Викторина для детей подготовительной группы «Богатыри земли русской»

Рачкова Марина Ивановна
Викторина для детей подготовительной группы «Богатыри земли русской»

Задачи:

1. Формировать представление о героическом прошлом народа Древней Руси, о русских богатырях.

2. Оживить представление детей о былине, о былинных героях: Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемяке, Микуле Селяниновиче.

3. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, преданий о русских богатырях.

4. Вспомнить назначение оберегов.

5. Закрепить знания детей о творчестве художника В. Васнецова.

6. Воспитывать желание познавать культуру своего народа.

Предварительная работа.

1. Рассматривание репродукций картин В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Богатырь», «Гусляры», «Богатырский скок».

2. Чтение былин «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Калин-Царь», «Добрыня», «Добрыня и Змей Горыныч», «Алеша Попович», «Микула Селянинович и Вольга», «Садко», «Никита Кожемяка».

3. Просмотр мультфильмов «Русь изначальная», «Илья Муромец», «Добрыня Никитич», «Василиса Микулишна», «Лебеди Непрядвы».

4. Раскраски «Богатыри», «Боги древних славян».

Выставка в книжном уголке.

1. «Русские богатыри». Лучшие былины русского народа в изложении для детей и взрослых. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2013.

2. Светлана Лаврова «Славянская мифология».

3. Юрий Медведев «Русские легенды и сказания».

4. Как боролся русский богатырь».

5. «Русское оружие». Ростов-на-Дону.

6. Репродукции картин В. Васнецова «Богатырь», «Поле побоища Игоря Святославовича с половцами», «Бой скифов со славянами», «Витязь на распутье», «Гусляры», «Богатыри», «Встреча Олега с кудесником», «Прощание Олега с конем», «Варяги», «Баян», «Богатырский скок», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем».

Оформление мини-музея.

1. Фигурки богатырей.

2. Бумагопластика (княжна, девушки, терема).

3. Изба (картонный макет).

4. Родовое дерево — дуб (рисунок).

5. Фигурки коней.

Активизация словаря.

Богатырь, былина, сказитель, гусляр, нараспев, ратник, витязь, оратарь, кольчуга, сбруя, уздечка, стремена, седло, шлем, щит, снаряжение, доспехи, булава, копье, ножны, колчан, пахарь, оберег.

Организационный момент.

(Дети под песню А. Пахмутовой и Н. Добронравова «Богатырская наша сила» выстраиваются в две команды лицом друг к другу.)

- Ребята, предлагаю вам загадку: Ладно скроен, крепко сшит, за землю русскую стоит. (богатырь)

- А какой он богатырь? Как о нем говорится в стихотворении?

Ответы детей:

Силен, как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей.

- Предлагаю показать свои знания о богатырях, приняв участие в викторине «Богатыри земли русской».

У нас две команды: «Богатыри» и «Витязи».

Приветствие команд.

«Витязи»:

Витязи в строю едином

Всех дружнее и храбрей

И на честный поединок

Мы зовем «Богатырей».

«Богатыри»:

Победить желает каждый

И в команде слабых нет!

От «Богатырей» отважных

Славным «Витязям»- привет!

1 конкурс. ВОПРОСЫ КОМАНДАМ.

1. Как мы узнали о русских богатырях?

2. Что такое былина?

3. Кто слагал былины о богатырях?

4. Как сказитель передавал былину?

5. Назовите сказочных врагов, с которыми сражались богатыри, отгадав загадки:

Не любит он богатырей,

Захватывает в плен людей.

Царевен любит похищать,

Огонь он любит выдыхать.

Есть много у него голов -

Кто он, ответить ты готов?

Погляди, злодей лесной

На тропе вершит разбой.

Он свистит, как соловей.

Назови его скорей.

2 конкурс. ВЫКЛАДЫВАНИЕ ИЗ БУКВ ИМЕН БОГАТЫРЕЙ.

(Илья, Добрыня, Алеша, Никита, Микула, Святогор) по три имени для каждой команды.

3 конкурс. ВОПРОСЫ.

(на мольберте выставлена репродукция картины В. Васнецова «Богатыри»)

1. Откуда родом Илья Муромец?

2. Почему Алешу называют Поповичем?

3. Кого из богатырей называли «тихим»?

4. Что означает имя Добрыня?

5. Что охраняют богатыри?

6. Как называли война в старину?

7. Как одеты богатыри?

8. Как называется снаряжение богатыря?

4 конкурс. СОСТАВЬТЕ ЩИТ.

- Ребята, у меня было два щита, но они рассыпались на части. Помогите пожалуйста их восстановить. (Для одной команды предлагаются части щита с изображением солнца, а для другой с изображением дерева).

- Что означает солнце на щите? (В Древней Руси солнце имело особое значение. Люди поклонялись Богу Солнца - Даждь Богу и летнему Богу Солнца — Яриле. Знак Солнца помогал богатырям «ослеплять», то есть побеждать врагов.)

- Что означает дерево на щите?

(Дерево, трава, колосья — живые, значит их изображения, как живые существа помогают в сражениях, удваивают силу богатырей.)

- Почему люди очень любили дуб, поклонялись ему?

(Дуб почитался за могучесть, крепость. Уходя на сражение богатыри брали с собой дубовый листочек и горсть родной земли.)

- Предлагаю встать в круг и сделать хороводный обряд-поклонение дубу. (физкультминутка).

У нас рос дубок (Дети медленно поднимаются из положения сидя)

Вот таков! (Тянут руки вверх)

Корень его вот так глубок, (Наклон вниз)

Листья его да вот так широки, (Развести руки в стороны)

Ветки да его да вот так высоки! (Руки вверх)

Ах ты, дуб-дубок, ты могуч, (Медленно поднимают сцепленные руки ввверх)

На ветру ты, дубок, скрипуч (Покачивание руками)

Дай мне силы, отваги, добра, (Правая рука на сердце)

Чтобы землю родную

Защищать от врага!

- Мы с вами отдохнули, а сейчас продолжим викторину:

- Скажите, кто из богатырей был пахарем? (Микула Селянинович)

- Как звали в народе богатыря-пахаря? (оратай)

- Какой труд тяжелее: ратный или земледельческий?

- Как называли воина в старину? (витязь, ратник)

- Когда богатыри собирались все вместе их победить было невозможно. Об этом и пословицы говорят.

- Какие вы знаете пословицы?

(Не родом богатырь славен, а подвигом.

Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.)

Вот и подошла к концу наша викторина о русских богатырях.

Пока жюри подводит итоги, я вам зачитаю завет, который оставили богатыри:

Защищать свою Родину, беречь ее,

Защищать слабых, бедных, стариков и детей.

Быть сильными, храбрыми, отважными.

Любить свою родную землю, свой народ, свою страну.

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать коням землю русскую.

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь — не шатается!

И век простоит — не шелохнется!

А преданья старины забывать мы не должны.

Слава русской старине, слава русской стороне!

Подведение итогов викторины. (Раздача детям талисманчиков — листочков дуба с пожеланиями быть смелыми, сильными, как былинные богатыри — защитники земли русской.

Публикации по теме:

«Богатыри — Защитники земли русской» — конспект занятия для детей старшей группы Цель: • Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. • Развитие патриотических и гражданских чувств.

«Богатыри земли русской». 23 февраля — День защитника Отечества в подготовительной группе«Богатыри земли русской». 23 февраля — День защитника Отечества в подготовительной группе Накануне 23 февраля в нашей группе прошло спортивно - музыкальное развлечение, на которое были приглашены папы. Но и некоторые мамы не остались.

Театрализованное представление по мотивам былин «Богатыри земли русской» «Богатыри земли русской» (театрализованное представление по мотивам былин) Цель: Познакомить детей с русским эпосом. Донести до детей дух.

Музыкально-театрализованное представление «Богатыри земли русской»Музыкально-театрализованное представление «Богатыри земли русской» Авторы: Осоткина Елена Ивановна-воспитатель высшей категории; Алемасова Алёна Григорьевна-воспитатель I категории. Ведущий: Чтоб сегодня.

НОД «Богатыри земли русской» Структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей» ГБОУ ООШ №18 г. Новокуйбышевска Конспект непосредственно.

НОД по патриотическому воспитанию «Богатыри земли русской» для детей 5–7 лет Непосредственно образовательная деятельность патриотическое воспитание. "Богатыри земли русской". Для детей от 5 до 7 лет Программное содержание:.

Фотоотчет о реализации проекта «Богатыри земли русской»Фотоотчет о реализации проекта «Богатыри земли русской» Педагогами нашего детского сада был разработан проект «Богатыри земли русской». Реализация проекта осуществлялась с воспитанниками в подготовительной.

Проект «Богатыри земли русской» (фотоотчет)Проект «Богатыри земли русской» (фотоотчет) В нашей группе прошел познавательно-творческий проект «Богатыри земли Русской». В проекте приняли участие дети подготовительной группы,.

Проект «Богатыри земли русской»Проект «Богатыри земли русской» Цель проекта:Формировать представление о героических защитниках русской земли, истории Руси. Задачи:1. Формировать представление о героическом.

Развлечение «Богатыри земли русской»Развлечение «Богатыри земли русской» Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Архитектура, дома
Автор публикации:
Викторина для детей подготовительной группы «Богатыри земли русской»
Опубликовано: 28 октября 2015 в 23:26
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» по теме «Будь...
Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» ( образовательный компонент «Безопасность жизнедеятельности») по теме «Будь осторожен с...
Консультация: «Приемы активизации умственных способностей дошкольников».
Приемы активизации умственных способностей используются при решении логических речевых задач, при рассматривании картин и слушании музыкальных произведений о...
Фотоотчёт НОД в I младшей группе «День Рождения Деда Мороза»
С детьми I младшей группы я провела НОД на тему "День Рождения Деда Мороза". Задачи: - познакомить главным героем Новогоднего праздника - Дедом Морозом;...
Экологические игры для детей осенью
Игры можно использовать во время прогулки с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, а также при организации осенних развлечений и досугов. Они...
Роль социально-эмоционального воспитания в развитии личности дошкольника.
«Воспитание не сводится к обучению ребенка совокупности известных знаний и умений, а необходимо предполагает формирование эмоционального отношения к...