Приложение МААМ

Виды экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Виктория Ермак
Виды экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории Ермак В. Ф., МАДОУ «Детский сад №45 «Улыбка», г. Норильск

В старшем дошкольном возрасте детьми используется опосредованный способ сравнения, измерение условной меркой. Поэтому, для лучшего развития представлений о величинах и других математических представлений была организована предметно-развивающая среда, оформленная и оснащенная, развивающими игрушками и пособиями, обучающими играми и материалами.

Публикация «Виды экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

применение во время образовательной деятельности игровых упражнений, содействует усвоению предлагаемого материала, в больше легкой и понятной, а главное интересной форме. эта среда является превосходным наглядным пособием для формирования представлений у детей о величине предметов. В группе была создана «Лаборатория условных мерок» для развития экспериментальных умений. Задача создания лаборатории условных мерок сопряжена с целенаправленным формированием интереса к элементарной математической деятельности, готовности и способности совершать поисковые и исследовательские действия. Знакомство с условной меркой, равной одному из сравниваемых предметов по величине, подготавливает детей к измерительной деятельности.

активность измерения довольно сложна. Она требует некоторых знаний, своеобразных умений, знания общепринятой системы мер, применения измерительных приборов. Измерительная деятельность формируется у дошкольников при условии целенаправленного руководства взрослых и большой практической работающей среды.

Для совершенствования умений в измерении детям предлагается раздаточный материал: полоски бумаги или картона, ленточки и т. Все упражнения игрового характера: дети подбирают доски для строительства «моста», изготовления «мебели», измеряют высоту, потом длину, ширину. В процессе развития измерительной деятельности дети готовы понять, что:

измерение дает точную количественную характеристику величине;

для измерения необходимо выбирать адекватную мерку;

число мерок зависит от измеряемой величины (чем больше величина, тем больше ее численное значение и наоборот);

результат измерения зависит от выбранной мерки (чем больше мерка, тем меньше численное значение и наоборот);

для сравнения величин необходимо их измерять одинаковыми мерками.

распознавание дает возможность сравнивать величины не только на сенсорной основе, но и на основе умственной деятельности, формирует представление о величине как математическом понятии.

Способствовать закреплению мастерства детей пользоваться условными линейными мерками можно, давая им задания сделать, допустим, маленькую машину и большую при помощи счётных палочек, затем пусть ребята посчитают – сколько палочек затратили на машины. Что больше по длине, ширине и высоте. С помощью счётных палочек и спичек можно выложить ёлочку, домик, автомобиль, трактор и т. Дети сами выкладывают эти предметы и сравнивают количество мерок в разных предметах. Таким образом, незаметно, играя, можно провести обучение измерению величины дошкольников. Когда дети поняли, как измерять предмет, предложите им измерить этот предмет разными мерками и посчитать мерки. предмет не изменился, но результаты разные, так как использовались разные мерки. Так понятие «условная мерка» для дошкольников станет доступной на практике. В дальнейшем условной меркой может выступить клетка в тетради. Вот это размах фантазии. Нарисовать можно всё, что угодно. Считая клетки, сравнивать нарисованные предметы по длине, ширине, высоте. Кроме того, при занятиях рисованием по клеткам становятся точнее координация движений руки и глаза, направления движения руки, ориентировка на листе бумаги, продолжает формироваться умение анализировать и делать выводы путём сравнения нарисованных предметов. Дети познают, как правильно наложить мерки: плотно прижимая, приставляя одну к другой, чтобы между ними не оставалось пространства, и чтобы одна мерка не накладывалась на другую. Для упражнения детей в сравнении предметов по величине можно давать такие, например, задания:

- из двух полосок разной длины, разложенных на столе, показать длинную полоску или короткую;

-детям предъявляются поочередно образцы разной длины; необходимо найти полоску такой же длины;

- нужно взять самый длинный брусок из двух; показать его длину, затем показать длину короткого бруска;

- найти длинный карандаш из двух, положить его вверху, а короткий положить под ним.

Научившись измерять, дети смогут свои умения применить в различных делах.

В подготовительной к школе группе формирую умение детей измерять длину предметов общепринятыми единицами. Но прежде, чем приступить к такому измерению, напоминаю детям известные способы сравнения и организую экспериментальную работу по определению длины предметов путем наложения (приложения) полосок. В ходе экспериментально-практической деятельности перед детьми ставлю задачу : определить, сколько таких мерных полосок можно положить вдоль длинной стороны стола.

Демонстрирую и объясняю:

— нельзя накладывать одну полоску на другую, так как одно и то же расстояние окажется измеренным несколько раз;

— нельзя оставлять отступ между краями двух полосок, т. расстояние между ними остается неизмеренным;

— если полоски укладывать неровно по краю стола, то их можно положить больше, чем нужно, и результат измерения окажется неправильным

Экспериментирование по выкладыванию полосок при измерении длины, ширины и высоты предметов проводится в течение нескольких занятий. На этом этапе полоски являются единицами измерения. Результаты отражаются в речевых высказываниях: «Ширина стола равна шести полоскам».

Исследование с помощью мерки-полоски, передвигая ее вдоль поверхности и фиксируя края мелом или карандашом, можно проводить только тогда, когда, дети поймут, зачем нужно соблюдать все условия измерения, т. начнут видеть точку отсчета.

Большое значение для создания положительной мотивации к измерению имеют практические ситуации:

Перед детьми ставится задача : определить, можно ли поставить стол к стене между двумя шкафами, уместится ли он там? Решение этой проблемы становится опосредованное сравнение длины стола и стены.

Далее организую практическую работу, наглядно это подтверждающую. Например, необходимо определить на глаз расстояние в шагах от окна до двери и проверить свои предположения. Детей подвожу к выводу: чем длиннее шаг, тем меньше шагов надо сделать. Каждый ребенок проговаривает, сколько шагов он делает от окна до двери. Часто оказывается, что вдоль измеряемой поверхности не укладывается равное количество мерок. Вместе с детьми делаем вывод, что измеренная длина содержит столько-то целых мерок и «еще немного».

Затем детей знакомлю с общепринятыми единицами измерения: сантиметр, метр. На последующих занятиях идет практическая работа с использованием линейки и метра.

Большое значение для сенсорного и интеллектуального развития имеет измерение объема жидких и сыпучих тел, объясняя детям, что измерить можно не только длину (ширину и высоту, по и вместимость сосудов.

Измерение объема сыпучих и жидких веществ

В процессе измерения жидких и сыпучих тел формирую знания о том, что от внешней формы сосудов не зависит равенство или неравенство их объемов.

В связи с этим демонстрируется посуда разной формы, но одинаковой вместимости, например, равная по емкости стакан, чашка, бутылка, мера стакана в этом случае будет служить эталоном для определения емкости другой посуды. Далее организуется практическая работа по измерению объема различных предметов с помощью условной мерки — стакана. Для этого используется вода (ее можно подкрашивать) или крупа.

Важно, чтобы дети соблюдали правила измерения:

— мерка должна быть полной;

— переливать или пересыпать содержимое нужно аккуратно,

— не разливать воду,

— не рассыпать крупу.

Таким образом, в процессе практических действий дети запоминают, что при измерении вместимости посуды они определяют ее объем. Действия по измерению объема каждый ребенок должен проделывать самостоятельно. Дальше предлагаю определить, сколько стаканов или чашек воды уместиться в одной и той же банке. Это дает возможность показать относительный характер числа. В один сосуд может войти 4 стакана или две чашки воды. Дети делают вывод: «Чем больше выбранная мерка, тем меньше их количество уместиться в одном и том же объеме».

Затем можно приступить к выполнению опытно-практических заданий. Вместе с детьми подбираем несколько сосудов разной емкости, например низкий кувшин с широким основанием, высокую и низкую вазу, бутылки разного объема, и предлагаю определить на глаз вместимость каждого из них. После этого все сосуды наполняются водой, их вместимость измеряется стаканом.

Измерение массы

В подготовительной к школе группе организую работу, направленную на развитие чувства веса. Барическое чувство (чувство веса) формируется в процессе взвешивания различных предметов на ладонях. Сначала, подбираются контрастные по тяжести предметы, постепенно контрастность уменьшается. Дети учатся обозначать полученные результаты словами «тяжелый и легкий», «тяжелее и легче». Предметно-практическая деятельность позволяет показать относительность этих понятий: любой предмет может быть тяжелее одного, но легче другого. Проводим сравнение одинаковых форме и величине, но разных по тяжести предметов, например, кубиков, сделанных из дерева, металла, поролона, или полной и пустой чашек. самостоятельность массы от размера объектов подчеркивается при сравнении воздушного шара и маленького металлического шарика. Детям объясняю, что для точного определения тяжести используются весы. На практических занятиях дети убеждаются, что чаша с тяжелым предметом опускается вниз с легким — поднимается вверх. Если предметы одинаковые по тяжести, то чашки весов становятся уравновешенными. Для закрепления исследуемого материала организуются дидактические игры. Например, предлагаю найти в групповой комнате и назвать предметы легче, чем кубик, а затем проверить правильность выполнения задания с помощью весов.

Исследование математических проблем провожу не только на занятиях по математике, но и на занятиях интегрированного типа. Так, в пространственно-временные отношения и сравнения величин можно связать с материалом по изучению окружающего мира. На занятиях по изобразительному искусству для декоративного рисования можно ввести поиск закономерности, понятие ритма в узоре, составления узора из геометрических фигур. Установленные на занятиях связи и отношения закрепляются во время прогулок в естественной и непринужденной форме, в индивидуальной работе.

Одним из показателей эффективности моей работы по экспериментально-исследовательской деятельности с воспитанниками выступает высокий уровень готовности детей к обучению в школе. Это помогает детям безболезненно адаптироваться к новым условиям обучения, сохранять стабильность детского коллектива, осваивать программу 1-го класса. По мнению педагогов школы, выпускников моей группы отличает развитие познавательных способностей, коллективизм, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, обучаясь в начальной школе, они становятся активными участниками интеллектуальных конкурсов, марафонов и олимпиад школьных олимпиад.

Публикации по теме:

Фотоотчет об экспериментальной деятельности с детьми раннего возрастаФотоотчет об экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста Экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста. Цель: Помочь детям лучше узнать окружающий мир. Научить детей экспериментировать.

Фотоотчёт о продуктивной деятельности «Клубничное настроение» с детьми старшего дошкольного возрастаФотоотчёт о продуктивной деятельности «Клубничное настроение» с детьми старшего дошкольного возраста 22 мая. День клубники на МААМ Цель: создание условий для развития творческих способностей детей, в продуктивной деятельности. Клубника.

Фотоотчёт о трудовой деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возрастаФотоотчёт о трудовой деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста Осень красивейшая пора! Каждую осень мы с ребятишками ждём моменты листопадов. В этом году осень нам порадовала солнечными деньками, на.

Использование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Хочу поделиться опытом применения в практике нашего дошкольного учреждения интеллект-карты по видам спорта. Немного сведений о том, что.

Конспект беседы «Зимние виды спорта» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект беседы «Зимние виды спорта» с детьми старшего дошкольного возраста 23 декабря Фестиваль зимних видов спорта на МААМ. Цель: Создание условий, для расширения представлений детей об окружающей действительности,.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности на тему «Сухой — мокрый песок» с детьми младшего дошкольного возрастаКонспект занятия по экспериментальной деятельности на тему «Сухой — мокрый песок» с детьми младшего дошкольного возраста Образовательная область: «Познавательное развитие» Вид деятельности: Познавательно-исследовательская. Цель: развитие у детей познавательной.

Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности с детьми и родителями старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: Познакомить родителей с влиянием экспериментальной деятельности на познавательную сферу ребенка, способствовать активному.

План наблюдений и экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста 3–4 на прогулкеПлан наблюдений и экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста 3–4 на прогулке План наблюдений и экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста на прогулке Младший дошкольный возраст (дети 3 – 4 лет).

Познавательный проект деятельности по ОБЖ с детьми старшего дошкольного возраста «Безопасность дома» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию проект деятельности с детьми старшего возраста по ОБЖ на тему "Безопасность дома", который.

«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста Цель: расширение кругозора детей за счет обогащения их представлений о воздухе. Задачи: - способствовать обогащению и закреплению знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Виды экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 ноября 2021 в 15:53
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Виды экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Ермак (УИ 90838) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД