Получи документы

Виды проектов в ДОУ и роль взрослых в совместной проектной деятельности детей, родителей, воспитателей

Ирина Саюшова
Виды проектов в ДОУ и роль взрослых в совместной проектной деятельности детей, родителей, воспитателей

Виды проектов в ДОУ и роль взрослых в совместной проектной деятельности детей, родителей, воспитателей

В настоящее время основная задача ДОУ и семьи - развитие познавательной инициативы ребенка, мотивационной готовности к обучению, развитие качеств, позволяющих ребенку уметь отстаивать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Публикация «Виды проектов в ДОУ и роль взрослых в совместной проектной деятельности детей, родителей, воспитателей» размещена в разделах

Успешно осуществить эту задачу возможно лишь совместными усилиями ДОУ и семьи, ведь родители – это первые и главные воспитатели ребенка с рождения и на всю жизнь. Родителям следует помнить, что детский сад – помощник в воспитании ребенка. Главное условие успешного воспитания, обучения и развития ребенка – взаимодействие семьи и ДОУ, партнерские отношения педагогов и родителей, включение семьи в жизнь детского сада, единство методов воспитания и обучения.

Одним из методов такого взаимодействия является совместная проектная деятельность детей, родителей и воспитателей. Проектная деятельность оказывает большое значение для разностороннего развития ребенка:

1. Расширяются знания ребенка об окружающем мире.

2. Развиваются познавательные и коммуникативные способности.

3. Развивается умение регулировать свое поведение.

4. Развивается умение определять этапы реализации проекта, следовать задуманному плану.

5. Ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

6. Проектная деятельность позволяет воспитывать активного деятеля, а не исполнителя.

Анкетирование, которое мы провели в начале учебного года, показало, что из опрошенных 25 семей 16 семей назвали наиболее интересными формами взаимодействия совместную проектную деятельность, 24 семьи готовы участвовать в проектной деятельности в новом учебном году.

1 Вопрос:

Какие проекты, организованные в прошлом году, Вам показались наиболее интересными?

2 Вопрос:

Что такое проектная деятельность?

3 Вопрос:

Какое значение, по Вашему мнению, имело участие в проектной деятельности для Вашего ребенка в прошлом учебном году?

Сегодня я расскажу о видах проектов по тематике, которые мы используем в образовательной работе с детьми.

Классификация проектов по тематике такова :

1. Информационно – социальные проекты. В ходе реализации этого проекта дети собирают и изучают информацию из книг, журналов, в системе интернет и т. д. Результаты оформляются в виде доклада, видеофильма, газеты, папки – раскладушки.

2. Практико-ориентированные или нормативные проекты. В процессе этого проекта создается свод правил, которые можно использовать в жизни группы, детского сада. Результаты оформляются в виде памятки, альбома, рисунков, модели.

3. Творческие проекты. Дети овладевают видами творческой деятельности. Оформление результатов происходит в виде праздника, концерта, дизайна, видеофильма, драматизации, альбома, совместной газеты.

4. Исследовательские проекты. Дети получают ответ на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Результаты оформляются в виде газет, альбомов, схем, моделей.

5. Игровые проекты. Дети входят в образ персонажа сказок и решают по-своему поставленные проблемы.

4 Вопрос:

Определите вид проекта по тематике :

- «Какая бывает вода?» - (исследовательский).

- «Дорожная азбука» - (нормативный).

- «Осенние фантазии» - (творческий).

-«Мой домашний питомец» - (информационно- социальный).

Проектной деятельности дошкольников имеет свои особенности. Особенностью проектной деятельности в ДОУ является то, что ребенок в силу ограниченного кругозора еще не может самостоятельно найти противоречие в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги ДОУ и на добровольной основе вовлекаются родители. Дошкольник, по словам современных исследователей (О. Газман, В. Бедерханов и др., еще не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребенку найти необходимые средства и способы, знакомит с новым. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместный поход в библиотеку, чтения детских познавательных и справочных книг, работу в поисковой системе Интернет, наблюдений, экскурсий. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности : оформление альбомов, рисование, лепка.

5 Вопрос:

Назовите особенности проектной деятельности детей.

(Кругозор ребенка, уровень его навыков, умений не позволяет рассчитывать на высокую степень самостоятельности, поэтому необходима помощь взрослого).

Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:

• выбор темы проекта;

• определение цели, задач проекта;

• реализация проекта;

• презентация проекта.

Давайте рассмотрим, какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта.

6 Вопрос:

Какую тему выбрать для проекта? (Тема должна быть интересна ребенку, соответствовать его возрастным особенностям, может быть связана с содержанием тематического планирования или с событиями, праздниками).

Задача родителей на данном этапе – осуществить с детьми выбор темы, интересной для детей, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему – модель «трех И» :

1-ая И – и (звестно) - Что знаем?

2-ая И – и (нтересно) -Что хотим узнать?

3-я И – и (зучили) – Что узнали?

В процессе обсуждения данных вопросов происходит развитие речи ребенка, стимулируется его познавательная активность. Задача взрослых – создать условия для реализации познавательной деятельности.

Следующий этап: определение цели и задач проекта.

Цель проекта ставится на основе проблемы, наиболее актуальной для детей на данном отрезке времени.

Задачи проекта должны обеспечивать психологическое благополучие детей, развитие познавательных способностей, коммуникативных навыков, творческого мышления и воображения, поддерживать детский интерес к данному проекту.

Задача взрослых на этом этапе – создать условия для осуществления детских замыслов. Реализация проходит в различных видах деятельности : творческой, экспериментальной, продуктивной. В процессе реализации проекта у ребенка происходит развитие всех психических процессов.

Сегодня мы с вами разработаем примерный алгоритм действий взрослых на данном этапе проектной деятельности.

7 Вопрос:

Как вы считаете, с чего следует начать работу:

А. –Создать развивающую среду.

Б. – Подсказать интересную тему.

8 Вопрос:

Что входит в развивающую среду?

(Книги, пособия, энциклопедии, игры, предметы).

9 Вопрос:

Какова дальнейшая роль взрослых?

(Помогают спланировать деятельность : к кому обратиться за помощью, в каких источниках найти информацию, что использовать. При необходимости взрослые оказывают практическую помощь.)

Взрослый «наводит» ребенка, помогает обнаружить проблему, провоцирует ее возникновение, вызывает интерес к проблеме, «втягивает» в совместную проектную деятельность. Но надо помнить – главное не переусердствовать с помощью и опекой, чтобы не подавить детское творчество и стремление к самостоятельности. Взрослому надо обязательно замечать первые попытки самостоятельно решить проблему: «Ты молодец, быстро придумал!», «Хорошо, что ты вовремя помог!».

Следующий этап – презентация проекта.

Важно, чтобы в основу был положен материальный продукт, имеющий ценность для ребенка. Презентации могут быть разных видов: оформление альбомов, выставок, стендов, папок-раскладушек, создание мультимедийных фильмов, проведение концертов, показ спектаклей. В процессе презентации раскрывается творческий потенциал ребенка, находят применение сведения, полученные в ходе реализации проекта.

10 Вопрос:

Какова роль взрослых на данном этапе?

(Задача взрослых – создать условия для того, чтобы дети могли рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за свои достижения.)

Таким образом, деятельность взрослых можно оформить в виде такой таблицы - памятки, предлагаем ее вашему вниманию:

Этапы Деятельность взрослых Деятельность детей

1 Формируют проблему (цель).

Подбирают методическую и справочную литературу, пособия, игры.

Вводят в игровую ситуацию.

Формируют задачу. Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

Принятие задач.

2 Помогают в решении задач.

Помогают спланировать деятельность : к кому обратиться за помощью, в каких источниках найти информацию, что использовать.

Организуют деятельность разных видов (НОД и совместные виды деятельности). Объединение детей в рабочие группы.

Распределение работы по проекту.

3 Оказывают практическую помощь по необходимости.

Направляют и контролируют осуществление проекта. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

4 Готовят к презентации.

Помогают провести презентацию. Готовя продукт деятельности к презентации.

Проводят презентацию зрителям или экспертам.

Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ребенка, и для нас, взрослых. Задача родителей - знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится за помощью. Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество и ваше активное участие в совместной проектной деятельности.

Цель: Формирование у родителей представлений о методах взаимодействия с детьми в процессе проектной деятельности.

Задачи:

1. Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность.

2. Познакомить родителей с видами проектов по тематике.

3. Совместно разработать алгоритм деятельности взрослых при разработке, реализации и презентации проектов.

Публикации по теме:

«Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе развития коммуникативных умений» В настоящее время значительно возросли требования к развитию и воспитанию детей дошкольного возраста, к моменту поступления в школу они.

Комплексный план взаимодействия педагога-психолога с педагогами ДОУ по формированию мотивационной готовности детей к школе Формирование мотивов, побуждающих к учению, - одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Виды проектов в ДОУ и роль взрослых в совместной проектной деятельности детей, родителей, воспитателей
Опубликовано: 20 декабря 2014 в 16:45
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД