Валентина Савушкина
Конспект занятия «Весенний сюрприз от феи знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Выявить уровень сформированности знаний и представлений детей за учебный год.
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить представления о весне и ее приметах;
- расширить знания детей о народных названиях весенних месяцев;
- уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Весна», «Птицы», «Дикие животные»;
Публикация «Конспект занятия „Весенний сюрприз от феи знаний“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- совершенствовать навыки составления описательного рассказа по мнемотаблице;
- закрепить умения согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
- упражнять в образовании форм п. п., ед. ч. существительных;
- закрепить правильное произношение звуков [б], [л], [к], [е], [а], подбирать слова со звуком[к] в начале, середине и на конце слова ;
- закрепить умения определять первый звук в слове, делить слова на слоги;
- сформировать умение понимать смысл образных выражений в загадках;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- закрепить умение рисовать и закрашивать рисунок щетинной кистью и гуашью нетрадиционным способом – «тычка».
Развивающие:
- Развитие речевой коммуникации, зрительного и слухового внимания, словесно-логического мышления, фонематического слуха;
- развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие умения детей давать полные ответы на вопросы;
- развитие творческих способностей.
Воспитательные:
- Формировать умение работать в коллективе;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе России;
- воспитывать аккуратность в работе с кистью и гуашью.
Тип: Итоговое, интегрированное занятие по закреплению знаний, умений, навыков.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.
Форма работы с детьми: совместная деятельность, фронтальная, групповая, индивидуальная.
Словарная работа: активизация слов: протальник, снегогон, травень.
Предварительная работа: наблюдения в природе; рассматривание репродукций картин и иллюстраций о весне; заучивание пословиц и поговорок; загадывание загадок о весне и весенних месяцах; выполнение физкультурных разминок, пальчиковой гимнастики; чтение произведений художественной литературы с описанием весеннего пейзажа.
Материалы, оборудование:
Конверт с письмом, корзинка с кубиками (на каждом кубике номер и буква, картинки с признаками весны, декорация леса – деревья, птицы, белка, облако, солнце, запрещающие знаки. Мнемотаблица «Белка»; музыкальное сопровождение ( грамзапись: пение птиц в лесу, весенняя мелодия, шкатулка со сладким сюрпризом.
Демонстрационный материал: Мнемотаблица «Белка», конверт с письмом, картинки с приметами весны, образец рисунка «Белка», счетные палочки в виде изображений букв: К, Н, И.
Раздаточный материал: альбомные листы, гуашь оранжевого цвета, кисточки, салфетки, баночки под воду, фломастеры черного цвета, подставки для кисточек.
Методические приемы:
Словесный (вопросы – ответы, словесное упражнение «Подбери слова», использование загадки о весне и весенних месяцах, пословицы и поговорки о весне).
Наглядный (картинки, показ артикуляции, мнемотаблица, запрещающие знаки) .
Игровой (игровая ситуация- «Найдем весенний сюрприз», дидактические игры: «Исправь буквы», «Найди перелетных птиц», дидактические упражнения: «Опиши белку», «Назови пословицы и поговорки о весне».
Практический (рисование щетинной кисточкой, упражнения).
Структура НОД:
1. Вводная часть (длительность 3 минуты)
а. Чтение письма от Феи Знаний.
б. Загадывание загадок о весне и весенних месяцах.
2. Основная часть (длительность 25 минут)
а. Д/упр. «Назови пословицы и поговорки о весне».
б. Д/и «Исправь буквы».
в. Физкультминутка.
г. Д/и «Найди перелетных птиц».
д. Игровое упражнение «Опиши белку».
е. Составление рассказа о белке, используя мнемотаблицу.
ж. Рисование «Белка».
3. Заключительная часть (длительность 2 минуты)
а. Выставка работ.
б. Подведение итога занятия.
Ход НОД
В: - Ребята, посмотрите, что это такое? (конверт не подписан). Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано.
В: - Давайте откроем конверт и посмотрим что там, (Воспитатель открывает конверт, в конверте лежит письмо).
(Воспитатель читает письмо).
"Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас с окончанием учебного года. И по такому замечательному поводу, я приготовила для вас весенний сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где лежит сюрприз. К выполнению заданий, вы готовы? : «Тогда удачи». Даю подсказку: «Кубики лежат в лукошке, а лукошко у окошка.»
Фея Знаний.
(дети находят корзину с кубиками, на каждом кубике буква и цифра, за каждой цифрой закреплено задание, которое надо выполнить.)
В:- Ну, что ребята начнем выполнять задания Феи? (воспитатель достаёт кубик, дети называют букву «Б» и звук [ б ] – Артикуляция звука.)
По ходу всего путешествия воспитатель достаёт кубики, и дети находят соответствующую цифру и называют букву, звук - выполняют задания.
Задание N 1.
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла.
(Весна)
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?
(Апрель)
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
(Март) Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это (Май)
(по мере того как дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет картинку с изображением этого месяца)
В: -Ребята о чем были загадки? (о весне и весенних месяцах)
- Как называют весенние месяцы в народе? (март – протальник, апрель – снегогон, май – травень).
-А какие пословицы и поговорки о весне вы знаете? Д/упр. «Назови пословицы и поговорки о весне»
Сухой март — плодородие, дождливый — неурожай.
В марте мороз скрипуч, да не живуч.
Апрельский цветок ломает снежок.
Апрельский скворец - весны гонец.
Майская трава и голодного накормит.
Май - пора цветения.
Как в мае дождь, так будет и рожь.
В: -Молодцы ребята, вы справились с этим заданием.
Задание N 2.
Д/Игра "Исправь буквы"
(буквы Н, К, Е, выложенные из счетных палочек лежат на столе неправильной формы)
В: -Ребята, налетел сильный ветер и сломал буквы. Давайте поможем буквам обрести прежний вид.
(дети исправляют ошибку и подбирают слова, в которых звуки [ н], [ к ], [ и ] стоят в начале слова; в середине, в конце).
Задание № 3.
Физкультминутка
К лесу вместе мы идём, (Ходьба на месте)
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.
Тысяча цветов вокруг! (руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (поворот туловища направо – налево, руки на поясе.)
К солнцу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Вот так славно отдохнули! (руки опустили вниз)
Вокруг себя повернись и в лесу окажись.
(включается грамзапись пение птиц в лесу)
В: -Ребята, похоже, мы оказались с вами в лесу.
-Что мы видим с вами в этом "лесу"? (деревья и птиц)
-Давайте мы сейчас с вами хлопнем в ладоши, столько раз, сколько слогов в слове дерево. (3 раза)
А сейчас присядем столько, сколько слогов в слове птица. (2 раза)
Молодцы!
Задание № 4.
Д/И «Найди перелетных птиц»
(дети находят перелетных птиц и сажают их на цветущее дерево)
В: И с заданием № 4 вы справились на отлично, молодцы! В корзине остался еще один кубик. (Воспитатель достает кубик из корзины, дети называют звук[ а]и читают слово «БЕЛКА»)
Задание № 5.
Описание белки.
В: -Ребята, скажите белка какая? (пушистая, рыжая, зимой серая, прыгучая, быстрая, пугливая, трудолюбивая, запасливая, доверчивая, заботливая и т. д.)
-Где живет белка? (на дереве в дупле)
- Чем питается? (орехами, желудями, шишками).
В: - Ребята, давайте составим рассказ о белке, используя мнемосхему.
«Это белка. У нее рыжая и пушистая шуба. Уши у нее треугольные, а на кончиках кисточки. Хвост у белки большой и пушистый. У белки 4 лапы. Они очень цепкие, поэтому белка может прыгать по деревьям. Живет белка на дереве в дупле. Питается она шишками, грибами и орехами».
Составление рассказа детьми. (опрос 3-4 детей)
В:- Ребята, посмотрите на белку, мне кажется она очень грустная. Как вы думаете, почему? (у нее нет бельчат)
В: - А, мы можем ей помочь? (Да)
В: - Как? (нарисуем ей маленьких рыженьких бельчат)
- Хорошо, но сначала подготовим пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика.
«Сидит белка на тележке (хлопки руками)
Продает она орешки (постукивание кулачками)
Кому в платок, (хлопки руками)
Кому в зубок, (кулачок об кулачок)
Кому в лапочку.»
- Ну вот, наши руки и отдохнули, пора приступить к работе. (воспитатель приглашает детей в мастерскую)
Рассматривания и анализ образца рисунка. Затем воспитатель обращает внимание детей на заготовки с изображением бельчонка, лежащие на столах у каждого ребенка.
- Что мы будем делать? (нарисуем бельчонку пушистую шубку)
- Чем будем рисовать пушистую шерстку? (жесткой кистью в технике «тычок»)
- С чего начнем раскрашивать шерстку? (сначала по контуру всего рисунка наносим тычки отрывистыми движениями от бумаги. Затем таким же образом раскрашиваем середину рисунка.)
Рассматривание детских работ, анализ.
В: - Ребята, вот и прошли мы все испытания, кончились и все наши кубики, да только не понятно, где же весенний сюрприз? Давайте, заглянем в корзину внимательно. (Дети находят на дне корзины цветной круг, на нём написано место нахождения сюрприза)
"Ребята! Вы просто молодцы! Раз вы нашли это послание, значит, вы справились со всеми моими заданиями. Ну а теперь внимание! Чтобы найти сюрприз, вы должны сделать 2шага вперёд, 3 шага влево, и 4 шага вправо.
С наилучшими пожеланиям, Фея Знаний. " (Дети находят сладкий сюрприз).