Мария Литвиненко
Варианты закономерности изменений эмоциональной сферы у детей
▼ Скачать + Заказать документы
- Ситуативная вариативность
эмоционального реагирования. Условия
изменений : отрыв эмоции от конкретной ситуации
или объекта, выражающийся в варьировании
эмоционального реагирования в зависимости от
конкретной ситуации.
- Расширение ряда эмоциональных
модальностей. Условии изменений : переход на
новый уровень взаимодействия со взрослыми и
сверстниками на основе обогащения
эмоционального опыта.
- Опознание эмоциональных состояний по
Публикация «Варианты закономерности изменений эмоциональной сферы у детей» размещена в разделах
выражению лица. Условия изменений :
необходимость расширения средств
коммуникации и сопровождения игровой
деятельности при условии дифференцированности
восприятия эмоциональных различных состояний.
- Социальное преобразование выражения
эмоций. Условия изменений : произвольная регуляция эмоционального переживания и его
выражения.
- Расширение и усложнение знаний об
эмоциях. Условия изменений : необходимый
уровень когнитивного развития и объем
эмоционального опыта.
- Формирование структуры представлений
об эмоциях. Условия изменений : образование
системы знаний об эмоциональном явлении,
включающей причины, содержание, способы
выражения и последствия определенного
эмоционального переживания.
- Вербальное обозначение эмоции.
Условия изменений : формирование «словаря
эмоций», обозначающего сущность и название
эмоциональных проявлений.
Эмоции помогают ребенку приспособиться к той
или иной ситуации, участвуют в формировании
социальных взаимодействий и привязанностей. На
будущее поведение человека влияют эмоции, они
способствуют нравственному и социальному развитию.
В дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов в формировании эмоциональной
отзывчивости. Первый фактор, наследственность.
Второй фактор, индивидуальный опыт общения с
близкими взрослыми. Навыки выражения эмоций и
связанные с эмоциями формами поведения, являются
факторы обучаемости и развития эмоциональной
сферы. Особенностями социального опыта ребёнка в
значительной степени обусловлены эмоциональные
черты.
Психологическую основу эмоциональной
отзывчивости дошкольника составляет
складывающаяся в общении и совместной
деятельности определенная готовность его
чувствовать, переживать, действовать так, как если бы
этим другим являлся он сам.
В психологии эмоциональную отзывчивость
(восприимчивость, чувствительность) понимают:
- как свойство индивида легко, быстро и гибко
эмоционально реагировать на различные воздействия –
социальные события, процесс общения, особенности
партнёров и т. д. ; - как эмоциональную реакцию на состояние
другого человека, как основную форму проявления
действенного эмоционального отношения к другим
людям, включающую сопереживание и сочувствие;
- как показатель развития гуманных чувств и
коллективистских отношений
Компоненты эмоциональной отзывчивости в
психолого-педагогической литературе выделяются
следующие: сопереживание эмоциям другого человека;
по внешним проявлениям распознавать способность
переживания человека; выражение своего
эмоционального отношения; активно проявлять свое
эмоциональное отношение.
Эмоциональная отзывчивость предполагает
способность человека обнаруживать, определенным
образом оценивать и осознавать то событие, которое
переживается другим.