МААМ-картинки

Конспект весенней экскурсии с детьми в детском саду

Ясуркаева Зарема
Конспект весенней экскурсии с детьми в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: осознание детьми причин и общих закономерностей сезонных изменений в природе на основе обобщения имеющихся у них знаний.

Задачи:

— учить находить и обосновывать признаки весны;

— формировать умения спорить, доказывать, высказывать свою точку зрения.

Место в образовательном процессе: познавательное занятие, экскурсия или прогулка.

Материалы и оборудование: палочка для рисования на земле либо ученическая доска и мел.

Публикация «Конспект весенней экскурсии с детьми в детском саду» размещена в разделах

Место проведения: участок детского сада.

Методы образования: рассказ, беседа, дискуссия, экспериментирование, логические рассуждения.

Интеграция направлений развития детей: социально-коммуникативное, познавательно-исследовательское, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

Организация детей: свободная. Общий тон экскурсии — игровой : воспитатель, как бы играя, противоречит детям и тем самым заставляет их находить неопровержимые доказательства своей правоты.

Методические рекомендации

Данная экскурсия сложна как по форме, так и по содержанию. В ней важно четко выявить логику фенологических процессов.

Экскурсия состоит из трех блоков. Каждый последующий блок дополняет и развивает представления, полученные в предыдущих блоках. В полном объеме данную экскурсию можно проводить только в очень сильной группе. В обычной группе материал целесообразно разделить на два занятия или даже ограничиться первым блоком.

Особое внимание следует обратить на повторяемость одних и тех же приемов и фраз в каждом блоке. Это нарочитое внешнее упрощение сделано для того, чтобы подчеркнуть сложность внутренних мыслительных процессов, приводящих к получению новых знаний путем логических рассуждений. Внешние методические «украшения» на данной экскурсии неуместны, они отвлекают детей от размышления.

Блок 1

Задача: учить находить в окружающей природе признаки весны.

Блок базируется на следующем методическом приеме: дети называют признак весны, а воспитатель им не верит, требует обоснований и противоречит детям до тех пор, пока они не находят неоспоримых доказательств своей правоты. Сложность заключается в том, что дошкольники будут называть признаки и выдвигать доказательства в произвольной последовательности, и воспитатель должен в каждый момент быть готовым найти свое возражение. Чем изобретательнее он окажется, тем интереснее пройдет экскурсия. Дети обычно с удовольствием включаются в такую игру. Приведем пример.

Воспитатель. Вот и наступила долгожданная осень.

Дети. Весна!

Воспитатель. Почему весна? А мне кажется, осень.

Дети. Уже снег тает!

Воспитатель. А может, это осенью выпал первый снег и сразу же начал таять?

Дети. Он старый, грязный.

Воспитатель. Осенью тоже снег бывает грязным, когда смешается с землей.

Дети. Раньше его было много, а теперь стало мало.

Воспитатель. Это вы вспоминаете про прошлый год?

(И так далее, пока дети не приведут веские аргументы, что этот снег — тающий. Нужно, чтобы эти доказательства они не вспоминали, а именно находили в окружающей природе. Тогда будет решена основная задача любой экскурсии —уметь видеть то, что совершается в природе. Наконец, воспитатель «сдается» : «Кажется, вы правы. Переходим к следующему признаку».)

Дети. На деревьях нет листьев.

Воспитатель. Ну, конечно, они только что опали. Ведь начинается осень. Вон сколько листьев лежит под деревьями.

Дети. Нет, они давно опали.

Воспитатель. Не верю. Мне кажется, на прошлой неделе все деревья были зелеными.

Дети. Посмотрите, они же старые, уже все сгнили.

(И так далее, пока дети не «убедят» воспитателя.)

Растет первая травка.

Воспитатель. А может, это уже последняя травка? Посмотрите, сколько кругом сухой травы.

И т. д.

(Когда все признаки и доказательства исчерпаны, воспитатель говорит, что дети его убедили: сейчас действительно весна, а не осень.)

Блок 2

Задача: учить определять причины наступивших сезонных явлений.

Во втором блоке методический прием меняется. Воспитатель задает детям только первый вопрос, а затем — что бы они ни ответили — в первой половине блока только вопрос «Почему?», во второй половине — «А что потом?» При этом он не навязывает детям своей логики, а следует за детской мыслью. Приведем пример.

Воспитатель. Кто скажет, почему появились проталины? ( Ответ детей: «Потому что стало теплее».)

А почему стало теплее? ( Ответ детей: «Потому что солнышко греет сильнее».)

Почему солнышко греет сильнее? ( Ответ детей: «Потому что оно стало выше».)

И т. д.

(В заключение данного фрагмента воспитатель обобщает.)

Главный признак весны — положение Солнца на небе. Раз оно становится выше, значит, греет сильнее. Вот и стало теплее на Земле. Появились проталины. А что потом? ( Ответ детей: «Появятся травка, листики на деревьях».)

А потом? ( Ответ детей: «Проснутся насекомые».)

А потом? (И т. д. вслед за мыслью детей.)

Блок 3

Задача: способствовать осознанию в обобщенном виде зависимости сезонных изменений в природе от положения Солнца на небе.

Воспитатель. Как вы думаете, если Солнце поднимется еще выше, чем сейчас, станет теплее или холоднее? ( Ответ детей: «Теплее».)

Какое время года тогда наступит? ( Ответ детей: «Лето».)

А потом что будет с Солнцем? Так и останется высоко? ( Ответ детей: «Нет, оно опять начнет снижаться».)

Какое время года наступит? ( Ответ детей: «Осень (зима)».)

Вот мы и дошли до самого главного. Как Солнце ходит по небу? То выше, то ниже. (Для иллюстрации этого положения воспитатель рисует на земле, на снегу или на ученической доске, если беседа продолжена в групповой комнате, волнообразную кривую и привлекает внимание детей к каждой ее части). Когда Солнце здесь (показывает на самую верхнюю точку кривой, какое время года бывает? ( Ответ детей: «Лето».)

А здесь? (Показывает на самую нижнюю точку.) ( Ответ детей: «Зима».)

А потом, когда солнышко поднимается? (Показывает восходящую часть кривой). ( Ответ детей: «Весна».)

А когда стоит высоко-высоко? (Ставит указку на самую верхнюю точку.) ( Ответ детей: «Лето».)

А когда опускается? (Переводит указку на нисходящую часть кривой.) ( Ответ детей: «Осень».)

А когда опять стоит низко? (Снова ставит указку в самую нижнюю точку кривой.) ( Ответ детей: «Опять зима».)

А теперь, когда мы все поняли, скажите, отчего происходит смена времен года? ( Ответ детей: «От того, что меняется положение Солнца на небе. Когда оно стоит низко над Землей, бывает зима, когда высоко—лето, когда поднимается — весна, когда опускается — осень».) (Перемещая указку в нужные точки, взрослый помогает детям сформулировать данную зависимость самостоятельно.)

Молодцы, вы во всем хорошо разобрались

Публикации по теме:

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Фотоотчет о зимней прогулке с детьми в детском садуФотоотчет о зимней прогулке с детьми в детском саду Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с Вами фотоотчетом о зимней прогулке с детьми в детском саду. Зима.

Фотоотчёт о подвижных играх с детьми на прогулке в детском садуФотоотчёт о подвижных играх с детьми на прогулке в детском саду Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений.

Фотозоны для фотосессии с детьми «Яркая осень в детском саду»Фотозоны для фотосессии с детьми «Яркая осень в детском саду» Осень прекрасная пора для творчества,ярких фотографий,фотосессий с осенними красками. На прогулке с детьми мы воспользовались этой.

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы «Космический робот в детском саду»Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы «Космический робот в детском саду» «Космический Робот в детском саду» Цель: Познакомить детей с электричеством и правилами безопасного обращения с ним. Задачи: Образовательные:.

Конспект весенней экскурсии «К нам весна шагает» в подготовительной группеКонспект весенней экскурсии «К нам весна шагает» в подготовительной группе Конспект весенней экскурсии Тема: К нам весна шагает. Цель: осознание детьми причин и общих закономерностей сезонных изменений в природе.

Консультация для педагогов «О речи воспитателя в детском саду с детьми» Консультация для педагогов на тему:"О речи воспитателя в детском саду с детьми" Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают.

Космическая неделя в детском саду с детьми средней группыКосмическая неделя в детском саду с детьми средней группы Звездное небо всегда привлекало взоры людей, манило своей неизвестностью. Люди мечтали узнать о космосе как можно больше. Но как объяснить.

Организация экскурсии в детском садуОрганизация экскурсии в детском саду При организации экскурсии большое внимание уделяется экологической направленности содержания и исследовательской направленности деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект весенней экскурсии с детьми в детском саду
Опубликовано: 3 апреля 2024 в 10:05
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект весенней экскурсии с детьми в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Ясуркаева Зарема (УИ 2777234) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД