Наталья Бабинцева
Виды зимних прогулок в детском саду. Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Виды зимних прогулок в детском саду. Консультация для воспитателей
Все времена года прекрасны и имеют свои преимущества, но зима — это невероятно магическая и сказочная пора, которая не имеет себе равных по многим причинам. Для каждого прелести зимы кроются в чем-то своем. Для одних — это активные виды спорта, а для других - время с любимой книгой под теплым пледом в уютной обстановке дома.
Публикация «Виды зимних прогулок в детском саду, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Зима. Зимние прогулки и наблюдения
- Зима. Консультации для родителей в зимний период времени
- Зимние прогулки, игры и забавы. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Зимние забавы напоминают нам о приятных временах, и именно это помогает абстрагироваться от взрослых проблем и вновь вернуться в далекое беззаботное детство. Теперь поговорим о зимних прогулках в дошкольном учреждении.
.Прогулки разделяются по месту проведения:
- на участке учреждения;
- пешеходные прогулки за пределы участка ДОУ (старший дошкольный возраст на расстояние до двух километров);
- целевые прогулки
По содержанию:
- традиционная, включающая в себя трудовую деятельность детей (уборка снега, строительство горки и т. д., подвижные и тихие игры и т. д. ;
тематическая:
- состоящая из наблюдений и бесед на конкретную тему (животные, облака, деревья, снежинки и т. д. ,
- может представлять собой уличную театральную постановку,
- квест с преодолением несложных препятствий – требует заранее подготовленного сценария;
целевая:
- организованный выход за пределы территории детского сада, на небольшое расстояние (до 2 км);
- экскурсия: 1 раз в месяц, начиная со средней группы;
- поход: может проводиться 1-2 раза в год в старших группах.
Подготовка к прогулке
Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.
Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:
- воспитатель выводит в приемную для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;
- младший воспитатель проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную;
- в помощь при одевании в каждую группу раннего и младшего дошкольного возраста закрепляются сотрудники из числа рабочего и медицинского персонала ДОУ;
- воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а младший воспитатель заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;
- детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.
Возвращение с прогулки
- Младший воспитатель уводит первую подгруппу детей с участка. Дети второй подгруппы продолжают гулять ещё в течение 10-15 минут с воспитателем.
- Младший воспитатель помогает детям снять одежду, аккуратно сложить её в шкафчик (при необходимости развешивает для просушивания). Раздевшись, дети спокойно идут в группу и играют.
- Воспитатель возвращается с прогулки со второй подгруппой детей, помогает им раздеться, сложить и просушить вещи.
При организации прогулки следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха.
Структурными компонентами прогулки являются :
- наблюдения;
- дидактические занятия;
- трудовые действия самих детей
- подвижные игры и игровые упражнение;
- самостоятельная игровая деятельность.
Наблюдения – основной метод обучения.
- Наблюдения в младшей группе должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными;
- в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут.
Объекты наблюдений:
Живая природа:
-растения,
- животные
Неживая природа:
- сезонные изменения и различные явления природы: снег, гололёд, ветер и др.
Труд взрослых
Виды наблюдения
- Кратковременные
организуются для формирования представления о свойствах и качествах - предмета или явления
- Длительные (организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе)
Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:
- устанавливаются факты;
- формируются связи между частями объекта;
- идет накопление представлений у детей;
- проводятся сопоставления;
- делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее
Дидактические задания и упражнения на прогулке
Являются приемом стимуляции детской активности. Они непродолжительны, занимают по времени не более 3-4 минут. Проводятся несколько раз в течении одной прогулки.
Дидактические занятия разнообразны и в них всегда должны присутствовать игровые элементы. Такие задания должны быть доступны по исполнению, понятны каждому ребенку. Необходимо объяснить это задание, почему нужно приложить усилие к его выполнению.
Основные движения и подвижные игры
Младший возраст - 6-10 минут
Старший возраст – 10-15 минут
Каждый месяц разучивание 3-х новых подвижных игр (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)
Младший возраст рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя)
Старший возраст
проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования
Виды игр на прогулке
- спортивные упражнения («Катание на санках», «Скольжение», «Ходьба на лыжах»).
- игры-эстафеты («Проведи шайбу», «Кто быстрее»)
- игры с элементами спорта (с элементами хоккея с шайбой, хоккея с мячом и т. д.)
- сюжетные подвижные игры «Два Мороза»,
- забавы «Хлопушки», «С колокольчиком»
- аттракционы «Быстрые лыжники», «Меткий стрелок»
- бессюжетные подвижные игры «Кати, толкай, не выпускай»
- народные игры: «Снежная баба», «Снежная карусель», «Заморожу»,
«Снежки и ветер», «Охота на зайцев», «Жмурки», «Метелица»
Хороводные: «Снежный ком», «Горелки», «Заинька», «Метелица», «Подарки», «Медведь», «В льдинку»
- Народные игры Южного Урала: «Бег по стволу», «Земля, вода, огонь, воздух», «Спутанные кони», «Татарский плетень», «Дед Мороз»
- Трудовые поручения «Подметем дорожку от снега», «Сгребем снег лопатками»
Формы организации труда
- Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада
- Коллективный труд
дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.
Самостоятельная игровая деятельность
Для ее организации необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал:
- лопатки для снега и для творческой деятельности, лыжи, санки,
ледянки, клюшки, бросовый материал для игр со снегом.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, затем - наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим с учетом предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе
Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.
Зима — это сказка: красивая, белая, очень-очень чистая! Пусть ваша жизнь будет такой же!
Методическая литература
1. Долгова Т. П., Кравченко И. В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная группы. Методическое пособие. М. 2010. 154 с.
2. .Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения/ под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб. : Питер,2013.-464 с.
3. Зуйкова М. Б. Режим - путь к здоровью// Управление ДОУ. 2006. № 1
4. .Иващенко О. Н. Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке. //Дошкольное воспитание. № 11. 2007. 223 с.
5. Кобзева Т. Г. и др. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа. - Волгоград: Учитель, 2012.-287 с.