Приложение МААМ

Вестибулярные пластинки в работе логопеда

Юлия Макарова
Вестибулярные пластинки в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

В большинстве случаев речевые патологии так или иначе связаны с врожденными или приобретенными дефектами органов речи.

Когда к специалистам обращаются родители детей, нуждающихся в помощи логопеда, их многочисленные вопросы в основном сводятся к следующему:

- каковы причины речевых расстройств;

- что можно сделать для их профилактики и лечения;

- куда и к каким специалистам следует обращаться.

И здесь на помощь логопеду приходит ортодонт.

Публикация «Вестибулярные пластинки в работе логопеда» размещена в разделах

В большинстве случаев речевые патологии так или иначе связаны с врожденными или приобретенными дефектами органов речи.

Знание логопедом особенностей артикуляционного аппарата, характерных для того или иного возраста, помогает ему определить факторы риска развития аномалий зубочелюстной и артикуляционной системы и позволяет предположить наличие у ребенка механической дислалии. Чаще всего отклонения в развитии артикуляционного аппарата проявляются именно в период сформированного молочного прикуса, когда у детей закрепляются вредные привычки.

Немецкими специалистами разработаны аппараты, которые в сочетании с традиционной миотерапией помогают логопеду достичь хороших результатов коррекции речевых нарушений.

Более 30 лет вестибулярные пластинки широко известны в детской стоматологии и ортодонтии и признаны как эффективное средство предупреждения деформации зубочелюстной системы и превентивного лечения в период молочного и сменного прикуса. (Различные виды вестибулярных пластинок, разработанные профессором Хинцем, позволяют:

- эффективно бороться с детской привычкой сосать пальцы, соску;

- перевести ротовое дыхание ребенка в носовое;

- развить круговую мышцу рта и нормализовать смыкание губ;

- корректировать инфантильное глотание;

- корректировать недоразвитие нижней челюсти;

- осуществлять миофункциональную тренировку;

- стимулировать процесс естественной саморегуляции растущего организма;

- эффективно корректировать дефекты речи.

В тех случаях, когда аномалия развития зубочелюстной системы выявлена еще на стадии молочного прикуса, стимуляция процесса саморегуляции с помощью вестибулярных пластинок позволяет нормализовать развитие зубочелюстной системы, а следовательно, помочь и коррекции речевых нарушений.

Вестибулярная пластинка свободно располагается во рту перед зубами и удерживается на месте благодаря смыкательному рефлексу губ. Этот рефлекс закрепляется во время дневного ношения (2-3 часа в день) – таким образом тренируется круговая мышца рта, и пластинка способна удерживаться и днем и ночью – это является большим преимуществом перед всеми другими способами миотерапии, благодаря тому, что мышечная “память” работает круглые сутки.

При использовании пластинок необходимо также параллельно выполнять дыхательные и мышечные упражнения. Эти упражнения должны быть простыми, чтобы их могли понимать и выполнять дети.

Успешное применение пластинок для коррекции речевых и ортодонтических нарушений возможно с трех лет, когда дети уже вполне осознанно воспринимабт лечение. Миофункциональная терапия приобретает свою значимость только в том случае, если ребенок понимает ее необходимость и становится активным соучастником процесса функционального воспитания, сознательно старается избавиться от дефектов речи и вредных привычек. Это позволяет протекать процессу развития естественно, без принуждения и повышает стабильность результатов лечения.

Особое внимание должно уделяться дисциплине и регулярности использования пластинок. При этом необходимо приводить ребенка на прием к врачу два раза в месяц, в последующем, когда врач убедится в позитивной динамике процесса, раз в месяц. В среднем курс лечения продолжается три месяца. Очень важно, чтобы ребенку в этот период оказывалась психологическая поддержка со стороны не только логопеда, но и со стороны родителей и близких.

Вестибулярные пластинки выпускаются двух размеров. Пластинка размера I с красным кольцом (радиус 22,5 мм) предназначена для детей с молочным прикусом, пластинка размера II с синим кольцом (радиус 30 мм) – для детей со сменным прикусом (5-7 лет).

Пластинки и того и другого размера выпускаются мягкие (из силикона) и жесткие (из пластмассы). Мягкие пластинки применяются для нормализации функций, жесткие – для исправления конфигурации челюстей и зубов.

Существует два вида пластинок : с проволочной заслонкой для языка и с бусинкой для стимулирования языка (бусинка, закрепленная на проволоке, удерживает язык в физиологически правильном нёбном положении). Эти пластинки сделаны из прозрачного гипоаллергенного материала, что помогает контролировать положение языка.

Если у ребенка открытый прикус и он во время постановки логопедом звука (при межзубном сигматизме) не может придать своему языку нужное положение, то заслонка пластинки мешает ребенку прокладывать язык между зубами, помогая таким образом и в лечении открытого прикуса. Пластинку с бусинкой можно применять при артикуляционной гимнастике для коррекции звуков [р] и шипящих, а также при дизартрии, для которой характерны парезы артикуляционных мышц. Поместив пластинку в полость рта, ребенок сразу начинает инстинктивно катать бусинку языком по твердому нёбу, стимулируя таким образом тонус язычной мышцы. Применять эту пластинку можно как во время занятий с логопедом, так и дома. Пластинку с бусинкой можно рекомендовать при лечении:

- функциональной ринолалии, обусловленной недостаточным подъемом мягкого нёба, фонации у детей с вялой артикуляцией. Одна из функциональных форм – привычная открытая ринолалия – наблюдается часто после удаления аденоидных разрастаний или, реже, после постдифтеритного пареза. Ринолалия возникает в результате ограничения подвижности мягкого нёба;

- врожденной ринолалии после проведенной операции по устранению врожденной расщелины нёба. Характерным для детей с ринолалией является изменение оральной чувствительности. Эти отклонения в произношении связаны с дисфункцией сенсомотор ных проводящих путей. Пластинка с бусинкой будет способствовать тренировке вялых мышц и тканей полости рта;

- брофилалии – патологически замедленном темпе речи;

- такелалии – патологически ускоренном темпе речи, когда при недостаточность артикуляционного аппарата, дети испытывают трудности в произношении необычных и трудных слов;

- заикания – одного из проявлений нарушения темпоритмической организации речи, обусловленного судорожным напряжением мышц речевого аппарата.

Лечение при помощи вестибулярных пластинок показано детям от 3 до 7 лет с проблемами речи, причина которых обусловлена дисфункцией мягких тканей, участвующих в процессе артикуляции. Вестибулярные пластинки активизируют механизмы саморегуляции в растущем организме, и предпосылкой этому становится устранение вредных миофункциональных влияний. Использование пластинок значительно повышает эффективность упражнений, выполняемых ребенком днем. Благодаря эффекту мышечной “памяти” результаты активной дневной миокоррекции закрепляются во время ночного ношения аппарата.

Простота использования этих аппаратов, а также игровые моменты такого лечения привлекательны для детей и способствуют вовлечению их в этот процесс.

Публикации по теме:

Использование тауматропа в работе логопедаИспользование тауматропа в работе логопеда Организация обучения детей с нарушениями речи предусматривает постоянную эмоциональную поддержку детей на занятиях и интереса к изучаемому.

Консультация «Буккальный массаж в работе логопеда»Консультация «Буккальный массаж в работе логопеда» Цель: познакомить педагогов, родителей с универсальной техникой массажа, которая несет не только эстетический, но и выраженный оздоровительный.

Дидактические игры помощники в работе логопедаДидактические игры помощники в работе логопеда «В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительно жизни».К. Д. Успенский Очень много сказано о важности.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Фотоотчет «ИКТ в работе логопеда»Фотоотчет «ИКТ в работе логопеда» ИКТ в работе логопеда. В современном образовательном пространстве всё большее место занимают компьютерные технологии. Не обошли эти прогрессивные.

Использование агамографа в работе учителя-логопедаИспользование агамографа в работе учителя-логопеда Агамограф - это сложенный "гармошкой" лист бумаги, на котором под определенным углом можно увидеть две картинки. Основа - это две картинки,.

Использование интеллект-карт в работе логопедаИспользование интеллект-карт в работе логопеда .

Использование конструктора Лего в работе логопедаИспользование конструктора Лего в работе логопеда МБДОУ ПГО «Детский сад №40 общеразвивающего вида» Фетисова Ксения Александровна, учитель-логопед. «Развиваем речь с помощью LEGO» «Развитие.

Консультация «Геометрический планшет в работе логопеда»Консультация «Геометрический планшет в работе логопеда» «Геоконт» - еще называют «дощечка с гвоздиками» или «разноцветные паутинки». Был придуман в середине xx века, а в России активно используется.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Вестибулярные пластинки в работе логопеда
Опубликовано: 10 апреля 2024 в 09:09
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Вестибулярные пластинки в работе логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Макарова (УИ 859399) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД