Викторина, посвященная творчеству П. И. Чайковского

Наталия Агаркова
Викторина, посвященная творчеству П. И. Чайковского

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ,

ПОСВЯЩЁННОЕ ТВОРЧЕСТВУ

П. И. ЧАЙКОВСКОГО

Цель: знакомство детей с творчеством композитора

Ход занятия

(Приглушённо звучит в грамзаписи «Вальс» из «Детского альбома» Чайковского. Входят дети, занимают места)

Муз. рук.: Тихо, тихо рядом сядем – входит музыка в наш дом

В удивительном наряде, разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены –вся земля видна вокруг:

Блещут волны речки пенной, чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки, тают в дымке голубой….

Это - музыка торопит и ведёт нас за собой.

(Звучит «Апрель» из цикла «Времена года» (фрагмент).)

Муз. рук.: Дети, вы слушали музыку, которую П, И, Чайковский назвал «Апрель». Сегодня мы празднуем день рождения великого русского композитора, который родился очень давно, более 150 – ти лет назад, 25 – го апреля. Музыке он учился в Петербурге.Позже он переехал в Москву и занялся педагогической работой: учил будущих пианистов и композиторов, сочинял музыку. Давно нет Петра Ильича, но память о нём будет вечно жива. В Москве, в центре города есть улица и концертный зал, которые носят имя великого композитора, есть и город Чайковский. В нашей стране проводится конкурс имени П. И. Чайковского, на который приезжают музыканты из разных стран мира. С нами всегда его музыка. Дня не проходит, чтобы по радио или по телевидению в концертном зале или театре не звучали произведения Петра Ильича. Его музыка радует и волнует людей всего мира, она всегда искренна, всегда правдива.

Вместе с музыкой хорошей к нам приходит волшебство.

Осторожней, осторожней –не спугнуть бы нам его.

Послушайте произведение «Сладкая грёза», помечтайте, пофантазируйте….

(Дети слушают музыку)

Муз. рук.: П. И. проявлял глубокий интерес к жизни детей, умел радоваться их радостям, печалиться их невзгодам. «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни», - писал композитор.

Мы сегодня будем слушать произведения из «Детского альбома» Чайковского, музыку к сказке «Снегурочка», фрагменты из балетов «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро».

Льётся музыка рекой, вьётся нотною строкой.

Снова звуков половодье захлестнуло всё вокруг.

И кораблики мелодий выплывают из под рук.

Их волна крутая кружит, но сдержать не может, нет,

В царство кукол, в мир игрушек мы плывём за ними вслед.

Послушайте пьесу, которая вам уже знакома.

(Дети слушают «Новую куклу»).

Муз. рук.: Как она называется? («Новая кукла».)

Муз. рук.: А теперь прозвучит «Марш деревянных солдатиков».

(Дети слушают музыку)

А вот марш из балета «Щелкунчик» иного характера, весёлый, шутливый, он отражает мир беззаботного и счастливого детства. Щелкунчик – забавная кукла, умеющая раскалывать орехи. Девочка Маша – героиня балета – получила его в подарок от фокусника в канун Нового года и радостно марширует вокруг праздничной ёлки – всё это вы услышите в музыке.

(Дети слушают «Марш» из балета «Щелкунчик)

Муз. рук.: Звенят колокольцами песни – сказки, таинственные мелодии.

Какие созвучия, какие краски – совсем небывалые, вроде бы.

Травой они шуршат под ногою, звездой в озёрах качаются –

То вдруг обернутся бабой Ягою, а то вдруг – спящей красавицей.

Сейчас прозвучит вальс из балета «Спящая красавица»

(Дети слушают вальс)

Муз. рук.: А теперь прозвучит «Вальс» из балета «Лебединое озеро».

(Дети слушают музыку)

Муз. рук.: Дети, при исполнении танца вальса, движения должны быть мягкими, плавными, кружения неторопливыми, руки – нежными, ласковыми, послушайте «Ната- вальс»

(Дети слушают музыку.)

Муз. рук.: Теперь я сыграю его ещё раз, а вы возьмите ленты и цветы, и потанцуйте этот прекрасный танец.

(Под музыку дети исполняют танцевальную импровизацию

с лентами и цветами)

Муз. рук.: Пётр Ильич много путешествовал: он бывал во Франции, Италии, Америке, Германии, слушал там народные песни, запоминал их, обрабатывал, записывал. Послушайте «Старинную французскую песенку».

(Дети слушают музыку)

Муз. рук.: А теперь послушайте «Немецкую песенку».

(Дети слушают музыку)

Муз. рук.: Подыграйте мне на треугольниках, румбах, бубнах.

(Исполняется повторно, с детским музицированием)

Муз. рук.: И отгрусти, и от скуки могут вылечить нас всех

Озорных мелодий звуки, песни, пляски, шутки, смех.

Золотой волшебной рыбкой может музыка блеснуть

И по дружески, с улыбкой вдруг в глаза нам заглянуть.

Может песней – полусказкой нас шутя развеселить,

И рассыпаться вдруг пляской, в хороводе закружить.

Сейчас я вам раздам ложки, трещётки, бубны и мы вместе сыграем «Комаринскую»

(Дети вместе с муз. рук. исполняют музыку)

Муз. рук.:

Концерт окончен. Музыка вдруг смолкла.

Но так ли это? Кажется, сейчас она звучит

И будет долго, долго ещё звучать для каждого из нас

И будет звать в неведомые дали, звенеть, искриться радугой – дугой,

Как будто нам жар – птицу в руки дали и напоили всех живой водой…

Такой могучей, сказочною силой порой бывает музыка полна,

Что кажется, как солнце, негасимой, как океан, безбрежною она…

Тот каждый день с волненьем будет ждать, когда мы вместе

Дверь в страну мелодий ключом скрипичным отомкнём опять!

Викторина «О музыке»

(для детей подготовительной группы)

Вопросы:

1. Как называется музыка, которую исполняют только на инструментах без участия голоса? (инструментальная)

2. Какую музыку называют вокальной? (музыку, предназначенную для пения)

3. Как называются люди, создающие музыкальные произведения?

(композиторы)

4. Сколько групп музыкальных инструментов существует? (пять)

5. Какая группа музыкальных инструментов возникла первой? (ударные)

6. Самозвучащие инструменты - что это?

(тарелки, трещотки, колокольчики, кастаньеты)

7. Как называется большой коллектив певцов? (хор)

8. А музыкантов-инструменталистов? (оркестр)

9. Какое слово по-итальянски означает «труд», «сочинение»? (опера)

10. Что означает слово «оперетта»? (маленькая опера)

11. Что изобрел итальянский монах Гвидо д’Ареццо? (нотный стан)

12. В каком веке в руках у дирижера появилась палочка? (в 19 веке)

13. Как переводится с итальянского и французского языков слово «балет»? (танец)

14. С помощью какого инструмента можно проверить, правильно ли настроены фортепиано, скрипка, виолончель? (с помощью камертона)

15. Какой музыкальный инструмент является самым большим? (орган)

16. Четыре музыканта, играющих вместе – это … Что? (квартет)

17. Как называется ансамбль из девяти человек? (нонет)

18. Сколько струн у скрипки? (четыре)

19. Как название одной из хищных птиц связано с музыкальными инструментами? (гриф- это хищная птица и часть некоторых струнных инструментов, к которой прижимают струны для изменения высоты звука)

20. Иногда струны на мандолине, гитаре и других подобных инструментах перебирают не пальцами, а … Чем (специальной тонкой пластиночкой из пластмассы- медиатором)

21. Какая составная часть оперы и оперетты соответствует монологу в драматическом спектакле? (Ария)

22. В какие тарелки не надо класть еду (в тарелки, которые являются ударным музыкальным инструментом, который состоит из двух латунных дисков-тарелок, из которых извлекается звук, ударяя один о другой или же по ним палочками)

23. Кто создал величайший балет «Лебединое озеро»?

(великий русский композитор П. И. Чайковский)

24. Амати, Гварнери, Страдивари – кто они?

(великие итальянские мастера скрипок)

25. Как называется музыкальное вступление к опере, балету, оперетте?

(увертюра)

26. Какой жанр оркестровой музыки является ведущим? (симфония)

27. Как переводится с греческого слово «симфония»? (созвучие)

28. Что такое «па»? (шаг, движение в танце)

29. Какой музыкальный жанр является древнейшим? (песня)

30. Какую, известную во многих странах мира, симфоническую сказку для детей сочинил С. С. Прокофьев? («Петя и волк»)

31. Тенор, баритон, бас, сопрано, альт, контральто – что это?

(виды мужских и женских голосов)

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Музыкальный чудо-дом»Дидактическая игра «Музыкальный чудо-дом» идактическая игра «Музыкальный чудо-дом» ФИО автора: Наумова Наталия Александровна ДОУ: МБДОУ детский сад №201 городского округа Самара.

Занятие музыкальной деятельностью на тему «Жизнь и творчество П. И. Чайковского» (подготовительная группа) Цель: Знакомство детей с жизнью и творчеством композитора Петра Ильича Чайковского на примере музыки из балета «Щелкунчик» Задачи: 1. Прививать.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Сказочные существа
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Викторина, посвященная творчеству П. И. Чайковского
Опубликовано: 1 декабря 2014 в 21:24
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 февраля. День юных скульпторов на МААМ

Очередной тематический день предлагаем посвятить знакомству детей с важным видом искусства – скульптурой; с декоративной и монументальной её разновидностями. Разумеется, кроме познавательных занятий сто...

27 февраля. Международный день полярного медведя

«Белый лед и мишка — бел, шубку теплую надел» — очередной тематический день посвящен хозяину Севера, белому медведю. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об...

Конкурсная работа «Умка»
В объединении «Умелые руки» разрабатываются различные формы взаимодействия с семьями. Одной из результативных форм работы с родителями являются конкурсы...
Сюжетно-ролевая игра «Магазин-Елецкие кружева»
Цель: развитие интереса у детей к самостоятельной игровой деятельности и формирование положительных взаимоотношений между детьми. Задачи: 1. Продолжать...
Фотоотчет «Прогулка в зимнее время года как средство укрепления здоровья детей»
Прогулка в зимнее время года необходима детям. Цель прогулки: укрепление здоровья детей. Задачи: - Формировать стремление к здоровому образу жизни,...