Папки-передвижки

Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику

Яна Федоровых
Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику
▼ Скачать + Заказать документы

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из самых сложных и в то же время важных проблем. Когда следует начинать знакомство с экономикой? С какого возраста надо говорить об экономическом воспитании малышей? Не секрет, что ребенок дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с педагогами и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.

Публикация «Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику» размещена в разделах

Суть предлагаемого подхода к экономическому образованию дошкольника не в организации специального обучения экономике, что потребует дополнительного времени и может привести к перегрузке детей, а в обогащении различных видов детской деятельности (математической, художественно-творческой и т. д.) экономическим содержанием. В основу этой методики легла идея отечественного психолога А. В. Запорожца об амплификации (обогащении) детского опыта различными впечатлениями.

На жизнь многих малышей деньги начинают оказывать влияние до того, как те научаться их считать. Ребенок подвластен своим потребностям и фантазиям, а для их осуществления он представляет родительский кошелек. Отсюда, как утверждает психолог Игорь Павлов, и капризы перед магазином игрушек, попытки выманить, как можно побольше родительских денег. Мегаполисы буквально вытягивают различные денежные средства из маленьких и больших горожан своей широко развитой индустрией развлечений, ориентированных на различные интересы. А специальные рекламные акции призваны целенаправленно формировать моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Дети уважительно относятся к деньгам и их значимости, они пользуются популярностью у своих сверстников, особенно, если им хочется похвастаться покупкой той или иной дорогостоящей игрушки. Так деньги начинают управлять отношениями во дворе, в садике, на детской площадке.

По мнению автора комплексного исследования об экономическом воспитании старших дошкольников, кандидата педагогических наук, доцента А. А. Смоленцевой, именно в семье ребенок познает азы экономического воспитания. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения об экономике своего города, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

В нашей подготовительной группе процесс экономического воспитания мы реализуем через различные формы, методы и приёмы (дидактические и сюжетно ролевые игры с экономическим содержанием, проблемные ситуации, сказки, пословицы и поговорки, логические задачки, кроссворды и т. п., что делает процесс познания экономики интересным и доступным. Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке ему понятном.

В этом учебном году в нашей группе по экономическому воспитанию проводится специально организованная совместная деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей) по пяти основным темам: «Моя семья» (семейная экономика, «Мир денег» (деньги, цена, «Мой город» (производство полезных товаров, «Мир товаров» (основы маркетинга, «Моя страна» (ресурсы).

Осваиваем мы с ребятами эти все темы через основную форму обучения – игру. Ведь именно через нее ребенок познает мир. Такие сюжетные игры, как «Рекламное агентство», «Ателье для маленьких принцесс», «Супермаркет» и многие другие очень увлекают и развивают первые навыки приобщения к миру взрослых.

А сделать экономику понятной помогают нам комплексно-тематические занятия по математике, речевому развитию или экологии.

Значительное место в работе по введению дошколят в мир экономики отводим сказке. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Из русских народных сказок и из авторских современных дети узнают о таких экономических качествах личности как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и др.

Особенный интерес был вызван у моих подопечных сказкой Т. Поповой, О. Меньшовой «О том, как Миша стал бизнесменом». Эта занимательная экономическая история стала интересна не только детям, но и взрослым родителям.

Запомнить на первый взгляд трудные экономические термины помогают нашим детям интересные стихотворные рифмы, например: И врачу и акробату выдают за труд (зарплату) или люди ходят на базар, там дешевле весь (товар) или за сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьет (кассир).

С ребятами мы сделали в группе «Экономический словарик для малышей» в виде книжки-малышки с их собственными иллюстрациями. Наш совместный труд был высоко оценен как другими педагогами, так и нашими родителями, которые тоже принимали активное участие в развитии экономических представлений у своих детей. Так мама Ильи Симонова, Ксения Валерьевна, - работник банка. Она помогла нам подготовить одно из занятий под названием «Где живет денежка?». Илья очень подробно нам рассказал о сотрудниках банка и показывал картинки с изображением инкассаторской машины.

Семья Пилипович приготовила все необходимое для выступления дочери Даши по такой интересной теме, как «Путешествие денег». Альбом, который показывала Даша. Очень яркий и, конечно он вызвал большой интерес у детей в группе. Мы по праву считаем, что родители – это первый источник эконмических знаний у своего ребенка.

В перспективе работы по введению в мир экономики наших детей мы планируем вечера досугов: конкурсы, викторины и даже олимпиаду среди подготовительных групп нашего детского сада. Ведь это своего рода праздники – яркие и необычные, которые помогут нашим детям в освоении мира экономики.

В заключении хотелось бы процитировать одну восточную мудрость: «Сколь бы ни был длинен путь, всегда он начинается с первого шага». И именно, родители начинают этот первый шаг со своими детьми в мир, который нас окружает. Так пусть он будет интересным, полезным, здоровым и наполненным заботой о детях!

Публикации по теме:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Данная практическая деятельность - «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам.

Проект «Обмен и деньги» Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений. Это обусловлено.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику
Опубликовано: 10 сентября 2014 в 11:29
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику» (включая файлы) размещена пользователем Яна Федоровых (УИ 239423) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД