Папки-передвижки

Виды культурных практик и формы их введения в жизнь дошкольников

Ольга Чекушкина
Виды культурных практик и формы их введения в жизнь дошкольников

Понятие «культурные практики является достаточно новым и весьма активно обсуждаемым в последнее время. Данное понятие имеет несколько трактовок.

- Это обычные, привычные для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности.

- Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни

- Это апробация новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

Публикация «Виды культурных практик и формы их введения в жизнь дошкольников» размещена в разделах

- Это стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.

- Это приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи и т. п.

Культурные практики в системе дошкольного образования – это тип организации и самоорганизации детской деятельности ребёнка, требующей и воспроизводящей определённый набор социально-нормативных характеристик на определенном возрастном этапе дошкольного детства на основе следующих видов культурных практик, предложенных кандидатом педагогических наук Масловской Светланой Викторовной:

- правовые практики;

- практики культурной идентификации;

- практики целостности телесно-душевно-духовной организации личности ребенка;

- практики свободы;

- практики расширения возможностей ребенка.

Рассмотрим подробнее данные виды культурных практик

Правовые практики – это практики готовности ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать

Данные практики дают возможность :

знакомству детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека;

воспитанию уважения и терпимости, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков;

формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово;

воспитанию уважения к достоинству и личным правам другого человека;

вовлечению в деятельность соответствующую общественным нормам и правилам поведения.

создаю условий для развития у детей потребностей и способностей к:

- самопознанию - «Узнай себя»;

- самоопределению – «Выбирай себя»;

- самореализации – «Проявляй себя»;

- саморегуляции –«Контролируй себя»;

- совместной деятельности с другими – «Действуй совместно».

Практики культурной идентификации в детской деятельности – это практики познания ребенком мира культуры, а также осознания, одухотворения и реализации ребенком себя в мире культуры.

Данные практики способствуют :

формированию ребенком представления: о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;

реализации ребенком собственного художественного замысла и воплощения его в рисунке, рассказе и др.

интеграции ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей.

Практики целостности телесно – душевно – духовной организации личности ребенка – это способность и возможность ребенка целенаправленно и безопасно познавать свои телесные возможности, созидать комфортное душевное состояние, преобразовывать предметно-развивающую среду как практики целостности личности.

Данные практики способствуют формированию целостности :

физического развития ребенка – как сформированности основных физических качеств, потребности ребенка в физической активности; овладению им основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельному выполнению доступных возрасту гигиенических процедур, а также соблюдению элементарных правил здорового образа жизни;

эмоционально-ценностного развития – как совокупности сознательной, эмоциональной и волевой сфер жизнедеятельности ребенка (эмоциональной отзывчивости; сопереживания другому; способность планировать действия на основе первичных ценностных представлений);

духовного развития – как проявления бескорыстия и потребности познания – мира, себя, смысла и назначения своей жизни (любознательность, способность решать интеллектуальные задачи; владение универсальными предпосылками учебной деятельности; способность планировать свои действия).

Практики свободы – это практики выбора ребенком самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом развивающей предметно- пространственной среды, обеспечивающие выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющие ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Практики свободы способствуют:

активности ребенка; принятию живого заинтересованного участия в образовательном процессе; умению в случаях затруднений обращаться за помощью к взрослому; формированию способности управлять своим поведением;

овладению конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми и способностью изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации;

формированию способности планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способности самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.

Практики расширения возможностей ребенка- это способность и возможность ребенка целенаправленно (безопасно) познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность.

Данные практики способствуют :

развитию способности решать интеллектуальные задачи (проблемы, адекватные возрасту;

применению самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим;

развитию способности преобразовывать способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации.

Следующий существенный вопрос — какой должна быть форма введения этих культурных практик в жизнь дошкольников?

Как известно, передача ребенку средств и способов деятельности в принципе возможна тремя путями:

1. Через наблюдение за старшими (взрослыми, являющимися носителями культурных образцов.

2. Через непосредственное включение в их деятельность.

3. Через специальное обучение отдельным элементам искусственно расчлененной деятельности.

Два первых пути определяются как неформальное партнерство взрослого и детей (партнерская позиция взрослого, третий — как прямое обучение (учительская позиция взрослого).

Дошкольный возраст связан с потребностью ребенка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним. Развитие ребенка во многом зависит от практики взаимодействия с другими людьми, строящейся на основе отношений взаимного уважения. Именно в рамках этих отношений закладываются умения взглянуть на вещи, события с разных сторон и умения увидеть вещи глазами другого, встать на его позицию, понять его желания.

Л. С. Выготский, рассуждая о том, какие программы способствуют развитию, указывал, что до трех лет ребенок обучается по спонтанным (своим собственным) программам, после семи лет - по реактивным программам (то есть по программам взрослого, а дошкольный возраст - время спонтанно-реактивных программ (сочетания собственного интереса ребенка и педагогических задач взрослого).

По сути, отвечая этой идее Л. С. Выготского, совместная партнерская деятельность взрослого с детьми должна задействовать двойную мотивацию ребенка: с одной стороны, стремление быть со взрослым, подражать ему, сотрудничать с ним, с другой — стремление делать то, что интересно.

Партнерство в организации образовательного процесса связывается, прежде всего, с такой функциональной характеристикой, как равноправное включение взрослого в процесс деятельности.

Возможны два варианта реализации взрослым позиции «включенного» партнера.

Он может ставить цель сам для себя («Я буду.») и начинать действовать, предоставляя детям возможность свободного выбора — подключиться к выполнению такой же работы или нет. В этом случае не получает оценки ни факт включения ребенка в процесс деятельности, ни ее результат. Такую позицию взрослого условно можно обозначить как «партнер-модель».

Взрослый может осуществлять свою партнерскую позицию и иначе: предлагать детям цели для работы, («Давайте будем.», и в ходе достижения этих целей проявлять заинтересованность в результатах, включаясь в обсуждение, в зависимости от характера цели — и во взаимодействие с другими участниками. Эта позиция трактуется как «партнер-сотрудник».

Таким образом, культурные практики, выступающие в образовательном процессе в форме партнерства взрослого с детьми, могут быть представлены для дошкольного возраста как стержневые, формообразующие, обеспечивающие в своем сочетании полноценное развитие ребенка. Они и должны составлять нормативное содержание целостного образовательного процесса в детском саду.

Список литературы:

1. Мид. М. «Культура и мир детства», М., 1988

2. Брунер Жд. «Культура образования», М., Просвещение, 2006

3. Крылова Н. Б. «Общая и прикладная культурология в решении актуальных задач организации и развития образования»,М., Смысл, 2010

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников в рамках введения ФГОС Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире и представляет серьезную проблему современности. По данным ВОЗ,.

Продуктивные виды деятельности дошкольников в контексте ФГОС до (детское конструирование) Дошкольное детство – важный, напряженный и ответственный период в развитии, как для самого ребенка, так и для взрослых, сопровождающих его.

«Речевое развитие дошкольников через различные виды деятельность» Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги.

Формирование у детей общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование) МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста направленности на мир общественных отношений в ходе реализации.

Инструкция по созданию краткосрочных образовательных практик (КОП-ов) Слайд №1. Я хочу вам представить тему: «Разработка программ краткосрочных образовательных практик в соответствие с ФГОС» Слайд № 2. На сентябрь.

Консультация для воспитателей «Формы работы по познавательному развитию дошкольников в условиях введения ФГОС» Одним из направлений деятельности ДОУ является познавательное развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.

Опыт работы по апробации краткосрочных образовательных практик (КОП) по ФГОС Опыт работы по ФГОС по апробации Краткосрочных образовательных практик (КОП) В настоящее время, сфера образования в Российской Федерации.

Сетка совместной деятельности и культурных практик в режимных моментах во второй младшей группе. Тема недели «Труд врача» вид деятельности Игровая Индивидуальная игра (сюжетно-ролевая) «На приеме у врача» Цель- использование ролевой задачи, самостоятельное.

Вариативные формы введения ФГОС для детей с ОВЗ МКОУ «Чкаловская школа – интернат» Доклад На методическое объединение учителей начальных классов Тема: «Вариативные формы обеспечения.

Виды нарушений звукопроизношения у дошкольников Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Виды культурных практик и формы их введения в жизнь дошкольников
Опубликовано: 15 августа 2016 в 13:05
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД