения и веселья.
Зеленый - уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры. Успокаивает и облегчает невралгии и мигрени. Пробуждает в человеке терпение, на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность; главный символ мусульманского рая.
Голубой - снижает мускульное напряжение и кровяное давление, ус-покаивает пульс и снижает ритм дыхания. Он наиболее успокаивающий, вызывает чувство свежести.
Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее, способст-вует затормаживанию функций физиологических систем организма.
Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветом, угне-тающее влияет на нервную систему, действует на сердце, легкие и кровеносные сосуды, увеличивая их органическую выносливость.
Коричневый -- успокаивает, вызывает депрессию и печаль, усыпляет, притупляет эмоции. Чтобы коричневый цвет не вызывал депрессию, его нужно применять с добавлением желтого и оранжевого.
Приложение Г. Анкета для родителей
Подчеркните нужный ответ.
1. Часто ли болеет Ваш ребенок?
а) совсем не болеет;
б) редко болеет;
в) часто болеет.
2. Каковы причины болезней Вашего ребенка?
а) недостаточное физическое воспитание ребенка в детском саду;
б) недостаточное физическое воспитание ребенка в семье;
в) наследственность, предрасположенность.
3. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно оп-ределить, правильно ли развивается Ваш ребенок?
а) да;
б) нет;
в) частично.
4. На что, на Ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребенка?
а) соблюдение режима дня;
б) полноценный сон;
в) достаточное пребывание на свежем воздухе;
г) здоровая гигиеническая среда;
д) благоприятная психологическая атмосфера;
с) физические занятия,
ж) закаливающие мероприятия;
з) рациональное и калорийное питание;
и) наличие спортивных площадок, физоборудования.
5. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребенка?
а) облегченная одежда во время прогулки, в труппе;
б) обливание ног водой контрастной температуры;
в) хождение босиком;
г) систематические проветривания;
д) прогулки в любую погоду;
е) ежедневное полоскание горла водой комнатной температуры.
6. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье Вашего ребенка дома?
а) да;
б) частично;
в) нет.
7. Нужна ли Вам помощь детского сада?
а) да;
б) частично;
в) нет.
Приложение Д. Анкета для родителей «Режим дня в жизни ребенка»
1. Существует ли в Вашей семье определенный распорядок ре-жим дня?
2. Если существует, то в течение, какого периода времени?
3. Если в Вашей семье нет определенного режима дня, то появи-лось ли желание попробовать жить по определенному расписанию?
4. Ощущаете ли Вы полезность соблюдения режима дня?
5. Может ли оказывать влияние соблюдение режима дня на само-чувствие вашего ребенка?
6. Какие режимные моменты могут оказаться наиболее сложными для выполнения в Вашей семье?
7. Какие режимные моменты легки и просты для Вашей семы?
8. Связано ли соблюдение режима дня ребенка напрямую с хранением и укреплением его здоровья?