Баранова Елена
«Весна пришла, птиц созвала». Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ Пильнинский детский сад №3 «Буратино»
Конспект
логопедического занятия
для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
тема «Весна пришла, птиц созвала»
(с использованием ИКТ и обучающей презентации.)
Подготовила учитель-логопед Баранова Е. Ю.
п. Пильна
2015 г.
Цель занятия : активизация речевой и познавательной активности.
Задачи
Публикация «„Весна пришла, птиц созвала“, Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
образовательные: уточнять и расширять знания детей о весне и перелетных птицах; расширять и активизировать словарь по темам «Весна» (характерные признаки весны : снег тает, солнце ярко светит, на деревьях набухают почки, оживает природа, «Перелетные птицы» (выделять и называть внешние признаки, строение); совершенствовать интонационную выразительность речи; продолжать работу над дикцией (чтение чистоговорок); закреплять навыки правильного произношения поставленных звуков.
развивающие: совершенствовать грамматический строй речи (согласование всех частей речи в предложении); развивать фонематическое восприятие и слух; формировать правильное речевое дыхание; развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику; продолжать совершенствовать восприятие, внимание, память, мышление детей; развивать зрительное, логическое мышление, тактильную чувствительность.
воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение и любовь к природе, умение замечать красоту весны; вызвать эстетические чувства, яркие эмоции ;воспитывать самостоятельность, усидчивость, желание активно работать на занятии.
Материалы и оборудование: обучающая презентация по занятию, веер, фонарик, кусочки синтепона, солнышко, лучики, запись «Голоса птиц», сухой бассейн с картинками (перо, голова птицы, хвост, лапы, туловище, ноутбук, музыкальное сопровождение, шаблоны птиц, бумага, цветные карандаши
Ход занятия.
Организационный момент
Учитель-логопед : Здравствуйте, ребята! Какое прекрасное утро! Давайте улыбнемся,пожмём друг другу руку и пожелаем доброго утра. (Дети по очереди, поворачиваясь друг к другу, пожимают руки, желают доброго утра)
Основная часть
Учитель-логопед : Ребята, прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?
Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла… весна. (Слайд 1)
Учитель-логопед : Ребята, я так рада, что, наконец, пришла долгожданная теплая, солнечная весна! Хочется радоваться солнышку и пению птиц. С приходом весны все оживает вокруг. (Слайд 2 «Весна»)
Что же происходит в природе весной?
Дети. Солнце светит все ярче и теплее.
Небо голубое, высокое.
Тают снега, появляются проталины.
Весело звенят ручьи, начинается капель.
На деревьях набухают почки. Зеленеет первая травка.
. Прилетают птицы.
От зимней спячки просыпаются звери.
Появляются насекомые.
Речевая игра «Собери лучики»
Учитель-логопед : Посмотрите, какое весеннее солнышко светит нам, только где же его лучики? Солнышко рассыпало свои лучи по полям и рекам, селам и городам. Давайте соберем лучики и вспомним весенние приметы, пословицы и поговорки о весне.
(Дети называют приметы, пословицы о весне прикладывают лучики).
Учитель-логопед :
(Дети закрывают глаза, учитель-логопед веером машет на детей.)
Учитель-логопед : Ребята, что вы теперь почувствовали? Какой бывает ветер весной?
Дети. Весенний, теплый, холодный, слабый, сильный). (Слайд 3)
Дыхательное упражнение «Ветер»
— Подул ветер. Как ласково можно назвать ветер? (Ветерок) Подул маленький ветерок: у-у-у (тихо). Подул сильный ветер: У-У-У (громко)
(Учитель-логопед включает фонарик).
Учитель-логопед : Что вы видите? Что делает фонарик?
Дети. Фонарик ярко светит.
А что напоминает вам фонарик? Какое весеннее солнце?
Дети. Весеннее солнце. Оно теплое, яркое, желтое. (Слайд 4)
(Дети закрывают глаза, учитель-логопед дает в руки пушистый коврик)
Учитель-логопед : На что похоже весной, то, что вы потрогали?
Дети. Травка, почки на деревьях. (Слайд 6)
Учитель-логопед : Веселый Язычок тоже очень рад приходу весны. Послушайте мой рассказ
Артикуляционная гимнастика «История Веселого Язычка» (Слайд 7)
Наступила весна и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы : — высоко на ели куковала кукушка: «Ку-ку-ку» (звукоподражание);
— отыскивая маленьких жучков, по коре дерева стучал дятел; «Д-д-д» (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку («Лопатка»). Сел язычок на пенёк («Грибок») и огляделся («Часики»). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть). Язычок поспешил домой к маме.
Учитель-логопед :
Эй, ребята, не зевать!
Будем слоги повторять.
Массаж пальцев с шестигранным карандашом
На-на-на — вот пришла весна.
Ны-ны-ны - долго не было весны
Ко-ко-ко - ярко светит солнышко
Ку- ку- ку - руки тянем к солнышку
Ка-ка-ка — бежит река.
Ол-ол-ол — дождь пошел.
Ва-ва-ва — вырастет трава.
Ты-ты-ты — появились цветы.
Гу-гу-гу — погуляем на лугу.
Учитель-логопед : С приходом весны из теплых стран домой возвращаются перелетные птицы. Они тоже рады весне. А какие птицы прилетели, вы узнаете, отгадав загадки. Слушайте внимательно.
Речевая игра «Загадки, на картинках отгадки».
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач) (Слайд9)
— Послушайте, пожалуйста, как кричит грач (аудиозапись).
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его… (Скворец) (Слайд 10)
— Послушайте, как поет скворец (аудиозапись).
Не ворона, не синица,
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку,
Раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка) (Слайд 11)
— А вот как кричит кукушка (аудиозапись).
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка) (Слайд 12)
— Так поет ласточка (аудиозапись).
Он твердит одно «Га-га»
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь.
Ну конечно это… (Гусь) (Слайд 13)
— Так кричит гусь (аудиозапись).
Носик лопаткой,
Красные лапки,
Плавает, ныряет,
Крякать обожает! (Утка) (Слайд 14)
— А вот как кричит утка (аудиозапись).
В небе осенью курлычут,
За собою в небо кличут.
Долго манят нас вдали…
Кто скажите… (Журавли) (Слайд 15)
— Так кричат журавли (аудиозапись).
Раньше всех из птиц встает,
Солнцу песенку поет.
Все живое поднимает.
Как ту птичку называют? (Жаворонок) (Слайд16)
Учитель-логопед : Ребята, расскажите, что общего есть у всех птиц? (У них есть голова, шея, крылья, клюв, хвост, 2 лапки. Их тело покрыто перьями). Я предлагаю вам найти в сухом бассейне карточки, с изображением частей птицы и назвать их.
Игра «Найди и назови»
Учитель-логопед : А теперь поиграем в игру «Кто как голос подает?» (Слайд 17) Будьте внимательны. Вы должны не только сказать, как поёт птица, но и прохлопать в ладоши слоги. Готовы?
Кукушка — ку-ку-ет.
Утка — кря-ка-ет.
Ласточка — ще-бе-чет.
Скворец — по-ет.
Журавль — кур-лы-чет.
Гусь — го-го-чет.
Утка – кря-ка-ет.
Жаворонок – по-ет.
Учитель-логопед : Ребята, вокруг себя вы повернитесь, в малых птичек превратитесь! Поиграем, птички!
Физкультминутка
Вот летали птички,
Крыльями махали. (махать руками, как крыльями)
На дорожку сели,
Зернышки поели. (присесть на корточки, пальцами постучать по полу)
Прыгали по веткам,
Чтоб сильней стать деткам. (прыжки на месте)
А лисичка прибежала
И всех птичек распугала. (убежать на свои места)
Учитель-логопед : Вокруг себя повернитесь, в ребят опять превратитесь. Вы были внимательными птичками!
Речевая игра «Закончи предложения словом «Журавль»
Учитель-логопед : Предлагаю вам послушать рассказ и закончить предложения.
— В поле я увидела… (журавля). Я долго наблюдала за (журавлем). Мне понравился этот красивый и стройный (журавль). Но он испугался и улетел. Кружась в небе, расправив крылья, красиво летел… (журавль). Я рассказала маме о (журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать… (журавля). Я обещала маме не подходить к … (журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за… (журавлем).
Учитель-логопед : Ребята, пока птицы летели к нам с юга, растеряли перья. Предлагаю помочь птицам, подарить им перышки.
(дети раскрашивают часть птицы в соответствующий цвет.)
Учитель-логопед : Молодцы ребята! Справились с заданием. Посмотрите, какие птицы красивые получились.
Итог занятия. О каком времени года мы сегодня с вами говорили? Какие птицы прилетают к нам весной из теплых стран? Что вам сегодня запомнилось интересного? Что было для вас самым трудным? (ответы детей) Мне понравилось, как вы работали на занятии : внимательно слушали, думали, отвечали. Вы справились со всеми заданиями, молодцы! Спасибо!