Лучший педагог года

Кружок по ТРИЗ технологии «Умники и умницы» в подготовительной группе

Зеель Надежда Александровна
Кружок по ТРИЗ технологии «Умники и умницы» в подготовительной группе

Вариативный компонент —

Кружок по ТРИЗ технологии «Умники и умницы» в подготовительной группе (воспитатель Зеель Н. А.)

Ведущие психологи (А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, Г. И. Минская, Н. Н. Поддъяков) считают, что мышление дошкольников отличает следующее:

Публикация «Кружок по ТРИЗ технологии „Умники и умницы“ в подготовительной группе» размещена в разделах

• тесное взаимодействие трех форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического);

• зависимость мышления от уровня развития его более элементарных форм.

Формирование у ребенка логического мышления связано с освоением мыслительных операций. В старшем дошкольном возрасте они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности.

Для развития у детей мыслительных операций целесообразно использовать игры и игровые упражнения по технологии ТРИЗ, так как они:

• учат анализировать отношения между понятиями;

• учат объединять различные действия в одно целое, находя в объединения что-то общее;

• развивают и активизируют навыки сравнения и объединения;

• учат обобщать.

При составлении системы игр и игровых упражнений по развитию логического мышления детей 6-7-го года жизни мы ориентировались на:

- значимость форм мышления (наглядно-действенной, наглядно-образной, словесно-логической) и их одновременное развитие;

- программу детского сада;

- психологические и возрастные особенности детей данной группы;

Содержание кружковой работы предполагает развитие познавательных способностей детей комбинированной группы (дети с ОНР 2 и 3 уровней) сопряженное с развитием речевых навыков через ознакомление с методами и приемами ТРИЗ.

Актуальность программы состоит в том, что включение элементов ТРИЗ позволяет снять барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, существенно повысить уровень развития познавательных процессов старших дошкольников. Использование технологии ТРИЗ позитивно влияет на актуализацию познавательной потребности, стремление научиться чему-нибудь новому и стать лучше. С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, реать задачи творческого характера.

Цель: развитие творческих и познавательных способностей старших дошкольников через использование методов и приемов ТРИЗ.

Задачи:

1. Воспитывать интерес ребенка к собственным открытиям;

2. Развивать творческое воображение, любознательность, фантазию дошкольников в процессе разнообразной деятельности;

3. Развивать у ребенка чувства уверенности, базирующегося на сознании самоценности при безусловном понимании достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;

4. Вовлекать родителей воспитанников в воспитательно-образовательный процесс по развитию познавательных процессов.

Ожидаемые результаты:

1. Дети не будут бояться ошибиться при высказывании своих мыслей;

2. Научатся нестандартно мыслить, самостоятельно находить выход из проблемных ситуаций;

3. Поднимется на более высокий уровень фантазия, воображение, мышление;

4. Дети научатся выслушивать сверстников, принимать их мнение, анализировать и высказывать своё;

5. Обогатится словарный запас, сформируется правильная речь;

6. Дошкольники смогут проявить свою индивидуальность;

7. Научатся радоваться успехам других.

Количество занятий в год – 32, в неделю – 1, длительность – 30 минут. Участники: воспитатель, дети подготовительной группы и их родители. Форма реализации программы и организации занятий – групповая, подгрупповая и индивидуальная.

Для проведения игровых упражнений и игр используются разные наглядные материалы, такие как: карточки, сюжетные и предметные картины, игрушки, «Кольцо Луллия», «Карты Проппа», «Морфологическая таблица» и т. д.

Во время работы необходимо подбадривать ребенка. Если что-то не получается, внушить ему, что это не страшно, что следующий раз обязательно получиться.

Понятно, что у каждого разное восприятие: некоторые нуждаются в повторном разъяснении материала, его обработке. И в этом могут помочь родители.

Программа способствует проявлению у ребенка самостоятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

При отборе содержания и организации образовательного процесса опиралась на принципы: природосообразности; научности; доступности; принцип комплексности; принцип деятельного подхода.

Календарно-тематическое планирование

№ Тема Программное содержание

1. «Выбери меня» Учить анализировать отношения между понятиями. Воспитывать у детей умение определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями: причина – следствие; противоположность; порядок следования; род – вид; часть – целое; функциональные отношения и др.

2. «Фантастический анализ» Учить, анализируя знакомый сказочный персонаж, находить в нем отличительные признаки, которые свойственные только этому персонажу. Учить изменять сюжет сказки, видоизменяя привычную атрибутику персонажей.

3. «Сделай так и не так» Развитие у детей таких мыслительных операций, как анализ и синтез.

4. «Меняем порядок» Развивать у детей такие мыслительные операции, как анализ рядоположения, порядка следования.

Формировать умения анализировать и находить ошибки в предложениях, которые содержат смысловые ошибки, делающие описываемую ситуацию нелепой и смешной.

5. «Мастерская по ремонту» Учить придумывать новое применение видоизмененному объекту, изменять его по собственному желанию для новой функции.

6. «Композиторы» Учить объединять различные действия в одно целое, находя в объединении что-либо целое. Развивать умение устанавливать связь между словами и мелодией, находчивость.

7. «Карты» Учить переносить свойства одного предмета на другой и описывать полученный результат. Развивать умение использовать ассоциации.

8. «Соедини» Развивать у детей навыки совмещения пространственно разделенных объектов. Вызвать эмоциональный подъем, повышающий познавательную активность, интерес к занятиям, играм.

9. «Живое или сделали руками (рукотворное)» Учить детей определять происхождение любого предмета. Находить его истоки. Различать один и тот же предмет, выращенный или изготовленный, определять его необходимость или использование.

10. «Из чего это сделанно» Учить определять, из чего сделан тот или иной предмет. Находить применение предметам, если они будут сделаны из необычного для них материала. Определять их прочность, удобство, долговечность, варианты использования.

11. «Там бывает или нет» Учить детей определять место привычного нахождения предмета. Приучать к аккуратности. Поговорить, что хорошего и плохого, если предметы не лежат на местах.

Развивать воображение, и образное мышление, выводить умозаключения о том, что будет, если предметы окажутся в непривычной обстановке.

12. «Переставь слова» Формировать у детей понятие о том, что при перестановке слов, смысл предложения может не меняться, но, если изменять логическое ударение, то уточняется смысл. Развивать память, гибкость мышления, выразительное «чтение».

13. «Полиномы фантазии» Активизация словаря, развитие аналитического мышления.

14. «Чем мы похожи, чем отличаемся»

Научить детей находить общее и различное между двумя данными объектами. Формировать умение абстрагировать признаки предметов при сравнивании, отходить от их наглядного взаимодействия.

15. «Чего больше (меньше)» Развивать внимание, навыки сравнения.

16. «Угадай-ка» Учить сравнить объекты, их действия, бытовые ситуации.

17. «Бюро находок» Учить по внешним признакам описывать то, что потерялось, не сравнивая его с другими объектами.

18. «Воображаемый гость» Учить детей представлять невидимый объект, выделяя его какой – либо отдельный признак, качество или свойство. Формировать умение выделять какую – либо сторону или аспект явления, объекта, которые в действительности как самостоятельные не существуют.

19. «Конкурс шумовых оркестров» Научить детей находить аналоги реальным музыкальным инструментам по звуковому принципу. Учить находить выход из создавшейся ситуации, абстрагируясь от привычных стереотипов.

20. «Угощение для гостей» Развивать образное видение мира, умение видеть в абстрактном конкретный образ, находить ему соответствующие дополнения.

Формировать ассоциативное мышление детей через чувственно – эмоциональное постижение окружающего.

21. «Цирк зверей» Развивать у детей способность к абстрагированию, ассоциации. Воспитывать умение увидеть несуществующий объект через чувственные и зрительные ассоциации. Определять различия и сходства между абстрактным изображением и реальным объектом.

22. «Читаем» Учить восприятию внешних признаков настроения, действий через графическое изображение.

23. «Сказка-калька» Учить детей символическому моделированию сказки с соблюдением последовательности развития сюжета. Воспитывать самостоятельность мышления при выборе символического обозначения.

24. «Кто гуляет на полянке» Развивать у детей абстрактное мышление. Учить, не видя образа, представлять и описывать, что он представляет. Формировать умение пользоваться символами, выделять в них самые характерные аналоги с реальным объектом.

25. «Найди лишнее, общее» Воспитывать у детей способность классифицировать понятия, предметы, явления. Учить обобщать, строить обобщение на отвлеченном материале.

26. «Почему» Развивать у детей такую мыслительную операцию, как умение выявлять причинно – следственные связи, и в то же время учить мыслить необычно, оригинально.

27. «Загадай предмет» Развивать способность быстро выделять в предмете наиболее характерные для него признаки и находить другие предметы, имеющие как сходные, так и не сходные с ним признаки. Формировать у детей основу комбинирования.

28. «Название картинки» Учить, при восприятии какого-либо изображения, уметь кратко его охарактеризовать - дать ему название. Формировать умение сворачивать информацию, выражая любое понятие одним словом. Развивать образное мышление.

29. «Расставь по местам» «Расставить строки» по местам. Придумать рассказ по данному словосочетанию. Возможен такой вариант, когда дети начинают рассказ с данного словосочетания, середину придумывают сами, а конец рассказа - правильная строчка в стихотворении.

30. «Положи на место» Учить детей определять принадлежность единичных предметов к определенному классу.

31. «Картинки к книжке»

Учить ребенка в услышанном тексте выделить конкретный предмет, отметить его наиболее яркие признаки. Воплотить услышанное в конкретный рисунок. Запомнить признаки нарисованного объекта и описать их. Развивать у детей оперативную память, образное мышление.

32. «Пишем свою книгу» Развивать речь детей, активизировать словарь. Закреплять умение придумывать сюжет самостоятельно, не повторяя за товарищами.

Список использованных источников:

1. Гин С. И. Мир фантазии М. Вита-пресс, 2001

2. Глазунова М. А. и др. Интегрированый курс на основе ТРИЗ педагогики //

Педагогика. – 2002. – № 6.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. -1981 г. - с. 55-56.

4. Кузнецова В. В., Пыстина Л. А. Формирование талантливого мышления у дошкольников. – Саратов, 2001.

5. Курышев В. А. ТРИЗовый подход при решении задач // Школьные технологии. – 2003. – № 4.

6. Сидорчук Т. А., Гуткович И. А. Методы развития воображения дошкольников. –

Ульяновск, 1997

7. Сидарчук Т. А Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. – Ульяновск,1996

8. Страунинг А. М. Методы активизации мышления дошкольников, 1,2, 3 том: Учебно-методическое пособие. - Обнинск: Изд. «Принтер», 2000.-112 с. - (ТРИЗ дошкольникам).

9. Страунинг А. М., Страунинг М. А. Игры по развитию творческого воображения по книге Джанни Родари «Грамматика фантазии». – Ростов – на –Дону, 1993

10. Родари Дж. Грамматика фантазии. -М. ,1990

Публикации по теме:

Интеллектуальная игра в старшей логопедической группе «Умники и умницы» Программное содержание: Обучающие задачи: • Упражнять в счёте в пределах 10. • Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших.

Итоговое занятие по формированию фонематического восприятия в подготовительной группе с детьми с ФФНР «Умники и умницы» Цель: 1. Закрепить умение детей делать звуковой анализ слов. 2. Закреплять умение детей делить слова на слоги, ставить ударение. 3. Развивать.

Конспект интеллектуальной игры «Умники и умницы» в подготовительной группе на тему Страны и континенты» Цель: дать детям элементарное представление об особенностях географического положения материков; подводить к осознанию.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе в форме игры «Умники и умницы» Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Умники и умницы» Образовательные области «Познавательное.

Конспект НОД по образовательной области в подготовительной группе «Умники и Умницы» Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие " в подготовительной группе "Умники и Умницы". Цель: создание условий анализа.

Математическая викторина «Умники и умницы» в старшей и подготовительной группеМатематическая викторина «Умники и умницы» в старшей и подготовительной группе Математическая викторина «Умники и умницы» в старшей и подготовительной группе «Ягодки» Цели: Обучающие: 1. Закрепить навыки количественного.

Математический КВН «Умники и умницы» в подготовительной группеМатематический КВН «Умники и умницы» в подготовительной группе Цель: закреплять у детей приобретённые на занятиях математические знания, умения и навыки: решение логических задач, умение ориентироваться.

Сценарий турнира «Умники и умницы» для дошкольников подготовительной группы, посвященного Дню Знаний Автор:Паняева Наталья Викторовна, воспитатель Описание материала: Турнир соревновательного характера для детей подготовительного к школе.

Сценарий викторины подготовительной группы и первого класса «Умники и умницы» Сценарий викторины "Умники и умницы" Задачи: - стимулирование познавательного интереса детей; - повышение мотивации к обучению; - решение.

Конспект занятия в старшей группе «Умники и умницы» К О Н С П Е К Т НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «УМНИКИ И УМНИЦЫ» Воспитатель:.

Автор публикации:
Кружок по ТРИЗ технологии «Умники и умницы» в подготовительной группе
Опубликовано: 22 октября 2018 в 19:05
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД