Приложение МААМ

Викторина для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Что мы знаем о масмаках»

Наталия Иванова
Викторина для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Что мы знаем о масмаках»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

• Уточнить знания детей о художественных промыслах Чувашии, познакомить с мастерами чувашского народного искусства.

• Закрепить знания и представления детей о чувашской головной повязке «масмак»: её возникновении и назначении; об орнаментальном образе, духовно-содержательном смысле, связанным с мировоззрением народа.

• Продолжать развивать художественно-творческие способности при создании сюжетной композиции из знакомых элементов чувашского узора. Развивать внимание, память, основы логического мышления. Совершенствовать умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе.

Публикация «Викторина для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения „Что мы знаем о масмаках“» размещена в разделах

• Воспитывать дружеские взаимоотношения, уважение друг к другу.

Коррекционная задача: Развивать прослеживающие функции глаз, зрительное восприятие цвета, пространства, мелкую моторику пальцев рук.

Предварительная работа: тематические экскурсии в художественный, краеведческий музеи, чтение чувашских сказок и легенд, проведение занятий познавательного цикла, рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, иллюстраций и открыток, подбор дидактического материала в зависимости от зрительного диагноза.

Словарная работа: масмак, викторина, элемент узора, монитор, фрагмент, художественные промыслы, словосочетание «золотые руки».

Ход мероприятия

На экране монитора появляются слайды с изображением художественных промыслов Чувашии.

Воспитатель: Ребята, в какой республике мы живём?

Ответы детей: Чувашия.

Воспитатель: Каждая республика славится своими народными мастерами, своими промыслами. Как вы думаете, что такое промысел?

Ответы детей: Изготовление народных художественных изделий.

Воспитатель: Какие виды художественных промыслов Чувашии вы знаете?

Ответы детей: Лозоплетение, вышивка, ткачество.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас мы посмотрим, всё ли вспомнили. Это резьба по дереву, славятся работы мастера Петра Мазуркина. Лозоплетение, интересны работы таких мастеров Марии Климовой, Людмилы Тумановой. Изделия из керамики - особо привлекают внимание работы мастера Натальи Сыромятниковой. Какая красивая роспись по дереву у мастера Ольги Хромовой. Одежда национальных кукол богата чувашской вышивкой – славятся работы Надежды Николаевой. Мастерски выполнены работы из бересты Владимира Орлова. Какие весёлые и красочные свистульки народных мастеров. Вызывает восторг и восхищение изделия, украшенные бисером. Какая красивая салфетка. Сколько любви и мастерства вложила вышивальщица. Чувашия славится не только своей вышивкой, но и ткачеством. Обратите внимание, что изделия сотканы из нитей разного цвета. Все эти изделия были и есть основные виды народного творчества Чувашии как в старину, так и сейчас, в современное время. Наша республика может гордиться своими мастерами.

Ответы детей:

Воспитатель: Все эти изделия народных промыслов изготовили талантливые мастера. Про них говорят, что у них «золотые руки». Как вы считаете, почему?

Ответы детей: трудолюбивые, умелые, сделанные с душой.

Воспитатель: Я рада, что вы такие любознательные.

Воспитатель: Предлагаю подойти к окну для выполнения гимнастики для глаз: поморгаем, посмотрим вверх-вниз: солнце красное восходит, красотою мир сияет, стоит солнцу закатиться – красоту и мир теряет, нарисуем плодородную землю, слева - направо, справа – налево. Поморгаем ещё раз, зажмурим и откроем широко – широко на мир.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю рассмотреть кукол, одетых в чувашские национальные костюмы и их головные уборы. Как они называются?

Ответы детей: Тухья, хушпу, масмак.

Воспитатель: Мне приятно, что вы быстро справились с этим заданием. Сегодня я предлагаю вам мини – викторину. Она называется «Что мы знаем о масмаках?».

Воспитатель: Итак, у нас есть команды, которые разделяются по эмблемам на вашей одежде. За правый стол приглашаются дети с эмблемами «солнца», за левый – с эмблемой «звезды».

Вопрос 1 команде: Что такое «масмак»?

Дети: Головная вышитая повязка.

Вопрос 2 команде: Кто её носил?

Вопрос 1 команде: Почему это красивый головной убор называется «масмак»?

Дети: Из-за девочки по имени Масмак.

Воспитатель: вопрос 2 команде: Для чего носили чувашские женщины масмаки?

Дети: Для красоты; чуваши считали, что повязка масмак связывает их с небом, небесным миром, потому что небо даёт силы, свет, тепло; масмак является оберегом.

Воспитатель: Отлично, вспомнили легенду о девочке по имени Масмак, которая, увидев радугу, вышила на холсте разноцветными нитями красивые чувашские узоры, похожие на радугу и солнце. С этого дня головные повязки стали в чувашском народе называть «масмак».

Воспитатель: Все изделия украшены красивым орнаментом, но он ещё и несёт смысловую нагрузку, как вы знаете, его ещё можно и читать.

Воспитатель: Предлагаю вам выполнить следующее задание посложнее «Сложи узор» Я вам раздам карточки с деталями узора, а вам нужно сложить их в целый «масмак». Молодцы! Как замечательно сложили масмак на столе, а сейчас предлагаю станцевать чувашский танец.

Физкультминутка (чувашский танец)

Воспитатель: Следующее задание «Найди фрагмент узора».

Воспитатель: (вносит два старинных масмака). Эти старинные масмаки чувашские мастерицы с любовью вышивали, вкладывали много труда в свою работу, и вы видите, какие красивые и какие мелкие узоры на этих повязках. Поэтому я вам даю карточки с элементами узоров, только в увеличенном виде. Вам нужно найти точно такую же карточку на столе.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы очень внимательны.

Воспитатель: Наша викторина продолжается. Мы знаем, что узоры вышиваются нитками разного цвета. Какие главные цвета в чувашской вышивке?

Дети: красный, белый, чёрный, зелёный, жёлтый, синий.

Воспитатель: Молодцы, ребята! У вас очень хорошая память.

Вопрос 1 команде: Для чего использовали чуваши красный цвет?

Дети: символ огня, солнца, цвет жизни, любви, красоты.

Вопрос 2 команде: Какая тайна заключена в белом цвете?

Дети: белый свет, чистота, мудрость, правдивость.

Вопрос 1 команде: А что хотели рассказать чуваши зелёным цветом?

Дети: вышивали деревья, растения. Они удивлялись красоте природы.

Вопрос 2 команде: В чём секрет чёрного цвета?

Дети: цвет плодородной земли.

Вопрос отстающей команде: В чём секрет синего и жёлтого?

Дети: значение этих цветов не известно до сих пор.

Воспитатель подводит итоги викторины.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас я хочу предложить вам игру «Выложи картину». Ребята, подумайте, какие элементы чувашского орнамента можно использовать для изображения деревенского пейзажа утром? Представьте, как красиво вокруг. Что мы можем увидеть? Предлагаю вам с помощью бумажных деталей украсить масмак. Позже мы перерисуем эту картину на бумажную заготовку и составим небольшие рассказы.

По окончании – рассказы детей гостям о смысловом содержании своей работы.

Воспитатель : Каждый из нас знает много о красивых вещах с чувашскими узорами, умеет рисовать узоры чувашского народа и по-своему чувашскими узорами передавать картину природы или придумывать свои картины и создавать их с помощью чувашских узоров. Молодцы!

Публикации по теме:

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Игра-викторина «Что мы знаем о профессиях?» (для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста) Игра-викторина «Что мы знаем о профессиях» Цель: расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.

Конспект НОД «Что мы знаем о воде» для детей среднего дошкольного возраста Конспект НОД «Что мы знаем о воде" Участники: дети среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет, воспитатели Место проведения: группа Цель:.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Что мы знаем об этих удивительных животных» Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к животным; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском.

Конспект ООД по зрительному восприятию для детей с нарушением зрения старшего возраста «Путешествие по стране сказок» Цель: Развитие зрительного восприятия Задачи: Упражнять в умении собирать картинки из частей, называть сказку по иллюстрации; -Развивать.

Конспект НООД для детей старшего дошкольного возраста. Игра-викторина «Что? Где? Когда?» (экология)Конспект НООД для детей старшего дошкольного возраста. Игра-викторина «Что? Где? Когда?» (экология) Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 105 ОАО «РЖД» Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности.

Организованная образовательная деятельность на тему: «Что мы знаем о воде?» для детей старшего дошкольного возраста Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №85 Приморского района Санкт – Петербурга Конспект ООД на тему:.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста с нарушением зрения Обучение дошкольников должно предусматривать не только со-общение знаний, формирование навыков и умений, но, в первую очередь, развитие.

Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Самое дорогое, что есть у меня — это моя семья» Цель: формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе, воспитывать любовь и уважение к своим родным. Задачи.

Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Знаем город наш на пять, но хотим еще узнать!»Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Знаем город наш на пять, но хотим еще узнать!» Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Знаем город наш на пять, но хотим еще узнать!» Цель: Обобщать и конкретизировать знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Викторина для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Что мы знаем о масмаках»
Опубликовано: 3 февраля 2018 в 15:36
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Викторина для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Что мы знаем о масмаках»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Иванова (УИ 1454880) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД