Анна Николаевна Буйленко
Викторина для детей 5–6 лет «День Победы»
Ведущий:
(Торжественно читает отрывок из стихотворения С. Михалкова «День Родины», вкладывая в каждое слово трепет и уважение)
Не забыть нам этой даты, что покончила с войной, той великою весной.
Победителю – солдату сотни раз поклон земной!
Много лет, как миновало с исторического дня,
А в Берлине с пьедестала, он, отлитый из металла, так и смотрит на меня.
(На экране возникает слайд, запечатлевший величественный памятник «Солдат с девочкой на руках». В его монументальности – отголоски боли и триумфа.)
Публикация «Викторина для детей 5–6 лет „День Победы“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- День Победы, 9 мая
- День Победы. Викторины, интеллектуальные игры
- День Победы. Сценарии праздничных мероприятий на 9 мая
- Старшая группа
- Темочки
– Здравствуйте, дорогие ребята, юные сердца, и уважаемые взрослые, хранители памяти! Сегодня, в преддверии священной даты, когда вся страна склоняет голову в благодарном молчании, мы собрались здесь, в стенах нашего детского сада, чтобы вместе прикоснуться к великому подвигу. Мы проводим викторину, посвященную 80-летию Дня Великой Победы – дню, когда умолкли орудия и воцарился долгожданный мир. В этом познавательном путешествии я предлагаю принять участие самым юным патриотам и их мудрым наставникам – детям и их родителям. Нас ждут увлекательные конкурсы, каверзные загадки и творческие задания, которые помогут нам ощутить дыхание истории.
(В зале гаснет свет, и раздается хриплый голос, пробивающийся сквозь толщу лет – запись, сделанная в трагическом 1941 году. Советский диктор Ю. Б. Левитан с болью в голосе объявляет о начале войны.)
Ведущий:
– Этот голос… Голос, пропитанный горем и надеждой. Почти 75 лет отделяют нас от того рокового дня, когда именно голос известного советского диктора Юрия Борисовича Левитана ворвался в дома миллионов людей, возвестив о начале войны. 22 июня 1941 года – дата, выжженная в памяти поколений. Война ворвалась в мирное воскресное утро, нарушив безмятежный сон, оборвав мечты и надежды…
Война… Длинная, страшная, голодная, холодная… Война, принесшая неисчислимые горести и страдания нашему народу, унесшая более 20 миллионов жизней. Под безжалостным огнем погибали не только взрослые, закаленные в боях солдаты, но и дети, чья жизнь только начиналась…
В эти предмайские дни, словно яркие искры памяти, вспыхивают на улицах, на одежде, на автомобилях оранжево-черные ленточки. Зачем они нужны? Что они означают, эти символы доблести и скорби?
Ведущий: Эта двухцветная лента – георгиевская. Она – символ героизма, связующая нить времен, напоминание о подвигах, совершенных во имя Родины. Она относится к ордену Святого Георгия, который издавна являлся высшей военной наградой в России.
(На экране – крупное изображение современного ордена. В его строгих линиях – отблеск мужества и отваги.)
Цвета ленты – черный и оранжевый – символизируют «дым и пламя», вечную память о героях, павших на полях сражений. Это знак личной доблести солдата, его готовности отдать жизнь за мирное небо над головой.
– А сейчас, чтобы сплотиться в едином порыве, мы определим состав наших команд. Пусть каждый из вас выберет себе листочек. Если вам достался рисунок летчика – добро пожаловать в команду «Лётчиков»; если же на вашем листочке изображен танкист – ваша стихия – команда «Танкистов».
(Дети и родители с замиранием сердца тянут сложенные листочки. В зале царит атмосфера предвкушения и волнения. Проводится жеребьевка.)
Ведущий: Мы приветствуем наших уважаемых гостей и справедливое жюри! Искренне желаем командам «Лётчиков» и «Танкистов» успехов, ярких побед и незабываемых впечатлений!
Разминка
Ведущий:
– Итак, первый конкурс – «Разминка». Каждой команде будет задано по пять вопросов. Отвечаем быстро, не раздумывая, демонстрируя свои знания и эрудицию.
Как называется война, победу в которой мы с гордостью празднуем 9 Мая? (Великая Отечественная война.) Когда началась эта страшная война? В каком месяце, какого числа? (Война началась летом, 22 июня.)
Как называлась наша страна в те суровые годы? (Союз Советских Социалистических Республик (СССР).) Какое государство вероломно напало на нашу страну? (Фашистская Германия.)
В войне принимали участие разные рода войск (авиация, флот, пехота, использовалось различное вооружение (самолеты, корабли, танки). Бои гремели и на суше, и на море, и в воздухе. Скажите, пожалуйста, где воевал военный флот? (На море, на воде.) Авиация? (В небе, в воздухе.)
За какие выдающиеся заслуги некоторые города после войны получили почетное звание «город-герой»? (Так называли город, жители которого проявили беспримерную храбрость, мужество и отвагу во время войны, отстояв свою землю.) Назовите города-герои, которые вы знаете. (Ленинград (ныне Санкт-Петербург, Сталинград (ныне Волгоград, Одесса, Севастополь, Москва, Брестская крепость (крепость-герой, Новороссийск, Керчь, Минск, Тула, Мурманск, Смоленск.)
Как мы сейчас называем людей, прошедших сквозь горнило войны и доживших до наших дней? (Ветераны.) Как можно узнать ветерана в толпе? (Это пожилой человек, часто в военной форме, с орденами и медалями на груди, свидетельствующими о его боевых заслугах.) Назовите ветеранов нашего города, которых вы знаете и которыми гордитесь.
Ведущий: Разминка подошла к концу. Вы показали отличные знания!
– Вспоминая о ветеранах, вы упомянули об их боевых наградах. Сейчас я предлагаю вам подробнее узнать об орденах и медалях Великой Отечественной войны – символах мужества и героизма.
(Как, увидев награду, отличить орден от медали? Медаль всегда имеет круглую или овальную форму, а орден может быть любой формы, например, в виде звезды. Как же выглядят и как называются главные награды Великой Отечественной)
(Ведущий раздает командам картинки с изображением орденов и медалей.)
– Орден «Победа». Это высший военный орден времен Великой Отечественной войны, которым награждались выдающиеся военачальники, внесшие неоценимый вклад в победу над врагом. Он представляет собой пятиконечную звезду, изготовленную из драгоценной платины и украшенную 150 бриллиантами, словно осколками звездного неба. Лучи звезды выполнены из благородных рубинов, символизирующих кровь, пролитую за Родину. В центре звезды расположен медальон, на котором на фоне лазурного неба изображена Кремлевская стена, Спасская башня и Мавзолей Ленина – символы нашей страны. В верхней части медальона расположена надпись «СССР», а в нижней – «Победа», слово, которое объединяло и вдохновляло весь советский народ.
Медаль «За взятие Берлина». Эта медаль была учреждена в честь героического взятия Берлина в ходе Великой Отечественной войны. Ею награждались непосредственные участники штурма и взятия вражеской столицы, проявившие отвагу и самоотверженность, а также организаторы и руководители боевых операций, внесшие решающий вклад в успех этого сражения. Всего медалью «За взятие Берлина» были награждены более миллиона человек. Орденом Отечественной войны награждались рядовые и командиры, проявившие в боях за Родину храбрость, стойкость и мужество, а также военнослужащие, которые своими умелыми действиями способствовали успеху боевых операций наших войск.
Орден Славы. Этот орден вручался солдатам и сержантам за личный подвиг, совершенный на поле боя. Он имел три степени, каждая из которых свидетельствовала о растущем героизме воина. Всего за отличие в годы Великой Отечественной войны было выдано около миллиона знаков Ордена Славы III степени, более 46 тысяч – II степени и около 2600 – I степени. Эти цифры говорят сами за себя, свидетельствуя о том, как много подвигов было совершено советскими солдатами во имя свободы и независимости нашей Родины.
Музыкальный конкурс
Ведущий:
– А сейчас нас ждет следующий конкурс – музыкальный. Каждая команда услышит по два отрывка из военных песен. Ваша задача – узнать песню по первым аккордам и назвать ее.
( Предлагаются музыкальные фрагменты следующих песен: «Священная война», «День Победы», «Песня защитников Москвы», «Мы за ценой не постоим», «На безымянной высоте», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?». В зале звучат проникновенные мелодии, трогающие сердца и вызывающие чувство гордости за свою страну.)
Конкурс загадок
Ведущий:
(Загадывает загадки, наполненные патриотизмом и любовью к Родине)
Подрасту и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою … (страну).
Брат сказал: «Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником –
Станешь … (пограничником).
Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном … (корабле).
Самолет парит, как птица,
Там – воздушная граница.
На посту и днем, и ночью
Наш солдат – военный … (летчик).
Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется … (танкистом).
Любой профессии военной
Учиться нужно непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было … (войны).
Поэтический конкурс
Ведущий:
– Наш следующий конкурс – поэтический. От каждой команды участвует один человек – он проникновенно прочитает стихотворение, посвященное военной тематике, передавая всю боль и героизм тех страшных лет.
(Дети выходят на сцену и с выражением читают стихи о войне, заставляя зрителей затаить дыхание и почувствовать себя частью истории.)
Военная эстафета
Ведущий:
– Вы немного засиделись. Я предлагаю всем размяться и принять участие в веселой и увлекательной военной эстафете. Жюри оценит не только ваши знания, но и быстроту, ловкость и командный дух.
Конкурс «Ловкие саперы»
Инвентарь: по 2 корзины и по 10 бочонков для каждой команды.
Участники каждой команды выстраиваются в колонну друг за другом. Перед первым участником стоит корзина с бочонками, символизирующими взрывоопасный груз, а вторая пустая корзина находится за последним участником команды.
Задание: проявить ловкость и сноровку, передавая по цепочке «бочонки с порохом» сначала из первой корзины во вторую, а затем обратно.
Конкурс «Раненые бойцы»
Инвентарь: ленточки (в количестве, в два раза меньшем, чем членов всех команд вместе, ложки и небольшие мячи (по одной ложке и одному мячу на команду).
Перед началом игры все участники делятся на пары и связываются ленточками за руки выше локтя, символизируя раненых бойцов, нуждающихся в поддержке. Двумя свободными руками они держат ложку, в которой лежит мяч, который необходимо доставить в безопасное место.
Задание: проявить командный дух и взаимовыручку, добежав до стойки, обогнув ее и вернувшись к команде, не уронив мячик. Затем в игру вступает следующая пара.
Военный конструктор
Ведущий: В следующем задании вам предстоит проявить свои конструкторские способности и собрать военную технику из геометрических фигур.
Каждая команда получает лист формата А2 с начерченной схемой военной техники (танка, корабля или самолета, состоящей из геометрических фигур (контуры каждой фигуры обозначены, и конверт с цветными деталями для схемы. Количество деталей во всех схемах одинаково. Задание: проявить внимательность и аккуратность, выложив на схеме цветное изображение военной техники, используя детали из конверта.
Творческое задание
Ведущий: А теперь – самое главное, последнее задание. Вопрос один для всех команд. Вы можете посовещаться перед тем, как дать ответ. «Что нужно делать, чтобы войны больше никогда не было?» Дети по очереди высказывают свои мнения и предложения.
Ведущий: Ребята, мы с вами вместе начали создавать «Книгу памяти» нашей группы, где вы и ваши родители оставили сведения о своих близких, воевавших в годы Великой Отечественной войны, а также о тружениках тыла, ковавших победу в тылу. Почти полторы тысячи дней длилась Великая Отечественная война. На ней погибли более 20 миллионов человек – солдат и мирных жителей. Знаете, ребята, как это много! Представьте себе, если бы каждого погибшего почтили минутой молчания, вся страна погрузилась бы в тишину на долгие 32 года! Давайте же почтим минутой молчания память всех погибших в Великой Отечественной войне! Прошу всех встать.
(В зале воцаряется тишина. Звучит метроном. Минута молчания.)
Ведущий: Дорогие наши участники, вы все – большие молодцы!
На этом наша викторина подошла к концу. Я благодарю всех за активное участие, за ваши знания, смекалку и творческие способности! Сейчас я предоставляю слово нашему уважаемому жюри, которое подведет итоги нашей викторины.
(Члены жюри объявляют результаты викторины, поздравляют всех участников с наступающим праздником – Днем Великой Победы.)
Вручаются грамоты за участие, георгиевские ленточки и сладкие призы.