Наталия Иванова
Викторина для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Что мы знаем о масмаках»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• Уточнить знания детей о художественных промыслах Чувашии, познакомить с мастерами чувашского народного искусства.
• Закрепить знания и представления детей о чувашской головной повязке «масмак»: её возникновении и назначении; об орнаментальном образе, духовно-содержательном смысле, связанным с мировоззрением народа.
• Продолжать развивать художественно-творческие способности при создании сюжетной композиции из знакомых элементов чувашского узора. Развивать внимание, память, основы логического мышления. Совершенствовать умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе.
Публикация «Викторина для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения „Что мы знаем о масмаках“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2018
• Воспитывать дружеские взаимоотношения, уважение друг к другу.
• Коррекционная задача: Развивать прослеживающие функции глаз, зрительное восприятие цвета, пространства, мелкую моторику пальцев рук.
Предварительная работа: тематические экскурсии в художественный, краеведческий музеи, чтение чувашских сказок и легенд, проведение занятий познавательного цикла, рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, иллюстраций и открыток, подбор дидактического материала в зависимости от зрительного диагноза.
Словарная работа: масмак, викторина, элемент узора, монитор, фрагмент, художественные промыслы, словосочетание «золотые руки».
Ход мероприятия
На экране монитора появляются слайды с изображением художественных промыслов Чувашии.
Воспитатель: Ребята, в какой республике мы живём?
Ответы детей: Чувашия.
Воспитатель: Каждая республика славится своими народными мастерами, своими промыслами. Как вы думаете, что такое промысел?
Ответы детей: Изготовление народных художественных изделий.
Воспитатель: Какие виды художественных промыслов Чувашии вы знаете?
Ответы детей: Лозоплетение, вышивка, ткачество.
Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас мы посмотрим, всё ли вспомнили. Это резьба по дереву, славятся работы мастера Петра Мазуркина. Лозоплетение, интересны работы таких мастеров Марии Климовой, Людмилы Тумановой. Изделия из керамики - особо привлекают внимание работы мастера Натальи Сыромятниковой. Какая красивая роспись по дереву у мастера Ольги Хромовой. Одежда национальных кукол богата чувашской вышивкой – славятся работы Надежды Николаевой. Мастерски выполнены работы из бересты Владимира Орлова. Какие весёлые и красочные свистульки народных мастеров. Вызывает восторг и восхищение изделия, украшенные бисером. Какая красивая салфетка. Сколько любви и мастерства вложила вышивальщица. Чувашия славится не только своей вышивкой, но и ткачеством. Обратите внимание, что изделия сотканы из нитей разного цвета. Все эти изделия были и есть основные виды народного творчества Чувашии как в старину, так и сейчас, в современное время. Наша республика может гордиться своими мастерами.
Ответы детей:
Воспитатель: Все эти изделия народных промыслов изготовили талантливые мастера. Про них говорят, что у них «золотые руки». Как вы считаете, почему?
Ответы детей: трудолюбивые, умелые, сделанные с душой.
Воспитатель: Я рада, что вы такие любознательные.
Воспитатель: Предлагаю подойти к окну для выполнения гимнастики для глаз: поморгаем, посмотрим вверх-вниз: солнце красное восходит, красотою мир сияет, стоит солнцу закатиться – красоту и мир теряет, нарисуем плодородную землю, слева - направо, справа – налево. Поморгаем ещё раз, зажмурим и откроем широко – широко на мир.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю рассмотреть кукол, одетых в чувашские национальные костюмы и их головные уборы. Как они называются?
Ответы детей: Тухья, хушпу, масмак.
Воспитатель: Мне приятно, что вы быстро справились с этим заданием. Сегодня я предлагаю вам мини – викторину. Она называется «Что мы знаем о масмаках?».
Воспитатель: Итак, у нас есть команды, которые разделяются по эмблемам на вашей одежде. За правый стол приглашаются дети с эмблемами «солнца», за левый – с эмблемой «звезды».
Вопрос 1 команде: Что такое «масмак»?
Дети: Головная вышитая повязка.
Вопрос 2 команде: Кто её носил?
Вопрос 1 команде: Почему это красивый головной убор называется «масмак»?
Дети: Из-за девочки по имени Масмак.
Воспитатель: вопрос 2 команде: Для чего носили чувашские женщины масмаки?
Дети: Для красоты; чуваши считали, что повязка масмак связывает их с небом, небесным миром, потому что небо даёт силы, свет, тепло; масмак является оберегом.
Воспитатель: Отлично, вспомнили легенду о девочке по имени Масмак, которая, увидев радугу, вышила на холсте разноцветными нитями красивые чувашские узоры, похожие на радугу и солнце. С этого дня головные повязки стали в чувашском народе называть «масмак».
Воспитатель: Все изделия украшены красивым орнаментом, но он ещё и несёт смысловую нагрузку, как вы знаете, его ещё можно и читать.
Воспитатель: Предлагаю вам выполнить следующее задание посложнее «Сложи узор» Я вам раздам карточки с деталями узора, а вам нужно сложить их в целый «масмак». Молодцы! Как замечательно сложили масмак на столе, а сейчас предлагаю станцевать чувашский танец.
Физкультминутка (чувашский танец)
Воспитатель: Следующее задание «Найди фрагмент узора».
Воспитатель: (вносит два старинных масмака). Эти старинные масмаки чувашские мастерицы с любовью вышивали, вкладывали много труда в свою работу, и вы видите, какие красивые и какие мелкие узоры на этих повязках. Поэтому я вам даю карточки с элементами узоров, только в увеличенном виде. Вам нужно найти точно такую же карточку на столе.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы очень внимательны.
Воспитатель: Наша викторина продолжается. Мы знаем, что узоры вышиваются нитками разного цвета. Какие главные цвета в чувашской вышивке?
Дети: красный, белый, чёрный, зелёный, жёлтый, синий.
Воспитатель: Молодцы, ребята! У вас очень хорошая память.
Вопрос 1 команде: Для чего использовали чуваши красный цвет?
Дети: символ огня, солнца, цвет жизни, любви, красоты.
Вопрос 2 команде: Какая тайна заключена в белом цвете?
Дети: белый свет, чистота, мудрость, правдивость.
Вопрос 1 команде: А что хотели рассказать чуваши зелёным цветом?
Дети: вышивали деревья, растения. Они удивлялись красоте природы.
Вопрос 2 команде: В чём секрет чёрного цвета?
Дети: цвет плодородной земли.
Вопрос отстающей команде: В чём секрет синего и жёлтого?
Дети: значение этих цветов не известно до сих пор.
Воспитатель подводит итоги викторины.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я хочу предложить вам игру «Выложи картину». Ребята, подумайте, какие элементы чувашского орнамента можно использовать для изображения деревенского пейзажа утром? Представьте, как красиво вокруг. Что мы можем увидеть? Предлагаю вам с помощью бумажных деталей украсить масмак. Позже мы перерисуем эту картину на бумажную заготовку и составим небольшие рассказы.
По окончании – рассказы детей гостям о смысловом содержании своей работы.
Воспитатель : Каждый из нас знает много о красивых вещах с чувашскими узорами, умеет рисовать узоры чувашского народа и по-своему чувашскими узорами передавать картину природы или придумывать свои картины и создавать их с помощью чувашских узоров. Молодцы!