Папки-передвижки

Консультация для родителей «Ваш ребёнок плохо говорит»

Нина Николаевна Семёнова
Консультация для родителей «Ваш ребёнок плохо говорит»
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется всё меньше малышей, речь которых развивается без серьёзных отклонений от нормы. Родители спрашивают себя : «Почему это происходит?»

Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Причины следует искать и в постоянно ухудшающейся экологической обстановке, и в том, что, уже будучи беременной, будущая мама зачастую не готова к материнству, а беременность, роды и период новорождённости малыша проходят не без осложнений. К тому же с великим сожалением можно отметить, что всё меньше родителей уделяет должное внимание речевому развитию своих детей.

Публикация «Консультация для родителей „Ваш ребёнок плохо говорит“» размещена в разделах

Не слушайте знакомых и даже врачей, которые будут убеждать Вас в том, что если ребёнок не заговорил до двух лет, то сделает это в три года. Да, проявление индивидуальных темпов развития речи возможно. Есть дети, которые молчат до трёх лет, а потом начинают говорить много, правильно произносят все звуки, а их связная речь развивается стремительно. Но количество таких малышей крайне невелико, а процент случаев речевой патологии разной степени выраженности неуклонно растёт. Возможно, кто-то будет успокаивать Вас тем, что многие известные люди картавили и шепелявили. Но далеко не все дети с подобными дефектами речи становятся успешными людьми, и часто именно речевые проблемы являются причиной их неудач.

Поэтому, если ребёнок не говорит ни в год, ни в полтора, ни в два года и особенно если в течение беременности матери, родов и раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, не теряйте времени, обратитесь к неврологу, логопеду, детскому психологу. Чем раньше Вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из неё. Не отказывайтесь от направления на различные исследования, не отвергайте лекарства, которые может назначить ребёнку невропатолог. Прочитав аннотацию к препаратам группы ноотропов, которые иногда назначают детям с речевой патологией, родители отказываются от лечения, не задумываясь о том, что это может привести к направлению ребёнка в речевую школу, потому что в обычном образовательном учреждении неговорящий малыш учиться не сможет. Не теряйте времени! И не отчаивайтесь, даже когда диагноз уже поставлен и пугает Вас.

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения появляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более, осознано и произвольно. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Для развития речи большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимание, память, воображение, мышление).

Некоторые дети имеют проблемы с речью. Основания их возникновения могут быть различными и поэтому очень важно определить причину задержки в речевом развитии. Вот некоторые способы, чтобы помочь определить причины мешающие ребенку говорить.

Рекомендации родителем

Разговаривайте с ребенком всегда и везде. Общайтесь со своим ребенком с помощью простых предложений обо всем, что происходит вокруг него. Если вы собираетесь на прогулку, обращайте внимание ребенка - на все что его окружает. Говорите, например: "Какая большая собака!" или "Теперь мы остановились, потому что мама устала". Это всегда хорошая речевая практика. Чаще берите ребенка в интересные поездки, водите в такие места, как зоопарк, цирк, пляж, парк. Они являются очень стимулирующими для развития речи. Не важно, если ребенок, по вашему мнению, еще не достиг того возраста, чтобы понять все то, что вы ему говорите. Важно то, что таким образом вы постепенно увеличиваете его словарный запас, знакомите с языком, с окружающим его миром.

Первые слова начните с коротких, легко произносимых слов, конкретных и практичных. Это имена существительные и глаголы, связанные с повседневной жизнью ребенка (кубик, на, дай, кукла, машина, иди, смотри и. д). Они, как правило, предпочтительнее, так как ребенок легко может их соотнести с конкретными предметами и действиями, которые ему хорошо знакомы. Затем можно приступить к более абстрактным словам.

Когда вы общаетесь со своим ребенком, говорите в медленном темпе, используйте паузы в соответствующие моменты и интонационную выразительность.

В овладении ребенком правильной речью должна быть последовательность. Повторяйте речевые конструкции, которым вы хотите обучить своего ребенка изо дня в день.

Пример: хотите, чтобы ваш ребенок говорил спасибо после каждого приема пищи, здравствуйте и до свидания – возьмите в привычку самому говорить это ребенку.

Не говорите за ребенка, не лишайте ребенка возможности говорить самому и не позволяйте другим говорить за него, когда он пытается самостоятельно сформулировать фразу. Дайте малышу время, скажем несколько секунд, и если ему не удалось, только тогда помогите наводящими вопросами.

Обратите особое внимание на то, что дети очень быстро схватывают образцы речи взрослых, как правильной, так и не правильной. Поэтому, если вы хотите чтобы ваш ребенок подражал правильной речи – следите за своими высказываниями.

Читайте своему ребенок как можно чаще хорошие книги по возрасту. Возьмите себе в привычку читать хотя бы по одной истории в день. Используйте книги с яркими иллюстрациями, они помогают детскому восприятию прочитанного.

Научите ребенка чувствовать рифмы. Читайте чаще детские стихи, потешки, поговорки и обыгрывайте их содержание, когда это возможно с помощью пальчикового театра, кукол «БИ – БА – БО». Придумывайте движения соответствующие ритму стихотворений, потешек и т. Это позволит превратить чтение или заучивание небольших стишков в большое удовольствие. Поощряйте ребенка повторять за вами, в то время как вы говорите рифмы.

Если вы двуязычная семья и если вы считаете, что ваш ребенок все еще испытывает трудности в овладении речью, стоит на время ограничиться в общении с ним на одном языке. Договоритесь, чтобы и другие члены семьи делали то же самое.

Виды деятельности наиболее подходящие дошкольному возрасту должны быть творческими, продуктивными и подвижными. Помните, что основным видом деятельности ребенка-дошкольника является игра. Учите ребенка всему через игру! Это будет для ребенка интересно и познавательно.

Обеспечьте вашему ребенку удовлетворение физических потребностей, психологический и, эмоциональный комфорт. Постарайтесь свести к минимуму потрясения семьи и эмоциональный стресс. Ребенок должен испытывать как можно больше положительных эмоций в течение дня.

Речевые трудности у детей:

Ребёнок не говорит совсем. Отсутствие речи в 3 года – не просто запаздывание, это сигнал о грубом речевом нарушении.

Задержка на стадии называния (ребёнок называет предметы в конкретной ситуации под влиянием образца взрослых. Предложений в речи нет).

Говорит, как маленький

Невнятная речь

Не хочет говорить

В речи появились запинки

Чтобы речевое развитие ребёнка проходило в соответствии с

возрастными нормативами, необходимо общение взрослых с ребёнком. Уже в 7–8 мес. ребёнок в результате общения развивается отражённый лепет (повторение за взрослым слогов) и самолепет (собственная речевая активность).

С 9 мес. ребёнок начинает выполнять простые словесные инструкции.

К концу 1 года демонстрирует свои умения по просьбе (обнимает, целует, играет в «Ладушки», овладевает социально - бытовыми навыками (просится на горшок, держит ложку, поддерживает кружку).

Годовалые дети понимают значение многих слов.

К 1.5 годам - в самостоятельной речи около 20 слов

К 2 годам - 50 слов. Появляются предложения из 2 – 3 слов

На 3 году - рассматривают картинки в книжках, слушают( 5 – 10 мин.)

истории, появляется словотворчество. К концу 3 года словарь включает до 1500 слов. Ребёнок использует все части речи, строит грамматически правильно оформленные предложения, овладевает связным высказыванием.

Причины речевых нарушений:

-органические - при поражении механизмов в центральной или периферической части речевого аппарата. Они обусловлены:

Недостаточной степенью зрелости коры головного мозга

Отклонениями в строении и координированной работе голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции

-функциональные нарушения:

соматическая ослабленность, педагогическая запущенность, эмоциональная депривация (недостаточность эмоционального и речевого общения со взрослыми).

Пути комплексного воздействия на ребёнка с целью коррекции речи.

Ключевой момент-одновременное «погружение» ребёнка в процесс совершенствования как восприятия и понимания речи, так и формирования собственной

речи.

Очень важно не подавлять речевую активность ребёнка и выполнять следующие рекомендации.

Делать артикуляционную гимнастику( «Вкусная артикуляционная гимнастика.» см. кн. А. Герасимовой «Малыш учится говорить» стр. 80 -89)

Развивать пальчиковую моторику (Герасимова А. «Малыш учится говорить» стр. 90 -95).

Развивать понимание речи : выполнение ребёнком инструкций - покажи зайчика, покажи носик, глазки, принеси мячик, налей в стакан воды и принеси папе: машину поставь на полку. А мяч положи в коробку…

Не запрещать пользоваться жестами, использовать игровые приёмы «Научим мишутку», «Чудесный мешочек» и т. д. в процессе которых ребёнок проговаривает слова за взрослым и

самостоятельно. Предметы, картинки сначала подбираются таким образом, чтобы называющие их слова были короткие.

Учить понимать слова «можно», «нельзя».

Рассматривать книги, учить узнавать и называть слова: кошка – мяу, собака – ав, корова – му и т. д.

В процессе всех режимных моментов (умывание, кормление, одевание) сопровождать действия речевыми высказываниями : водичка… бежит, кашка… вкусная…

Используйте игры – инсценировки

- Был сапожник?

- Был

- Шил сапожник?

- Шил…

Ни в коем случае не допускать сюсюканья с малышом!

Уважаемые взрослые, наберитесь терпения. Не нервничайте, если у ребёнка сразу не получается то, о чём вы его просите. Дайте ему понять, что любое общение с ним вам очень нравится. Это принесёт вскоре положительные результаты.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок плохо кушает»Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок плохо кушает» Все родители желают своим детям здоровья и хотят, чтобы их ребёнок не болел, вырос красивым, сильным. Этого можно добиться, если ребёнку,.

Консультация для родителей «Если малыш плохо ест»Консультация для родителей «Если малыш плохо ест» Часто от родителей можно услышать те или иные жалобы на плохой аппетит у малыша, например такие: " Мой ребёнок ест только жареный картофель",.

Консультация для родителей «Если пятилетний ребенок плохо кушает» На моих глазах регулярно происходят сцены кормления, когда уставшая от постоянных уговоров мать пытается в очередной раз накормить своего.

Консультация для родителей «Обидчивый ребёнок»Консультация для родителей «Обидчивый ребёнок» Обида-это чувство, которое свидетельствует об эмоциональном состоянии человека, который испытывает горечь разочарований от несбывшихся планов,.

Консультация для родителей «Почему ребенок говорит неправду?»Консультация для родителей «Почему ребенок говорит неправду?» Как известно,предвестником большой лжи является маленькая ложь. Поэтому,когда ребенок начинает неуклюже обманывать,родителей это очень.

Консультация для родителей «Почему ребенок не говорит?»Консультация для родителей «Почему ребенок не говорит?» Очень часто родители говорят: «Ребенок говорит только «на своем языке»». Многие родители утверждают, что дети активно пользуются жестами.

Консультация для родителей «Почему ребенок плохо ест?» Самая банальная и частая причина плохого аппетита – нарушение режима питания. У детей дошкольного возраста аппетит не всегда одинаков. Особенно.

Консультация для родителей «Почему ребенок плохо разговаривает?» Последнее время все меньше дошкольников с речью без отклонения от нормы. Возникает вопрос: «Почему это происходит?». Причины не только в.

Консультация для родителей «Ребёнок-читатель»Консультация для родителей «Ребёнок-читатель» "Я к вам обращаюсь, товарищи, дети: Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книги друзьями заходят в дома, Читайте всю жизнь, набирайтесь.

Консультация для родителей «Ребёнок и книга» Екатерина Орленко Консультация для родителей "Ребёнок и книга" (С. Маршак) О творческой манере Маршака можно написать не одну монографию.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Ваш ребёнок плохо говорит»
Опубликовано: 12 марта 2023 в 15:48
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Ваш ребёнок плохо говорит»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Николаевна Семёнова (УИ 879122) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД