Лучший педагог года

Виды и причины возникновения заикания

ОЛЬГА ХАТКУТОВА
Виды и причины возникновения заикания

Заикание представляет собой один из наиболее сложных речевых нарушений. Это нарушение ритма, темпа и плавности речи, которое обусловлено судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Дьякова Е. А и Беляева Л. И отмечают, что внешнее заикание проявляется через органы артикуляции. Эти органы движутся со сбоями, дыхание напряжено и становится коротким, голос также напряжен. Очень часто при заикании речь возникает на вдохе. При этом отсутствует согласованность в работе дыхания, голоса и артикуляции. Таким образом, заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов.

Публикация «Виды и причины возникновения заикания» размещена в разделах

Проблема заикания считается одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства. В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, которая связана с накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). На рубеже XIX–XX веков заикание объясняли как следствие несовершенства периферического аппарата речи. К началу ХХ века все многообразие понимания механизмов заикания сводится к трем теоретическим направлениям:

заикание как спастический невроз координации, который происходит от раздражительной слабости речевых центров. Это было сформулировано в трудах И. А. Куссмауля, Г. Гутцмана, И. А. Сикорского.

заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Это направление было выдвинуто Т. Гепфнером и Э. Фрешельсом. Сторонниками были А. Либманн, Ю. А. Флоренская и Г. Д. Неткачев.

заикание как подсознательное проявление, которое развивается на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонниками этой теории были А. Адлер, Шнейдер.

Таким образом, в конце XIX – начале XX веков все определеннее становится мнение, что заикание представляет собой сложное психофизическое расстройство.

Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что заикание – внешнее проявление эмоциональных, невротических и речевых нарушений. Вероятность возникновения заикания возникает в возрасте от 2 до 5 лет. Это период становления фразовой речи, во время которого у большинства детей отмечаются физиологические запинки. Если ребенок учится лучше выражать свои мысли, запинки проявляются реже. Заиканием страдает примерно 3% детей. Его распространенность зависит от темпа речи. Причинами возникновения заикания могут быть :

– невропатические особенности и психические травмы – испуг, раздражительность, резкое обращение, повышенная утомляемость, эмоциональная лабильность, перегрузка впечатлениями и др. ;

– нервные заболевания или психические расстройства в семье;

– стремление быстрее высказывать свою мысль;

конституционные особенности ребенка: болезненная ранимость, слабость высшей нервной деятельности, подверженность психическим травмам;

поражение ЦНС: энцефалопатия, внутриутробные и родовые травмы, инфекционное и травматическое поражение головного мозга, тяжелые заболевания, которые ослабляют нервную систему ребенка;

возникновение на фоне общего недоразвития речи, когда отсутствует элементарный запас слов и грамматических средств для выражения мыслей;

– ускоренное развитие речи;

отягощенная речевая наследственность: заикание родственников, аномалии в строении речевого аппарата (расщелина неба, губы; челюстно–лицевые аномалии, укороченная подъязычная уздечка и проч., а также неряшливая, быстрая и неразборчивая речь окружающих. Заикание у ребенка может появиться и по причине подражания. Речь взрослого человека с подобным недостатком может наложить существенный негативный отпечаток на развитие речи ребенка.

Таким образом, причины, вызывающие заикание у детей, могут быть физиологического, психологического и социального характера.

Однако эти причины вызывают заикание не у всех детей. Объясняется это существованием предрасположенности к недугу – патология появляется при наличии определенных особенностей нервной системы ребенка. Одним из таких предрасполагающих факторов является поражение нервной системы органического типа. Большую роль играет болезненное состояние и пониженная устойчивость нервной системы ребенка. Заикание в отличие от большинства других речевых нарушений бывает длительным и стойким.

По этиологическому признаку Г. А. Волкова выделяет:

– функциональное или невротическое заикание (логоневроз)заикание, при котором у ребенка отсутствуют ярко выраженные нарушения со стороны невралгии. Исследования головного мозга не выявляют значимых отклонений в его функционировании. Речевое и моторное развитие – нормальное или раннее. При логоневрозе ребенок может совсем не заикаться в спокойной обстановке, но, если он начинает волноваться, заикание усиливается. Данный тип заикания встречается у легковозбудимых и нервных детей. Часто наблюдается проявление логофобии (боязни говорить, а также избегающего поведения.

Невротическому заиканию свойственна сезонность. Как и у всех хронических заболеваний, обострения, зачастую, случаются осенью и весной. Функциональное заикание возникает чаще всего у детей в возрасте от 2 до 5 лет. Этот период характеризуется активным формированием звукопроизношения и речи в целом, при еще недостаточно сформированной и достаточно хрупкой речевой функции.

– органическое или неврозоподобное заикание. Этот тип заикания может быть вызван органическими поражениями ЦНС (черепно–мозговые травмы, нейроинфекции и др.). ЭЭГ, в таких случаях, выявляет отклонения в функционировании головного мозга. У таких детей наблюдается нарушения моторики, что отражается и на артикуляции. Они поздно начинают говорить. Характер заикания у них не меняется, в зависимости от эмоционального состояния, смены ситуаций или сезонов. Органическое заикание часто сопровождается нервными тиками, навязчивыми движениями и выраженной судорожностью речи.

Органическое заикание проявляется, как правило, у детей на 3–4 году жизни. Оно усиливается постепенно. В отличие от логоневроза, характеризуется постоянностью симтоматики. Дети с неврозоподобным заиканием беспокойны, непоседливы и суетливы. Они отличаются моторной неловкостью и плохой координацией движений. У них наблюдается нарушение произношения многих букв. Сложности с фонематическим и музыкальным слухом.

Различают также клонический и тонический типы заикания. Клоническое заикание характеризуется многократным повторением начальных слогов или начальной буквы.

Если ребенку вовремя не была оказана необходимая помощь со временем этот тип может перейти в более сложный – тонический. Тоническое заикание характеризуется наличием длительных пауз и «нажима» на согласные или гласные звуки. Кроме этого бывают смешанные типы заикания (клоно–тонический и тоно–клонический).

При клоно–тоническом заикании ребенок то повторяет по несколько раз, то останавливается на каком–либо звуке и долго не может произнести слово. При тоно–клоническом типе наблюдаются остановки длительного характера и «нажим» на согласные звуки. М. И. Буянов и Б. З. Драпкин (1973) предложили разделить заикание на невротический, неврозоподобный и смешанный виды.

Клиническая и этиопатогенетическая обоснованность подобного разграничения была заложена в работах Л. И. Беляковой, Н. М. Асатиани, Н. А. Власовой, В. В. Ковалева, В. С. Кочергиной и других отечественных исследователей речевых нарушений.

Состояние речи заикающихся детей может меняться. В большинстве случаев заикание имеет способность к рецидиву, нередко периоды улучшения речевой функции могут сменяться ее ухудшением.

Публикации по теме:

Дефекты осанки и причины их возникновения Дефекты осанки и причины их возникновения Нарушение осанки, по мнению С. М. Чечельницкой, это неструктурная или функциональная деформация.

Детская аутоагрессия: причины и пути выхода Детская аутоагрессия – причины и пути выхода Бывают такие случаи, когда становишься свидетелем того, как маленький ребенок начинает бить.

Памятка «Причины детского дорожно-транспортного травматизма» "Причины детского дорожно-транспортного травматизма" * Неумение наблюдать. * Невнимательность. * Недостаточный надзор взрослых за поведением.

Причины болезни во время адаптации 1. Дети, не посещающие общественное место: дошкольное учреждение мало сталкиваются с вирусами. 2. Адаптация,как правило проходит с болезнями.

Консультация для логопедов «Причины и виды речевых нарушений и их профилактика» «Причины и виды нарушений в речевом развитии детей.» Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление,.

Причины трудностей и капризов при одевании Пока ребенок совсем мал, его одевают мама с папой. Но через некоторое время, когда он становится старше, возникает необходимость учить его.

Ранняя диагностика и целесообразность устранения заикания в дошкольном возрасте Лукашина Наталья Александровна Для Вас родители! Заикание – сложная речевая патология. Чаще всего возникает в дошкольном возрасте. Это.

Роль игровой деятельности в процессе избавления детей от заикания Заикание считается тяжелым, трудно излечимым заболеванием. Заикающиеся дети характеризуются такими особенностями поведения, как тревожность,.

Роль театрализованных игр в коррекции заикания. В работе с заикающимися детьми недостаточно использование только логопедических приёмов. Необходимо выполнять особые упражнения, которые.

Три причины пройти аттестацию Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач Ежегодно тысячи педагогов проходят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Виды и причины возникновения заикания
Опубликовано: 4 августа 2016 в 08:16
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД