Конспкт занятия «Вечер загадок»

Ольга Владимировна Лелятова
Конспкт занятия «Вечер загадок»

Тема: Мансийские загадки.

Цель: познакомить детей с загадками народа манси.

Задачи: закрепить умение детей отгадывать загадки на русском языке по пройденным темам, учить правильно называть отгаданные слова на мансийском языке, активизировать словарный запас детей, развивать речь, память детей.

Оборудование: «Загадки мансийские (вогульские) 2002г. «Мансийские загадки» 1995г. Составитель Е. И. Ромбандеева, красные и синие кружочки, сладкие призы для поощерения. С

Ход занятия

Педагог: Здравствуйте, дети! (Паща олэн, няврамыт).

Дети: Здравствуйте! (Паща олэн)

Педагог: Дети, вы знаете, что означает слово «Загадка»?

Дети: ответы детей.

Педагог: Сегодня познакомимся с загадками народа манси.

У народа манси много загадок. Они не имеют сезонного ограничения, как сказки, которые летом не рассказывают.Ими пользуются круглый год: и во время отдыха, и во время работы, если характер труда не требует соблюдения всеобщей тишины (например, при рыбной ловле или выслеживания зверя). Загадки всегда лаконичны, образны, как сама поэзия. В них отражена наблюдательность людей над окружающими явлениями природы, растительным и животным миром, предметами труда и быта, а также самим человеком и процессами его труда.

Самыми оживлёнными бывают вечера загадок, когда люди из нескольких домов собираются вместе и состязаются в загадывании и отгадывании загадок. Все присутствующие на этом мероприятии волнуются, особенно - дети. Всем хочется разгадать самую трудную загадку.

Загадывание загадокначинается следующим образом: кто- нибудь из присутствующих предлагает поиграть в загадки. Один загадывает, а все остальные отгадывают. При этом всегда обращается внимание на то, кто всех и больше всех отгадает и знает интересные и сложные загадки, кто умеет легко и быстро мыслить. Загадывающим и отгадывающим считают очки по количеству и сложности отгаданных загадок.

Если сложную загадку никто не смог отгадать, то загадавший её сам

подсказывает отгадку, этим он зарабатывает себе два очка. Кто не знает загадок и не умеет отгадывать их, наблюдает происходящее со стороны.

Игра загадывания загадок - тренировка ума на быстроту соображения, на хорошую память, на сообразительность и наблюдательность над окружающим миром. Начатая игра продолжается до тех пор, пока все участники её не выбиваются из сил, не иссякает число загадок.

Весьма важно отметить, что каждая загадка начинается со слов «Ам амщум-ов!»,что значит: «Внимание, эй, загадка Такое предупреждение присутствующих перед каждой загадкой призывает их к вниманию и собранности, готовит слушающих воспринимать и запоминать произнесённое задание. В конце загадки просит: «Ханьщелын, тай маныр?» «Отгадайте, что это такое» Загадка дана, все напряжённо думают.

В игре «Загадки» принимают участие, как мужчины, так и женщины вместе с ними и дети. Загадкасостоит из двух частей: загадывания и отгадывания. Она требует диалога, обязательного участия противостоящих групп. По этой причине участники игры могут распределиться на две равные группы. Одна из них только загадывает, а другая отгадывает, или попеременно то отгадывают, то загадывают. В конце игры подчитывают очки, которая из групп больше отгадала загадок, та и выиграла. Игравшие в этой группе считаются более сообразительными и находчивыми.

У народа манси имеются так называемые «платные загадки». Когда кто-либо загадает такую загадку, ему обязательно должны заплатить, сделать подарок. Таких загадок у манси немного (привести пример).

Загадки отражают быт, хозяйство, предметы и орудия труда людей, окружающую природу, явления природы и т. д. Загадка отмечает характерные признаки предмета, его сущность, детали, порой малозаметные. Она отражает материальную культуру человека.

Игра

«Загадывание загадок»тема: «Охота» загадки Ю. Н. Шесталова (первый знаменитый мансийский поэт и писатель).

Первая группа «Совыркве» Вторая группа «Лучики»

- На земле родится, - Сам деревянный,

В небе умирает. Голова железная.

Что это? (Огонь) Что это? (Топор)

- Без рук, без ног, - Рука деревянная,

А на небо лезет. Тело стальное.

Что это? (Дым) Что это? (Нож)

- Не живой, - Двое мужчин наперегонки

А живого ловит. Хоть и бегут,

Даже волка зубастого Но никто из них

Успокоит. Дальше другого не выходит.

Что это? (Капкан) Что это? (Это человек идёт на лыжах)

- Стоит зелёный бор, - У кого зимой и летом

По бору ходит вор. Нос всегда холодный?

На дереве ночует, Кто это? (Собака)

У всех ворует.

Кто это? (Росомаха)

Отгаданные слова переводятся на мансийский язык.

Дети знакомятся с загадкой на мансийском языке, затем загадку заучивают наизусть.

- Сэр-мор вор, самта солим пумтараквег люлег.

- Я, Ханьщелын, маныр?

- Ты совыр палиг.

- В глухом углу неведомого леса стоят две травинки, инеем покрытые.

- А ну-ка отгадайте, что это?

- Это заячьи ушки.

Подведение итогов, вручение сладких призов.

Публикации по теме:

План работы кружка по обучению детей старшего дошкольного возраста татарскому языку "Изучаем татарский язык" Сентябрь «Приветствие» Цель:Вызвать у детей интерес к занятиям по обучению татарскому языку; развивать умения.

Презентация для детей «Чудо-овощи». Презентация на тему: «Чудо овощи» Уважаемые педагоги! Данная презентация поможет маленьким деткам выучить овощи, которые растут на грядке.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспкт занятия «Вечер загадок»
Опубликовано: 18 марта 2015 в 12:21
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. День Винни-Пуха на МААМ

Очередной тематический день посвящен самому известному в мире  плюшевому медведю — Винни-Пуху. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы погрузиться вместе с детьми в сказочный мир...

18 января. Международный день снеговика

Всемирный день снеговика не случайно отмечается в середине зимы именно 18-го: восьмёрка похожа на два снежных кома, поставленные друг на друга. А единичка – на метлу, что часто «вручается» снеговику....

Конспект НОД по художественному творчеству для детей старшего дошкольного возраста...
Цель : Продолжать формировать умение создавать выразительный образ зайца при рисовании гуашью. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Мы - гжельские мастера». Цель: вызвать у детей...