Лучший педагог года

Введение в дидактическую систему Марии Монтессори

Ольга Кобзарь
Введение в дидактическую систему Марии Монтессори

Мария Монтессори говорила : «Задача воспитания - не сформировать ребёнка, а позволить ему проявить себя самому».

Многолетний опыт работы Марии Монтессори позволил разработать альтернативную дидактическую систему, основанную на следующих постулатах:

1. Чтобы воспитывать и обучать ребёнка, его необходимо знать.

2. Чтобы ребёнка знать, его нужно изучать.

3. Чтобы изучать, надо наблюдать.

4. Чтобы наблюдать ребёнка, он должен быть свободен в самопроявлениях.

Публикация «Введение в дидактическую систему Марии Монтессори» размещена в разделах

Педагогика Монтессори носит гуманный и развивающий характер. В основе альтернативной образовательной системы Марии Монтессори лежит филосовская идея: каждый ребёнок рождается со своим внутренним потенциалом и зависит от среды, в которой он находится. Монтессори считала, что ребёнок обладает важным свойством - «впитывающим умом», умением запечатлевать увиденное, запоминать спонтанно сигналы из окружающей обстановки. Ребёнок находится в постоыянном взаимодействии с окружающим миром и готов его познавать. Задача взрослых создать условия для такого «впитывания».

В жизни человека есть период предназначенный для стороительства разума: возраст от 0 до 6 лет. Это творческий период, когда закладываются такие стороны характера, как сосредоточенность, аккуратность, самодисциплина, творческие интересы. И если игнорировать эти возможности или создавать неблагоприятные условия, то развитие их не произойдёт. Именно в этот период идёт развитие движений, развитие речи и языка, сенсорного и социального развития.

Основной лозунг Марии Монтессори «Помоги мне сделать это самому».

Если ребёнок занят всё время полезным и интересным делом, это уже большая педагогическая удача. Разнообразие дидактических игр и Монтессори материалов должно быть всегда доступно для изучения. Ребёнок исследует окружающий мир, и вокруг него всегда доступные для изучения «Сокровища» : бусинки, таблички, кувшины и подносы с разнообразными предметами. Каждый ребёнок может свободно выбирать занятие по душе, работать в своём темпе. Педагог ненавязчиво направляет ребёнка, личным примером показывает, что делать и как себя вести. Он не наставник для ребёнка, а участник событий: что может быть интересней. Главное чтобы ребёнку было интересно.

Жизнь и творчество Марии Монтессори.

Мария Монтессори родилась в Италии в городе Чиравели 31 августа 1870 года. По уровню безграмотности её родина уступала в ту пору только Португалии. Мария была единственной дочерью инженера - строителя Александро Монтессори и Ренильды Стоппани. Когда девочке исполнилось три года семья переехала в Рим. Её мать происходила из просвещенной семьи, но сама образования не получила. Зато мечты об образовании воплотила в жизнь её дочь Мария. Более того Мария Монтессори стала первой женщиной Италии, получившей высшее медицинское образование. Мать поддержав юную Марию в её стремлении к познаванию нового и неведомогоне стесняла её свободы. Чтобы попасть в медицинскую школу при Римском университете, где её желание стать врачём посчитали»не только бесперецендентным, но и немыслемым для женщины», она добилась аудиенции у самого Римского папы Льва 13.

К 20 - ти годам Мария успела окончить Политехнический институт имени Монардо да Винчи, где она специализировалась на математике и точных науках. !0 июля 1896 году Монтессори уже защитила диплом в упомянутой ранее Медицинской школе университета и стала первой женщиной врачом в Италии. Позднее в своей деятельности она широко использовала работы французского учёного Жака Батиста Гаспара Итара из национального института Для глухонемых и замечательного психиатра и педагога Эдуарда Сегена, создавшего теорию и практику воспитания аномальных детей.

Вернувшись в Италию Мария Монтессори организовала школу для аномальных детей, а затем и своеобразный медико - педагогический институт, где успешно разрабатывала и применяла на практике разнообразный дидактический материал, впервые созданный для работы с аномальными детьми ещё Э. Сегеном.

В 1900 году на состоявшейся в Риме своеобразной олимпиаде учащихся начальной школы Монтессори для аномальных детейпревзошли детей из обычных учебных заведений по чтению, письму, счёту. Это было громом среди ясного неба. Результаты многократно проверялись, однако опровергнуть их было нельзя. Ещё большее впечатление это событие произвело на саму Марию Монтессори. Она приходит к выводу, что методы и дидактические материалы, которые применялись ею столь эффективны для обучения детей с умственной отсталостью, могут быть позитивны использованы и для интеллектуального, сенсорного развития нормальных детей. Стремясь утвердиться в своих подходах Мария посещает множество начальных школ, анализируя методы обучения, всё больше испытывает чувство горечи и разочарования. Постепенно у Марии Монтессори кристаллизируется её педагогическое кредо: воспитание возможно только тогда, когда ребёнку предоставляется полная свобода действий, которая сдерживается только в особых случаях, связанных с опасностью для его жизни.

В 1907 году Монтессори создала дневной приют, школу для детей, получившую название «Дом ребёнка». В нём было 50 детей из бедных семей в возрасте от 2 до 6 лет. Эти дети были социально и культурно обездолены, живя в ужасающей нищете, не имея возможности учиться, досыта есть и расти в нормальной семье.

Когда Монтессори приняла это назначение, её коллеги были поражены тем, как доктор медицины, профессор мог так себя «уронить». Но спустя два года они были посрамлены. Мария Монтессори прославилась превратив это начинание в масштабную экспериментальную площадку. В Дом ребёнка стали приезжать педагоги из Испании, Англии, Швеции… Появляются её научные труды и практические советы в таких книгах, как «Метод Монтессори», «Тайны детства «и др.

Сейчас в мире насчитывается несколько тысяч садов и школ Марии Монтессори. Активно действует имеющая филиалы в разных странах Международная Монтессори - Ассоциация.

Основной девиз методики Марии Монтессори –

«Помоги мне сделать это самому».

Если ребёнок занят всё время полезным и интересным делом, это уже большая педагогическая удача. Разнообразие дидактических игр и Монтессори материалов должно быть всегда доступно для изучения. Ребёнок исследует окружающий мир, и вокруг него всегда доступные для изучения «Сокровища» : бусинки, таблички, кувшины и подносы с разнообразными предметами. Каждый ребёнок может свободно выбирать занятие по душе, работать в своём темпе. Педагог ненавязчиво направляет ребёнка, личным примером показывает, что делать и как себя вести. Он не наставник для ребёнка, а участник событий: что может быть интересней. Главное что бы ребёнку было интересно.

Воспитатель – (показ и обучение родителей играм на развитие мелкой моторики рук и логическое мышление).

Игры на развитие мелкой моторики рук: «Открой – закрой», «Винтик, ещё винтик», «Пересыпаем ложкой», «Волшебное сито», «Лепим колобки», «Разбери зёрнышки», «Взбиваем крем», «Рамки и вкладыши», «Штриховка», «Выловим из воды», «Перекладывание бус пинцетом», «Как режут ножницы», «От точки к точке», «Была лужа и нет её».

Игры и упражнения на логическое мышление и счё т: Собери матрёшку», «Розовая башня», «Коричневая лестница», «Числовые штанги с табличками», «Число – цифра», «Математическая башня», «Собери цепочку», «Фигурки из гвоздиков», «Арифметическое домино», «Кубики Никитина», «Шершавые цифры».

Публикации по теме:

Презентация «Сенсорное развитие детей с использованием элементов педагогики Марии Монтессори» Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Успешность сенсорного.

«Шумящие коробочки» по методике Марии Монтессори«Шумящие коробочки» по методике Марии Монтессори "Шумящие коробочки" по методике Марии Монтессори Цель: восприятие и дифференциация шумовых различий, тренировка моторики, развитие слуховой.

Формирование познавательных интересов детей дошкольного возраста в образовательной системе Марии Монтессори Статья посвящена актуальной психолого-педагогической проблеме – формирование познавательных интересов детей дошкольного возраста. Так как.

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста по системе Марии Монтессори» Мастер-класс для родителей Тема «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста по системе Марии Монтессори» Автор: Антропова Надежда.

Мастер-класс «Методика раннего развития по системе Марии Монтессори» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Национальный детский сад № 16 "Бадм цецг" Мастер - класс «Методика раннего.

Методика раннего развития детей Марии Монтессори Мария Монтессори — известный итальянский педагог. В ее честь было названо целое педагогическое направление — «Монтессори-педагогика». Монтессори.

Реферат «Педагогический вклад Марии Монтессори в развитие педагогики дошкольного образования» Реферат Тема: «Педагогический вклад Марии Монтессори в развитие педагогики дошкольного образования» Аржановой Елены Михайловны воспитателя.

Элементы методики Марии Монтессори в повседневной жизни для детей от 2-х лет Дети в социальном учреждении находятся в условиях сенсорной депривации, поэтому все новые предметы, как правило, вызывают у наших детей.

Внедрение и использование инновационных технологий. Методика Марии Монтессори Раннее развитие – методика М. Монтессори, или «Помоги мне это сделать самому» Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным.

Эссе «Педагогическая система Марии Монтессори» Педагогическая система Марии Монтессори. Педагогическая система – это взаимодействие различных взаимосвязанных структурных компонентов, которые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Введение в дидактическую систему Марии Монтессори
Опубликовано: 26 февраля 2019 в 21:00
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД