Получи документы

Виды нетрадиционных занятий, приемы привлечения и удержания внимания детей

Валентина Кожевникова
Виды нетрадиционных занятий, приемы привлечения и удержания внимания детей
▼ Скачать + Заказать документы

Нетрадиционные формы занятий.

Приемы удержания внимания детей.

Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на нелегкую, порой почти непроходимую дорогу. У каждого по-разному складывается судьба в профессии. Одни просто выполняют свои обязанности и не пытаются открыть ничего нового там, где, казалось бы, все открыто. Другие находятся в бесконечном поиске и совсем не хотят многократно повторять один и тот же путь с разными группами детей. Правы, наверное, и те и другие, и, может быть, именно оттого что есть такие разные подходы к жизни, к работе, образование постепенно, без рывков и скачков, идет вперед.

Публикация «Виды нетрадиционных занятий, приемы привлечения и удержания внимания детей» размещена в разделах

Сколько существует образование как отдельная отрасль и сфера общественного бытия, столько существуют педагогические инновации. Год за годом, цикл за циклом, сменяя друг друга, рождаются новые педагогические идеи, возникают технологии, обозначаются подходы. Следует понимать: новое и необычное само по себе не возникает, а является результатом изучения передового педагогического опыта поисков и экспериментов.

Педагоги дошкольного образования ищут пути создания условий, в которых будут новые возможности для раскрытия способностей ребенка, его полноценного развития, организуют образовательный процесс таким образом, чтобы осуществлялось эффективное взаимодействие между семьей и педагогическим коллективом, в полной мере реализовывались права ребенка.

Каждый педагог избирает свои ориентиры и направления в работе.

Чтобы приобрести опыт и найти что-то новое, нужно работать, искать, не бояться ошибиться.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ

Известно, что педагогическая деятельность носит творческий характер. Педагог разбивает педагогическую проблему на задачи и принимает решение. На принятие его решения влияют:

- знания педагога о природе педагогической действительности;

- знания педагогических теорий и концепций, а также способов решения педагогических задач;

- знания психологии человека, его психических особенностей и путей их развития;

- педагогический опыт;

- установки и позиции педагога;

- педагогическая интуиция.

Существует взаимосвязь профессиональной компетентности и творчества в деятельности педагога. И чем выше компетентность, тем ярче проявление творчества.

Сегодня мало педагогов, создающих объективно новые технологии обучения и воспитания. Но уже любое занятие, удачно комбинирующее известные методы и методики, нестандартно и в определенной мере является результатом творчества.

Создание новой системы из известных элементов, например системы индивидуально-дифференцированной работы с детьми на занятии, уже проявление творчества.

Построение и проведение каждого занятия требует от воспитателя творческого подхода. Так, например, любое занятие включает в себя не только устоявшуюся, сложившуюся или новую структуру его проведения, но всегда разное социально-психологическое состояние группы.

Проявление индивидуальности каждого участника занятия -это не всегда спланированный ход взаимодействия педагога с детьми, что серьезно влияет на проведение занятия.

Именно поэтому выделяют два вида результатов педагогической деятельности:

1) то новое, что связано с организацией педагогического процесса, его внешней формой, технологией, методикой (в том числе нетрадиционные формы работы);

2) другой (очень значимый аспект) предполагает психологические продукты деятельности (психологические новообразования личности).

Если следовать точке зрения Э. Фромма о том, что «каждый человек неповторим и уникален», то с позиции психологического результата «педагогическая деятельность является непременно творческой» (А. А. Реан).

Виды педагогического творчества.

Комбинированное –создание нового с использование старого

Инновационное – внесение совершенно нового

Исследовательское – создание нового, качественно меняющего деятельность педагога.

Виды нетрадиционных занятий :

- занятия-соревнования;

- занятия-КВН;

- театрализованные занятия;

- занятия-сюжетно-ролевые игры;

- занятия-консультации;

- занятия-взаимообучения;

- занятия-аукционы;

- занятия-сомнения (поиска истины);

- занятия-формулы;

- занятия-путешествия;

- бинарные занятия (авт. Дж. Родари);

- занятия-фантазии;

- занятия-концерты;

- занятия-диалоги;

- занятия типа «Следствие ведут знатоки»;

- занятия типа «Поле чудес»;

- занятия типа «Интеллектуальное казино».

Нетрадиционные формы занятий сложно анализировать, но можно идти от дидактических принципов и требований к занятию.

Требования к занятию :

1. Использование новейших достижений науки и практики.

2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.

3. Обеспечение условий для развития познавательной деятельности (учет интересов, наклонностей и потребностей ребенка).

4. Установление интегративных связей (взаимосвязь видов деятельности).

5. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.

6. Мотивация и активизация познавательной деятельности ребенка.

7. Логика построения занятия.

8. Эмоциональный компонент занятия.

9. Связь с жизнью и личным опытом ребенка.

10. Развитие умения самостоятельно добывать знания и пополнять их объем.

11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия.

Принципы, срабатывающие в нетрадиционных занятиях :

- постоянная обратная связь; диалогизация образовательного пространства;

- оптимизация развития (активная стимуляция развития); ~ эмоциональный подъем;

- добровольное участие (свобода выбора);

- погружение в проблему;

- свободное пространство;

- гармонизация развития.

Параметры оценки занятия :

1. Педагогическая ценность занятия (воспитательная, развивающая).

2. Структура занятия (зависит от индивидуального плана воспитателя).

3. Использование различных вариантов активизации деятельности ребенка (активное участие каждого ребенка; мотивационный и эмоциональный компоненты; развитие воображения, логики мышления и фантазии; успешность деятельности каждого ребенка).

4. Педагогическое мастерство воспитателя и культура преподнесения материала (спокойный и доброжелательный тон педагога; коммуникативная культура: умение выслушать, установить контакт, понять и ориентироваться в ситуации общения; умение видеть и понимать реакции детей - эмпатия; умение заинтересовать и увлечь; передавать свое душевное и эмоциональное состояние и заряжать им - харизматизм; свободное изложение материала занятия).

5. Художественное оформление и эстетика предметно-пространственной среды (костюмы, декорации, атрибуты, выставки, призы, особенности их использования на занятии).

Приемы привлечения и удержания внимания детей.

Название приема Описание приема

1 2

1. "Голосовая и эмоциональная модуляция" Изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса.

2. "Изменение темпа речи" Выдерживание паузы, резкое изменение темпа речи.

3. "Прерывание речи, использование антиципации" (догадки) Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для группы с просьбой произнести вслух то, на каком слове прервана речь.

4. «Провалы памяти» «Забывание» достаточно очевидных фрагментов речи с просьбой напомнить.

5. "Жестикуляция" Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией. При этом ладони открыты, жесты широкие и свободные.

6. "Риторические вопросы" Повторение основных моментов речи в форме вопроса, на который после небольшой паузы дает ответ сам педагог.

7. "Контрольные вопросы" Задаются по только что изложенному с требованием исчерпывающего ответа.

8. "Активное ассистирование" Закончив или прервав смысловой блок, педагог просит детей дополнить его рассказ на основе имеющихся у них знаний и опыта.

9. "Экстрараздражители" Как бы случайно, но главное -внезапно, педагог роняет ручку, резко открывает (закрывает) окно (дверь, включает (выключает) музыку и т. п.

10. «Ошибка воспитателя» Педагог намеренно допускает ошибку, а дети должны ее отметить. Если дети не заметили, то вернуться к ошибке и спросить: «Я верно говорю?»

Публикации по теме:

Что значит быть воспитателем детского сада? Эссе на тему «Что значит быть воспитателем детского сада?» Воспитатель - что это за слово, Почему так названо оно На устах кажется такое.

Презентация проекта «Воспитание интереса к физкультурным занятиям посредством нетрадиционных форм»Презентация проекта «Воспитание интереса к физкультурным занятиям посредством нетрадиционных форм» «Воспитание интереса к физкультурным занятиям через нетрадиционные формы физкультурных занятий» В нашем районе каждый год проходит конкурс.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Виды нетрадиционных занятий, приемы привлечения и удержания внимания детей
Опубликовано: 25 января 2014 в 04:32
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Виды нетрадиционных занятий, приемы привлечения и удержания внимания детей» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Кожевникова (УИ 179693) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД