Виды речевых нарушений. Причины возникновения речевых нарушений. Задачи коррекционного обучения детей 5–6 лет

Бардышева Наташа
Виды речевых нарушений. Причины возникновения речевых нарушений. Задачи коррекционного обучения детей 5–6 лет

В человеческой деятельности нет областей, где бы не употреблялась речь. Речевая функция – одна из важнейших психических функций человека. Речь – это общение. Речь – это мышление. Речь – это познание. Речь – это признак сознательной и разумной жизни.

Все родителя хотят, чтобы их дети обладали красивой речью, потому что красивая, правильная речь создает основу для всестороннего развития ребенка.

Если у ребенка недостаточно развита речь, это приводит к различным нарушениям и в поведении и в общении.

Дети становятся или замкнутыми, с трудом входят в контакт со сверстниками, взрослыми (потому что их не понимают) или наоборот становятся гиперактивными, агрессивными, привлекая внимание к себе.

Обычно к 3-4 годам дети с нормальным интеллектом и слухом имеют правильную речь.

Существуют несколько видов речевых нарушений.

1. Дислалия - самое распространенное речевое нарушение

Оно проявляется в том, что ребенок не произносит звуки:

пропускает (• ука – рука,

чаще искажает звук (яука – рука – вука, сапка – шапка)

Дислалия как правило ведет за собой и нарушение фонематического слуха.

Диагноз – ФФН фонетико – фонематическое недоразвитие.

В группе семь детей с ФФН.

2. На втором месте такое речевое нарушение как – Дизартрия

У ребенка с дизартрией очень слабы (все согласные произносит мягко) или наоборот напряженны мышцы органов речевого аппарата в следствии поражения речевых центров в коре головного мозга или проводящих путей, что приводит к стойкому нарушению речи.

У таких детей, как правило, очень долго и трудно идет автоматизация поставленных звуков изомерованно произносит, а в речевом потоке

искажает или заменяет (рука – вука – фука, санки – сянки, шуба - с’юба)

перестановка слогов (дерево – деверо)

опускает слог (молоток – моток)

3. Риноламия – нарушение тембра голоса (говорит в нос)

4. Аламия – отсутствие речи.

моторная – все понимает, но не говорит.

сенсорная – не говорит и не понимает.

5. Афазия – потеря речи после болезни (инсульт, травма головы)

6. Заикание

Все перечисленные нарушения речи (кроме дислалии) связанны с поражением в ЦНС. Тяжесть дефекта зависит от локализации поражения

(в коре головного мозга или проводящих путях). При коррекции речевых нарушений, обусловленных нарушениями ЦНС всегда необходимо медикаментозное лечение (массаж, витамины).

Сложные формы дислалии, когда нарушено произношение всех групп звуков (свистящих, шипящих, соноров) и все перечисленные нарушения ведут к нарушению всех четырех компонентов речи.

Ребенку ставится логопедическое заключение – общее недоразвитие речи на фоне дизартрии, риноламии и т. д.

Какие же причины влияют на возникновение речевых нарушений.

В зависимости от времени воздействия неблагоприятных факторов на развитие речи можно выделить:

1. Перинатальную патологию (внутриутробное развитие плода)

2. Натальную (повреждения при родах)

3. Постнатальную патологию (от рождения до трех лет когда идет интенсивное развитее речи)

В перинатальный период на развитие речи могут повлиять следующие неблагоприятные факторы:

- наследственные (генные, хромосомные заболевания, все в роду картавят и ребенок может картавить)

- гипоксические (кислородное голодание плода когда будущая мама редко гуляет на свежем воздухе, чаще всего находится в прокуренном помещении)

- травматические (внутриутробное кровоизлияние в результате ушибов, падений, сдавливания плода. Особенно в первую половину беременности, когда формируется ЦНС)

- биологические (вирусы, бактерии, которые попадают через кровь матери к плоду, в процессе болезней – ОРВ, грипп, краснуха, ветрянка, сифилис, ВИЧ инфекция и т. д.)

- химические (бесконтрольный прием лекарственных препаратов, алкоголь, наркотики, никотин) От отца к ребенку передается в 10 – 20 случаев. От матери в 90 случаев.

- экологические состояние среды, гипо и гипервитаминозы, недостаток микроэлементов, радиоактивное облучение, при плохом питании, постоянной работе на компьютере.

- иммунологическая несовместимость (по резус – фактору)

- социально – психологический фактор (всевозможные стрессы: смерть близкого человека, нежеланный ребенок и т. д.)

В натальный период на плот могут воздействовать следующие неблагоприятные факторы, которые так же могут оказать отрицательное влияние на развитие речи.

- асфексия (кислородное голодание ребенка - удушье)

- травмы в результате стремительных или затяжных родов, кесарево сечение, падение ребенка, сдавливание головы и т. д.)

В постнатальный период на развитие речи ребенка могут повлиять следующие факторы:

- наследственные

- травматические (ушибы головы, травмы лица - губ, языка и т. д.)

- биологические - частые болезни ребенка.

- химические – много лекарств, особенно антибиотиков, нахождение ребенка в грязном, прокуренном помещение.

- социально – психологические (ссоры в семье, шум, нарушение режима сна, бодрствования)

- неправильное воспитание в семье:

• Долго сосал соску (межзубное произношение, слабость мышц)

• Мало разговаривали в семье (беден словарный запас)

• Общение в семье на языке ребенка (лепет, сюсюканье) Когда ребенок до трех лет не слышит правильной речи взрослого

ребенок КА – каша и родители (КА)

Все перечисленные причины могут вызвать различные речевые нарушения. От легких до наиболее тяжелых.

От характера нарушения зависит и время, которое необходимо для коррекции того или иного нарушения речи. Оно может длиться от 3 месяцев до 3-5-10 лет.

Поэтому важно как можно раньше и систематически заниматься коррекцией речевых нарушений.

Задачи коррекционной работы осуществляются на фронтальных и индивидуальных занятиях.

Какие же задачи по коррекции речи будут решаться в этом учебном году?

1. Первая и главная задача – формирование правильного произношения звуков речи (постановка, автоматизация)

2. Развитие фонематического восприятия (различать речевые и не речевые звуки, гласные, согласные называть последовательность звуков в словах)

3. Расширение запаса по изучаемым темам (сад, огород, игрушки, звери, птицы, времена года и т. д.)

4. Формирование грамматического строя речи, (работа над предложением, согласование существительного с числительным, прилагательного глаголами в числе, роде, падеже).

5. Развитие связной речи (пересказ, составление рассказов).

6. Развитие графических навыков (знакомство с тетрадью в клетку, рисование фигур, штриховка нарисованных фигур линиями в разных направлениях.

7. Развитие памяти, внимания, мышления через игры, стихи, загадки, скороговорки, потешки и т. д.

Коррекционные задачи будут выполнены в том случае, если мы: логопед, воспитатели, родители станем действовать согласованно.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных методов работы в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗИспользование нетрадиционных методов работы в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ 1 слайд. Ни для кого не секрет, что в настоящее время растёт количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей,.

Презентация «Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию "Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста".] Данная презентация.

Игровые приемы по коррекции речевых нарушений у детей с билингвизмом Наличие билингвизма у дошкольников логопедических групп представляет определенные сложности в коррекционном обучении, т. к. для данной категории.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • День Победы, 9 мая
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Виды речевых нарушений. Причины возникновения речевых нарушений. Задачи коррекционного обучения детей 5–6 лет
Опубликовано: 25 сентября 2018 в 17:16
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия в группе раннего возраста «Волшебная книжка — малышка» (знакомство с...
Конспект занятия в группе раннего возраста «Волшебная книжка – малышка» ( знакомство с домашними животными) Задачи: 1. Закрепление знаний о домашних...
Фотоотчёт о наблюдениях осенью за щитником — древесным клопом
Цели: - развивать у детей познавательный интерес к миру насекомых; - продолжать формировать у детей элементарные представления о разнообразном мире...
Фотоотчет «Весенне-осеннее настроение»
Добрый день гости моей странички ! На дворе осень, в этом году она замечательная: теплая, ласковая, цветная и добрая. Сегодня мы с ребятами открыли альбом с...
Реализация социально-педагогического проекта «Птицы — наши друзья»
Социально-педагогический проект «Птицы – наши друзья! » с помощью модифицированной таблицы «Системный оператор» с учётом ФГОС ДОО для детей подготовительной...
Фотоотчет в старшей группе «Всемирный день чистых рук»
Ежегодно 15 октября отмечается «Всемирный день чистых рук», учрежденный Генеральной Ассамблеей ООН совместно с Детским фондом ЮНИСЕФ и Всемирной...